double arrow

Содружество и сообщество

Межгосударственные объединения с элементами федерализма.

Конфедерация. Конфедерация традиционно определяется как союз нескольких независимых государств, которые на основе международного договора объединились для достижения определенных целей (экономических, политических, военных и т. д.). Конфедерация - это не просто союз суверенных государств, а союз, который носит временный характер. Вследствие этого конфедерация является неустойчивым образованием, которое со временем может либо превратиться в федерацию, как это имело место в США, Швейцарии, либо распасться. Конфедерация внешне напоминает федерацию. Как и федерация, она имеет общую территорию, а также определенные общие органы. Вместе с тем от федерации конфедерацию отличает ряд весьма существенных признаков:

1) Конфедерация в отличие от федерации не является государством и не обладает в связи с этим суверенитетом.

2) Членами конфедерации являются не государственные образования, а суверенные государства, которые сохраняют свою самостоятельность как во внутренних, так и внешних делах.

3) Субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации, тогда как субъекты конфедерации, будучи суверенными государствами, в любой момент могут ее покинуть.

4) Законодательство членов конфедерации обладает верховенством над законодательством конфедерации

5) В конфедерациях отсутствует единое гражданство.

Конфедерацию следует отличать и от международных организаций. Конфедерация — это более тесное объединение государств, занимающее промежуточное положение между федеративным государством и международной организацией. Кроме того, у международных организаций в отличие от конфедераций отсутствует общая территория.




Уния. Уния - это форма соединения монархических государств под короной одного суверена. Различают два вида унии: личную и реальную.

Личная уния возникает, когда одно и то же лицо в силу династических связей и порядка престолонаследия оказывается монархом двух или более государств. При этом монарх становится не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в унию. Государство сохраняет свой суверенитет и независимую внутреннюю политику.

Реальные унии в отличие от личных уний возникали на основании договора между государствами (например, уния Швеции и Норвегии) либо в результате одностороннего акта более сильного государства (например, унии Австрии и Венгрии). При этом создавались общие органы для всего государственного объединения. В международных отношениях реальная уния выступала как единое суверенное государство.



Содружество представляет собой основанное на международном договоре объединение независимых государств, созданное для решения задач в определенных жизненных сферах. Это еще более аморфное образование, чем конфедерация. Признаки:

1. Создание общих органов содружества для координации действий государств-участников.

2. Отсутствие суверенитета: суверенитет сохраняется за государствами-участниками.

3. Отсутствие общих для содружества конституции и законодательства.

4. Право стран-участниц на свободный выход из состава содружества.

5. Отсутствие единого гражданства.

Сообщество.В основе сообщества лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество (Европейский союз).

28))) Демократические режимы: понятие, признаки, виды.

Демократические режимы – политические режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется. Существует непосредственная демократия (народ сам, непосредственно осуществляет государственную власть) и представительная демократия (государственная власть осуществляется народом через представителей).

Виды и признаки:

1. Режим социальной демократии.(Присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой:Великобритания, германия, США, Франция, Япония).

1) Существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти, т.е. представительные органы государственной власти. Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны.

2) Участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (непосредственное проявление власти народа, референдумы) и представительной демократии (осуществление власти через органы государственной власти и власти местного самоуправления).

3) Действие принципа разделения властей.

4) Государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса.

5) Господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

6) Политический и идеологический плюрализмом.

7) Гласность, свободный доступ к информации, не признанной секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.

8) Невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.

2. Режим либеральной демократии (полудемократический режим). Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим, но это еще неразвитая демократия, демократия с некоторыми элементами авторитаризма.

29))) Антидемократические режимы: понятие, признаки, виды.

К антидемократическим режимам относят политические режимы, прямо противоположные демократическим. Антидемократические режимы подразделяют на собственно антидемократические (народ ни формально, ни фактически к власти не допускается и никакого участия в ее осуществлении не принимает) и псевдодемократические (маскируют свою антидемократическую сущность, формально они признают наиболее значимые институты демократии (народовластие, выборы, права и свободы граждан и др.) и закрепляют их в конституциях и иных законодательных актах, однако реального народовластия при таких режимах не существует).

Виды и признаки:

1. Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима.

1) Отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм - понятия несовместимые.

2) Государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры.

3) Отсутствие разделения властей.

4) Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни, превращение человека в послушный придаток государственного механизма.

5) Фактическое отсутствие политического и идеологического плюрализма.

6) Тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима.

7) В тоталитарных государствах отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством.

2. Авторитарный режим.Авторитарныйрежим - вид государственного режима, занимающего промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.

1) Авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.

2) Государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы. Принцип выборности государственных органов сужается или сводится на нет.

3) Игнорирование разделения властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют.

4) Преобладание силовых, командных, бюрократических методов государственного управления. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.

5) Отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами массовой информации.

6) Допускается ограниченный политический плюрализм.

7) При авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества.

8) Демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах, главным образом, провозглашаются, но реально не обеспечиваются.

3. Полуфеодально-теократический режим.Существует, как правило, полуабсолютная монархия. Политическая власть находится в руках близких к монарху привилегированных слоев или духовенства. Промышленность неразвита, рабочий и «средний» классы либо еще не сложились, либо никакого влияния на власть не оказывают. Среди методов осуществления государственной власти активно используется деление населения на разные категории с различным объемом прав (благородные и простолюдины). К числу важнейших инструментов государственной власти относится использование религии.






Сейчас читают про: