Общее понятие закона в РФ

Содержание признаков закона.

Общее понятие закона и его признаков.

Элементы системы обеспечения правотворчества.

Виды правотворчества в зависимости от его субъектов.

1, Основными видами правотворчества (в зависимости от субъектов) явля­ются:

ü непосредственное Правотворчество народа (участие в референдуме);

ü Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) - законотворчество;

ü Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др.) подзаконное правотворчество;

ü Правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество;

ü Правотворчество общественных организаций.

ü деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральпых, управленческих) - договорное правотворчество..

2, При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систе­му обеспечения правотворчества, которую составляют:

ü информационное обеспечение;

ü планирование правотворческой деятельности;

ü поддержка со стороны народа;

ü юридическо-организационное обеспечение.

ВОПРОС 62. Закон и его признаки

1. Закон - нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отно­шению к иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с Конституцией РФ) основным источником права. От остальных актов закон отличается тем, что:

ü принимается специально уполномоченными органами;

ü принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

ü регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

ü общеобязателен,

ü стабилен;

ü обладает высшей юридической силой.

2. Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

ü Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) - федеральные и федеральные конституционные законы России;

ü законодательные (представительные) органы субъектов РФ - законы субъектов федерщии.

Иные органы правомочиями принимать законы не обладают. Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит, принята: законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми за­коном (на уровне государства), являются:

ü вопросы конституционного характера;

ü порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

ü права, свободы и обязанности человека и гражданина;

ü порядок создания и деятельности общественных организаций;

ü ключевые вопросы в области экономики;

ü вопросы обороны и безопасности;

ü международные отношения;

ü принятие и изменение бюджета;

ü установление налогов.

Общеобязательность закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т. д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия за­кона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая силазакона заключается в том, что:

ü он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нор­мативно-правовых актов;

ü положения данных актов должны соответствовать закону и не противо­речить ему.

ВОПРОС 63. Виды законов в Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: