Возникновение Афинского государства

Государство в Афинах

Во время завоевания дорийцами юга Балкан Аттическая область (Аттика означала «прибрежная страна») была оккупирована четырьмя греческими ионическими племенами. Об их общественном строе можно судить по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея» и потому данный период в греческой истории называется «гомеровским» (ХI-IХ в. до н. э.). Общество состояло из 30 родов (гене), в каждый из которых входило по 30 семей. Роды объединялись во фратрии («братство»), а последние – в филы (племена). По фратриям проходили народные собрания (агора), где выбирался царь (базилевс) с военными, жреческими и судебными функциями. Постоянным органом власти в гомеровскую эпоху был совет старейшин (булэ).

Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область. Его возникновение связывают с реформами трех человек.

Первая была произведена царем Тесеем (Тезеем), который осуществил синойкизм («совместно живу», «заселяю»), объединив 12 отдельных, обособленных родовых общин в одно целое с центром Афины (в честь богини войны и победы Афины Паллады). Таким образом возникает город Афины. Древнегреческий историк Фукидид пишет: «С той поры и поныне афиняне совершают в честь богини (Афины) всенародное празднество синойкии (объединения)».

Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов, или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов ремесленников.

В VII в. до н. э. власть базилевса по неизвестным причинам упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). В том же столетии возникает еще один орган публичной власти – ареопаг (от холма бога войны Ареса, на котором они заседали), состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее учреждаются территориальные округа – наукрарии, каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота.

Эвпатриды постепенно сосредоточили в своих руках лучшие земли. Свободные крестьяне стали попадать в зависимость и получили название пелаты или шестидольники, обязанные 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Возникает долговое рабство. Аристотель писал: «Бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети их, и жены».

Народ восстал (по словам Аристотеля, произошла «великая смута») против благородных. На политическую арену выдвигается Солон, который в 594 г. выбирается архонтом с чрезвычайными полномочиями айсимнета («правитель»). В Греции эта должность считалась посреднической и избиралась народным собранием для улаживания социальных споров и конфликтов, с наделением неограниченными полномочиями, изданием законов и проведением реформ государственного переустройства.

Выбор был неслучайным: враждовавшие стороны одинаково видели в нем возможного защитника своих интересов и подходящего кандидата для составления законов. Его реформы начались с сисахфии («сбрасывание бремени») – отмены долгового рабства, государственных и частных долгов. Отныне афинянин не должен был за долги обращаться в рабство. Те же, кто был продан уже в рабство, выкупались за счет казны.

Потом Солон разделил афинян на 4 разряда по имущественному цензу, в основу которого положил медимн (52 литра сыпучих и текучих тел). Первый разряд составили граждане, имеющие доход в 500 медимнов (пентакосиммедимны), второй – в 300 медимнов (всадники), третий – в 200 медимнов (зевгиды). Все другие зачислялись в разряд фетов.

Афиняне, принадлежавшие к первым двум классам, наделялись полными активными и пассивными политическими правами: могли избирать и быть избранными в любой из органов Афинского государства. Представители третьего класса оказались ограничены в своих пассивных правах – они не могли избираться в архонты и быть членами ареопага. Феты располагали только активными правами, т. е. могли избирать, но не быть избранными. Кроме того, «пятисотники» во время войны за свой счет выполняли всякого рода поставки, представители второго класса – служили в коннице, а третьего – в тяжеловооруженной пехоте (гоплиты). Феты же были легковооруженными (гимнеты), а также служили во флоте.

Солон создал новый орган власти – Совет 400, ежегодно избиравшийся от каждого из 4 племен. Он учредил также суд присяжных – гелиэю, в который были допущены и феты. Солон сохранил деление общества на племена, а также должности архонтов и ареопага.

Солон предусмотрел ряд мер, направленных к поощрению хозяйственной деятельности афинян, сохранив старый закон против праздности, поощрял занятия ремеслом. Он запретил вывоз хлеба из Аттики. В интересах развития торговли реформатор освободил Афины от торгового влияния Эгины и с этой целью провел денежную реформу, введя вместо эгинской монеты эвбейскую, и установил новую систему мер и весов. Законы Солона были записаны на 16 кирбах – выбеленных вращающихся деревянных досках.

Навкрарии, видимо, становятся при Солоне главными финансовыми органами, принимая различные взносы и производя все текущие расходы.

Реформы Солона не решили для крестьян главного вопроса – земельного. Четыре года после реформы афиняне жили спокойно, но на пятый – смута достигла большой силы, которая продолжала разрастаться и в последующие годы. В 560 г. до н. э. устанавливается тирания Писистрата, стяжавшего себе популярность военными  доблестями.

В 509 г. до н. э. происходит восстание против тирании. Власть переходит к Клисфену, который в 508-507 г. избирается архонтом и проводит третью реформу. Его цель была двоякая: с одной стороны, окончательно подорвать значение родов и родовых объединений и для этого «перемешать» население; с другой – поднять роль и значение
городского населения в политической жизни.

Для достижения первой цели Клисфен заменил прежнее родоплеменное деление на 10 территориальных единиц, сохранив за ними племенное название филы. Потому год в Афинах стал делиться на десять периодов по 35-36 дней (пританий). Каждая территория именовалась по имени мифических героев Аттики. Филы подразделялись на три трети (тритии) – городская, внутренняя и прибрежная, и не составляли одной территории, но находились под одним руководством. Тритии делились на демы во главе с выборным старостой (демархом).

Отныне все граждане должны были вноситься в списки по месту рождения и обозначаться не по своему роду, а по деме, которых насчитывалось 100 (по 10 на филу). В дальнейшем число их достигает до 174. Мелкие селения соединялись в один дем, а в Афинах было несколько демов.

Совет 400 заменяется Советом 500 (по 50 человек от каждой территориальной филы). С целью устранения опасности установления новой тирании, Клисфен ввел «защитительный» институт остракизма («черепок» или «суд черепками»). В начале каждого года перед народным собранием ставился вопрос, нужно ли в данном году прибегнуть к остракизму. В случае утвердительного ответа, в восьмой притании производилось голосование черепками, на которых участники (не менее 6 000 человек) народного собрания писали имя человека, который, по их мнению, приобрел влияние и становился опасным для демократии. Такого гражданина изгоняли из страны на 10 лет без конфискации имущества.

В результате этих трех реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления. Демократия (от демос – народ и кратия – власть) – правление демоса. Данное понятие ввел Аристотель.

В первой половине V в. до н. э. Афинское государство вместе с другими греческими полисами боролось против завоевания персами. Афины возглавили эту борьбу и впоследствии стали активно вмешиваться и во внутренние дела греческих государств. Пятидесятилетие после персидской войны (479-431 г. до н. э.) считается «золотым веком» для Афин. Важнейшим последствием войны стала демократизация Афинского государства. Были проведены реформы Эфиальта и Перикла.

Эфиальт отнял право ареопага накладывать вето на постановления народного собрания, передав это гелиэе. Контрольные же функции ареопага над должностными лицами и надзор за исполнением законов были переданы Совету 500, народному собранию и гелиэе. Судебные функции ареопага также сократились. За ним остались лишь религиозные дела и обвинение в убийстве.

При Перикле вводится плата за исполнение должностей, что дало возможность малоимущим афинянам занимать государственные должности. Роль Совета 500 и гелиэи повысилась. Народные собрания стали собираться чаще, а круг рассматриваемых ими дел расширился.

После Хремонидовой войны (267-261 г. до н. э.) Македония завоевывает Афины, а в 27 г. до н. э. Рим покоряет Грецию и превращает ее в свою провинцию Ахайю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: