Лекция 15. Казахстан — суверенное демократическое государство Распад Советского Союза

Литература

1. Зиманов С.З. Конституция и парламент РК. Алматы,, 1996

2. Котов А.К., Нурпеисов Е.К. От ханской власти к президентской республике. Алматы, 1992

3. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. М., 1991

Цель – помочь студентам познать особенности происходивших изменений в государственно-правовой системе республики во второй половине 80-х годов.

Задачи – дать политическую и правовою оценку событиям декабря 1986 года. Помочь осознать историческую значимость принятия Декларации о государственном суверенитете. Научить уметь провести анализ нормативно-правовых документов 1990 года.

XX съезд КПСС и постановление «О преодолении культа личности и его последствий». Либерализация государственной и правовой системы. Процесс реабилитации. Изменения в судопроизводстве, в законодательстве о статусе и функциях Советов. Принятие кодексов. Расширение прав союзных республик. Половинчатость и непоследовательность изменений демократического характера.

Смена власти в 1964 году. Курс на освоение целинных и залежных земель. Конституция 1978 года. События 1979 года в Целинограде - правовая оценка.

кодекса. Ход и оценка политики перестройки, курса на демократизацию и гласность. События декабря 1986 года. Начало «перестройки» в Казахстане. Декабрь 1986 года — первое в СССР организованное выступление молодежи против тоталитаризма.

Борьба за сохранение и обновление СССР и его распад. Проект создания Союза Суверенных Советских Республик. Декларация о государственной независимости 1990 г. и Закон о государственном суверенитете как исторические документы обретения независимости Республикой Казахстан.

Борьба за сохранение и обновление СССР и его распад. Проект создания Союза Суверенных Советских Республик. Декларация о государственной независимости 1990 г. и Закон о государственном суверенитете как исторические документы обретения независимости Республикой Казахстан.

Расширение экономических и политических прав республики. Принятие 25.10.1990 г. Верховным Советом "Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР". Законодательная деятельность Парламента республики. Введение поста Президента республики и первые его выборы Верховным Советом.

Законодательные изменения периода перестройки. Закон о всенародном голосовании (референдуме) (декабрь 1990 г.). Закон "0 разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Существенное расширение внешнеполитических и экономических прав республики.

Правовое регулирование в сфере переходной экономики. Законы "0 собственности в СССР", "0 предприятиях в СССР", "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР". Принятие Верховным Советом КазССР Земельного кодекса.

Демократизация общественных структур. Содержание новых законов СССР "Об общественных объединениях" и "0 профессиональных союзах".

Существовавшая схема советской федерации в целом была создана для разрешения национального вопроса. В основу была положена идея национального суверенитета и права наций на самоопределение в той или иной государственной форме. При том, что союзная федерация строилась на основе признания суверенного статуса и субъектов и федерации в целом как необходимого условия более эффективного осуществления центральной и республиканских государственных властей, преобладающими стали тенденции к централизации, хотя в принципе такое положение несвойственно федерации вообще и для построенных по национальному принципу в особенности.

В рассматриваемые годы происходили процессы определенной демократизации государственно-правовой жизни, деятельности Советов, расширения компетенции союзных республик.

В исследуемый период советское законодательство, в том числе казахстанское, развивалось в направлении освобождения от наиболее дискриминационных норм, закреплявших тоталитарный характер существовавшего режима, проводилась правовая реформа, несколько раздвинувшая рамки по обеспечению прав и свобод граждан в стране, обеспечившая социальную направленность динамики законодательства, расширившее компетенцию союзных республик. Нормой правотворчества было принятие совместных с партийными органами нормативных актов в важнейших сферах общественной жизни. Продолжалось усиление праворегулирующих функций партийных органов. Не был законодательно закреплено положение, по которому легитимными признавались бы только те нормативные акты, касающиеся прав и свобод граждан, которые опубликованы. Отметим, что 70% нормативных актов, касающихся прав и свобод граждан в СССР, носили закрытый характер, в результате чего человек был лишен возможности в полной мере использовать свои конституционные и иные права, свободы, осложнялась борьба с произволом, создавались препятствия для обжалования неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Это ущемляло правовой статус личности, ставило ее в зависимое положение от государственного аппарата, должностных лиц, наделённых властью. На практике интересы государства всегда ставились выше интересов граждан. Игнорировались принципы верховенства закона над властью, контроль общества за властными органами.

Развитие казахстанского законодательства характеризовалось принятием отраслевых кодексов, появлением и упорядочением законоположений, направленных на социальную защищенность населения. Кодификация законодательства были заметными правовыми реформами, в результате которых закон «оттеснял правовые регуляторы» и вводил новые регуляторы. Вместе с тем, изучение нормативного правотворчества и правоприменительной практики свидетельствуют о слабости механизма защиты прав и свобод граждан, массовом их нарушение, излишней централизации права, не оставлявшей места самостоятельному правотворчеству союзных республик, внутренней противоречивости самого права. Конституционные положения по правам и свободам граждан имели в основном декоративное предназначение. Законодательство развивалось в соответствии с политическим курсом, провозглашаемым на том или ином этапе в качестве приоритетного, партийные решения переводились на язык законов, а не наоборот. Процессы демократизации законодательной сферы были половинчатыми и непоследовательными, что во многом обусловливалось идеократическим характером политической системы. Будучи неправовым советское государство реализовывало репрессивную функцию, подавляя любые проявления инакомыслия, использовало правовое регулирование не столько для защиты интересов граждан, сколько для обеспечения своих идеологических, политических и производственных потребностей, придерживаясь тезиса о необходимости ограничения прав граждан, если они противоречат целям и задачам построения коммунизма. Не был разработан прозрачный и чёткий механизм, который реально утверждал бы не только ответственность гражданина перед государством, но и ответственность государства перед гражданином. Сфера законодательства и принцип народовластия были формализованы. Действенная контрольная роль со стороны общества, по сути, отсутствовала. Существовал разрыв между декларируемыми демократическими принципами функционирования политико-правовой системы и практикой их реализации. По сути можно говорить об отсутствии в СССР реального конституционализма. Личность была отчуждёна от власти.

Особенностью советского государства была руководящая роль Коммунистической партии. Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие должности с помощью механизма номенклатуры. Не закон с его предписаниями, а субъективная воля властной элиты определяла все стороны жизнедеятельности общества и государства.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что фиксирование юридического (хотя и не фактического) суверенитета Казахстана, расширение компетенции по вопросам регулирования сферы внутреннего законодательства, провозглашение совершенствования правовой системы республики в направлении обеспечения демократических начал, создание органов государственной власти и управления республики сыграли определённую позитивную роль для развития государственно-правовых институтов Казахстана, для развития правовой культуры местного населения. И хотя правовые реформы носили непоследовательный характер, не изменили унитарный характер СССР, сохранили строгую централизацию государственного механизма, правовой системы, на практике права и свободы граждан нарушались, всё же заложили перспективы для последующего обновления политико-правовой системы.

С середины 80-х годов происходят существенные изменения в развитии законодательства, оно принимается ряд законодательных норм, соответствующих общепризнанным мировым стандартам по правам человека, допускающих экономический, политический и идеологический плюрализм. Происходит постепенное обновление законодательства. Формируется идея верховенства закона, который приобретает значение первичного регулятора общественных отношений, трансформируя всю правовую систему. Однако в силу происходивших в конце 80-начале 90-х годов политических событий многие из законов так и не были реализованы. Так, изменения, постепенно вносимые в распределение полномочий между центральной властью и национально-территориальными образованиями, не успевали за ростом национального самосознания народов, населявших СССР, и особенно за ростом политических суверенческих амбиций политических элит этих народов и кроме того вступали в противоречие с диктатом правящей партии, которая была идейно-политическим остовом Союза ССР и которая практически не меняла свою строго централизованную организационную структуру, основанную на безоговорочном подчинении местных кадров любым решениям союзного центра.

Данное состояние привело в конце 80-х годов к мысли о переподписании Союзного договора, а затем и к идее заключения нового Договора. Договор был призван значительно расширить компетенцию республик, стать юридической гарантией их суверенного статуса. Правовым основанием для процесса декларирования государственных суверенитетов стал Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и Субъектами Федерации». Процесс конструирования схем нового союзного государства до распада СССР прошел ряд этапов, ряд концепций были закреплены в договоре, получившем название Союза Суверенных Государств (ССГ-ноябрь 1991 года).

1. Декларация (1990) и Закон (1997) о государственной независимости Республики Казахстан.

2. Политические предпосылки и значение принятия первой (1993 года) Конституции независимогоКазахстана

3. Политико-правовая структура Республики Казахстан по Конституции 1993 года.

4. Международно-правовая политика Республики Казахстан с 1991 по 1995 гг.

5. Политико-правовые причины принятия новой (1995 года) Конституции Республики Казахстан.

6. Основные права и свободы граждан по Конституции 1995 года.

7. Поправки 1998 года в Конституцию Республики Казахстан.

8. Процесс законотворчества в Республике Казахстан в 1990-е годы.

Закон (1991) о государственной независимости Республики Казахстан.

Литература:

1. Зиманов С. Конституция и Парламент Республики Казахстан. — Алматы: Жет~ Жаргы, 1996.

2. Казахстан и Европейский Союз: Сборник документов я материалов / Сост.: Ж. Ибрашев, Г. Жанбатырова, С. Ка- сабулатова и др. — Алматы: КазГУ, 1997.

3. Конституция Республики Казахстан 1993 года.

4 Новые законы Республики Казахстан /Сост. Бейсенбииа Ф.Т. — Алматы: Редак.- издат. отдел Минюста Респубм- ки Казахстан, 1992.

5. Становление суверенитета Республики Казахстан / М.Т Баймаханов и др. — Алматы, 1994.

6. Козыбаев М.К. История и современность. — Алма-Ата. 1991.

7.Республика Казахстан. Трансформация государства: В двух томах. — Алматы, 1996.

8. Аюпова З.К., Сабикенов С.Н. Концепция правового rocy- дарства: (история, теория и практика). — Алматы: Гылым, 1996.

9. Зиманов С. Конституция и парламент Республики Казах- стан. — Алматы: Жет~ Жаргы, 1996.

10. Казахстан и Европейский Союз: Сборник документов и материалов i Сост.: Ж. Ибрашев, Г. Жанбатырова, С. Ка- сабулатова и др. — Алматы: КазГУ, 1997.

11. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

12. Новые законы Республики Казахстан /Сост. Бейсенбина Ф.Т. — Алматы: Редак.— издат. отдел Минюста Республи- ки Казахстан, 1992.

13. Сборник Международных конвенций. Республика Казах- стан / Автор и составитель К.М. Сарсембаев. — Алматы: Ин-т междунар. права и междунар. бизнеса «Данекер», 1997.

14. Становление суверенитета Республики Казахстан / М.Т. Баймаханов и др. — Алматы, 1994.

Цель – осознать важность и значение получения независимости и признания ее мировым сообществом.

Задачи – оценить политико-правовую обстановку нового суверенного государства и просмотреть основные тенденции развития государственно-правовых институтов РК.

Распад СССР. Принятие Конституционного Закона "О государственной независимости Республики Казахстан". Первые всенародные выборы Президента независимого Казахстана. Закон (1991) о государственной независимости Республики Казахстан.

Политические предпосылки и значение принятия первой (1993 года) Конституции независимого Казахстана. Государственное устройство и право Казахстана по Конституции 1993 года. Становление реального разделения властей, развитие демократии, правовой науки.

Внешняя политика Республики Казахстан с 1991 по1993 гг. и вхождение страны в мировое сообщество.

Создание Союза Независимых Государств (СНГ), Межпарламентской Ассамблеи, Таможенного союза и др.

Экономические и политические изменения на постсоветском пространстве: переход от социалистических основ государственности и экономики к капиталистическому укладу

Развитие права в «переходный период»: проведение правовой реформы, принятие ряда новых нормативно- правовых актов, обеспечивающих процесс приватизации, развития частного предпринимательства.

Подготовка и создание второй (1995) Конституции Рес- публики Казахстан. Основные положения Конституции.

Совершенствование законодательства республики и приведение его в соответствие с новой Конституцией.

Поправки 1998 года в Конституцию Республики Казахстан и их значение.

Развитие международных зкономических и правовых связей Республики Казахстан в 1990-е годы. Делимитация границ страны

Самороспуск первого Верховного Совета независимого Казахстана. Законодательство Республики Казахстан в различных сферах государственной жизни. Конституция РК 1993 года.

Конституционный суд Республики Казахстан. Создание и реорганизация государственных органов. Принятие кодексов Республики Казахстан.

Законодательная деятельность Президента РК на основании Закона от 10.12.1993 г. «О временном делегировании Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий».

Решение Конституционного суда о нелегитимности Верховного Совета 13 созыва. Проведение референдума о продлении полномочий Президента республики до 2000 г.

Конституция РК 1995 г. Конституционный совет.

Программа Казахстан – 2030 о вопросах права и государства.

Стратегический план развития на Казахстана на 2010-2020 годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: