Кодификация

Консолидация.

Инкорпорация.

Учет нормативных актов.

Общее понятие систематизации законодательства, ее формы и значение.

Содержание элементов структуры закона.

1. Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):

наименование органа, принявшего закон;

ü название закона;

ü номер и Дата принятия;

ü преамбула;

ü нормативно - правовое содержание закона;

ü последствия несоблюдения закона;

ü отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);

ü опубликование закона и вступление его в силу;

ü подписание закона.

2. Закон (Как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наи­менование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входило принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать видуализировать гих законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-проавовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Образованием (Государственной Думай, Советом Федерации) соответствующей; датой считается день окончательного принятия данного акта Государ­ственной Думой.

Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.

Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи.

Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нару­шителям его норм.

Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене дей­ствия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно дан­ное указание содержится в конце принятого закона (указываются рек­визиты отмененных актов или их отдельные статьи).

После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную

силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе.

Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных зако­нов - Президента РФ).

ВОПРОС 65. Систематизация законодательства

I, Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.

Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развива­ется, не отстает от развития общества.

Самостоятельными формами систематизации являются:

ü учет;

ü инкорпорация;

ü консолидация;

ü кодификация.

2. Учетом нормативных актов называются сбор действующих нормативных; актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

В России учету подлежат:

ü федеральные конституционные законы;

ü федеральные законы;

ü нормативные указы Президента РФ;

ü нормативные акты Правительства РФ;

ü акты федеральных органов исполнительной власти;

ü законы субъектов РФ;

ü акты соответствующих органов местного самоуправления;

ü нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; 1

ü постановления Конституционного Суда РФ.

Основными принципами учета нормативных актов являются его полно­та, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

ü журнальный учет;

ü картотечный учет;

ü поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;

ü автоматизированный учет.

Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.

Наиболее удобная форма журнального учета - тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).

При картотечном учете его главной формой ведения является созда­ние системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов.

Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам. При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения. Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов.

Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера). В России пользуются популярностью такие компьютерные информаци­онно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".

3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законание Свода законмперии 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг. Инкорпорация может быть:

ü официальной (своды законов государства и т. д.);

ü полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);

ü неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулиро­вания нормативных актов.

Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

5. Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного ВЁ содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Акт, возникший в результате кодификации:

ü охватывает обширную сферу, однородных отношений;

ü имеет важное значение для всего общества;

ü стабилен и действует длительное время;

ü значителен по объему;

ü имеет сложную структуру;

ü является единым и внутренне логичным документом.

Формами кодифицированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства - акт федерального уровня, который содер­жит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов феде­рации.

В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.

Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.

Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.). По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулиру­емой отрасли права.

Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые в деятельности (воинскую службу и др.). Устав - сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).

Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют опреде­ленный род деятельности.

ВОПРОС 66. Пределы действия нормативно-правовых актов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: