Государственный строй империи Маурьев

Маурийская держава просуществовала чуть более двух веков, но заняла особое место в истории Индии, став символом ее единства. В это время оформляется концепция единоправителя (чакравартина). «Основными элементами государства являются государь, министры, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники», – говорилось в Артхашастре. Власть царя была наследственной – от отца
к сыну. Еще при жизни царь назначал себе наследника. Вступление на престол осуществлялось в виде абхитшеке – торжественного церемониала.

Об особой роли монарха говорил советник Чандрагупты Каутилье, написавший специальный трактат Артхашастра, в котором говорится
о различных аспектах жизни царя и царства, закреплены особой царской дхармой – свода правил поведения, круг налагаемых разнообразных обязанностей. Потому-то Ашок даже провозгласил политику «дхармавиджайн» («завоевание дхармы»). Его самого называют «царем дхармы», и он же учреждает особый разряд чиновников «по делам дхармы».

В соответствии с дхармой царь «в своей стране» должен был вести «себя правильно, строго наказывать врагов», быть справедливым
«по отношению к друзьям, преисполненным терпением к брахманам». Лучшее средство царя для достижения блаженства – это «храбрость
в битвах, защита народа, почитание брахманов». Осуждался царь жадный, глупый, несправедливый и жестокий. Царь, «имеющий правильно управляемую страну, растит благополучие», – говорилось
в Законах Ману.

Царь возглавлял государственный аппарат. Он обязан был управлять страной посредством указов: «Главное для царей – это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них». «Когда все законы нарушаются, царь сам является проводником законов, охраняя нравы и обычаи народа…», – говорилось в Артхашастре. Он являлся военачальником, верховным судьей (наравне с брахманами) и главой фискального аппарата, организовывал публичные работы, строительство ирригационных сооружений. Его власть была наследственной и обожествлялась. Для раджи предписывалось выполнение особой дхармы (круг религиозных, нравственных и общественных обязанностей): охрана подданных, издание указов, наложение наказания, сбор налогов, опекунство для малолетних, больных и вдов, а также борьба со стихийными бедствиями. Особо выделялась функция по организации публичных работ, строительство ирригационных каналов. Раджа
не обожествлялся, но считался «богоугодным царем» (деваража), а царь Ашок величал себя «милым богам».

Законодательной властью царь не обладал, этим занимались брахманы, потому радже предписывалось почитать их как знатоков вед и поступать по их совету.

В дхарме царя особое внимание уделяется наказаниям царя за совершенные преступления, т. к. согласно Законам Ману, «наказание правит всеми людьми, наказание же охраняет, наказание бодрствует, когда все спят…».

В управлении государством царю помогали министры (мантрины, махаматры), объединявшиеся в совет министров (мантрипаришад). Махаматры (руководители) подразделялись на простых и на дхармамахаматров или «советников дхармы». Последние заботились
о морали и поведении не только своих подчиненных, но и обо всех людях. Махаматры занимали разное положение в обществе. Одни находились в окружении царя и выполняли его поручения; другие –
в крупных и мелких городах державы, в областях и на «окраинах».

Появляется особая категория чиновников под названием адхъякш, и среди них важное место отводилось чиновникам финансового ведомства. Чиновники назначались царем, но практиковалась и передача должностей по наследству. Царю советовалось назначать служащих «честных, умных, твердых, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытанных», – говорилось в Законах Ману.

Кроме этих чиновников при царе находились многочисленные советники, которые непосредственно не занимались делами управления и суда. Из них выделялся придворный жрец (пурохита), который советовал правителю «уметь противостоять бедствиям, происходящим от богов и людей».

На втором плане административной лестницы стояли разнооб-разные специализированные чиновники – смотрители за финансами, царскими мастерскими, земельным хозяйством, торговлей и т. п. Особой заботой царя пользовались военные: надзиратель за слонами, командиры пехоты и колесниц, главный военачальник (сенапати).

Непосредственное управление государством осуществлялось практикой регулярных (каждые пять лет) «объездов», осуществляемых махаматрами, юктами, раджуками и прадешиками.

В то же время царь реализовывал свою власть и через местные структуры, сложившуюся иерархию лидеров. Предписания и поучения монарха передавались царевичам и махаматрам, а местные махаматры доводили их до раджуков, которые, в свою очередь, направляли их знати.

Административное деление отличалось сложностью. Структура державы состояла из «ядра» (области центральной Индии и долины Ганга) и областей «окраин». В рамках государства Маурьев были объединены народы, стоявшие на различных ступенях развития, и, вероятно, с различными формами социальной организации.

Под реальной властью царя находилась лишь часть территории государства. Страна делилась на провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале) и сельские районы, управляемые раджуками.

В державе продолжали существовать города и области, обладавшие значительной автономией, племена и племенные объединения, в том числе пять княжеств или царств. Во главе последних стояли царевичи, выполнявшие функции наместников. Их положение было различным. Вероятно, царевичи занимали промежуточное положение в социально-политической иерархии общества, и их можно характеризовать как местных крупных лидеров, посредников между верховной властью и местными социально-политическими организациями.

Особенностью местного управления Индии являлась десятиричная система: сельские области состояли из 1 000, 800, 400, 200 и 10 селений во главе с чиновниками, которые получали жалование от царя.

Низшей единицей территориального управления (деревни – общины) – до 1 000 семей – являлась грамма, во главе с выборным старостой – грамиком. Он должен был отвечать за сбор налогов, следить за порядком.

Держава Маурьев была военной, армия в ней играла огромную роль, т. к. войны расценивались как важный источник доходов и процветания государства. Поэтому-то почитался царь храбрый и воинст-венный. Армия состояла из наследственных воинов и наемников. Только представители варны кшатриев могли в ней служить и носить оружие.

Наряду с завоеваниями, армия обязывалась охранять государство и общественный порядок. С целью «подчинения страны» воинские подразделения помещались посреди двух, трех, пяти и сотен деревень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: