Консолидация.
Инкорпорация.
Учет нормативных актов.
Общее понятие систематизации законодательства, ее формы и значение.
Содержание элементов структуры закона.
1. Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):
наименование органа, принявшего закон;
ü название закона;
ü номер и Дата принятия;
ü преамбула;
ü нормативно - правовое содержание закона;
ü последствия несоблюдения закона;
ü отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);
ü опубликование закона и вступление его в силу;
ü подписание закона.
2. Закон (Как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входило принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.
|
|
Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать видуализировать гих законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.
Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-проавовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Образованием (Государственной Думай, Советом Федерации) соответствующей; датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой.
Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.
Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи.
Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.
Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).
После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную
силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе.
Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).
|
|
ВОПРОС 65. Систематизация законодательства
I, Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.
Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.
Самостоятельными формами систематизации являются:
ü учет;
ü инкорпорация;
ü консолидация;
ü кодификация.
2. Учетом нормативных актов называются сбор действующих нормативных; актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.
В России учету подлежат:
ü федеральные конституционные законы;
ü федеральные законы;
ü нормативные указы Президента РФ;
ü нормативные акты Правительства РФ;
ü акты федеральных органов исполнительной власти;
ü законы субъектов РФ;
ü акты соответствующих органов местного самоуправления;
ü нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; 1
ü постановления Конституционного Суда РФ.
Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:
ü журнальный учет;
ü картотечный учет;
ü поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;
ü автоматизированный учет.
Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.
Наиболее удобная форма журнального учета - тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).
При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов.
Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам. При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения. Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов.
Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера). В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".
3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законание Свода законмперии 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг. Инкорпорация может быть:
ü официальной (своды законов государства и т. д.);
ü полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);
ü неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.
4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.
Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.
5. Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного ВЁ содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).
Акт, возникший в результате кодификации:
|
|
ü охватывает обширную сферу, однородных отношений;
ü имеет важное значение для всего общества;
ü стабилен и действует длительное время;
ü значителен по объему;
ü имеет сложную структуру;
ü является единым и внутренне логичным документом.
Формами кодифицированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства - акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.
В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.
Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.
Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.). По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулируемой отрасли права.
Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые в деятельности (воинскую службу и др.). Устав - сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).
Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.
ВОПРОС 66. Пределы действия нормативно-правовых актов