Общественный строй. Населениесостояло из рабов и свободных, которые подразделялись на полноправных граждан и иностранцев (метеков). Правами афинских граждан с 451 г. до н. э

Населениесостояло из рабов и свободных, которые подразделялись на полноправных граждан и иностранцев (метеков). Правами афинских граждан с 451 г. до н. э. наделялись лишь лица, родившиеся от афинянина и афинянки. Афинское гражданство считалось врожденной привилегией. По достижении 18-летнего возраста они зачислялись в списки членов демы (демоты). С 18 до 20 лет юноши обязаны были проходить курс военного обучения и до 60 лет оставались военнообязанными. Освобождались от военной службы лишь члены Совета 500. После военного обучения юноши допускались к участию
в народном собрании. Вхождение юноши в число граждан обставлялось епитимией – особой правовой процедурой.

Афинянин должен был участвовать в общественной жизни и государственных делах, в противном случае его называли идиотом.

Афиняне пользовались политическими правами: участвовать
в народном собрании, избираться на гражданские и судебные должности. Они имели право на получение различных пособий от государства, участвовать в государственных раздачах. Совокупность таких прав составляла честь (тиме) гражданина, которая могла быть ограничена по суду за различные преступления – атимия, т. е. подвергнуться бесчестию. Атимии подвергались граждане, задолжавшие государству и не погасившие долг добровольно; лица, подвергнувшиеся позорному приговору (например, совершение кражи, занятие проституцией); афиняне, лишенные каких-либо особых прав (например, лица, злоупотреблявшие правом возбуждать обвинение).

За особые заслуги и по постановлению народного собрания афиняне наделялись льготами и почетными правами, угощением за счет государства в Совете 500.

Богатые граждане облагались значительными повинностями в виде литургий («общее дело»). Ежегодно Совет 500 выявлял до 60 самых богатых афинян и накладывал на них литургии. Они подразделялись на круговые (возобновлялись ежегодно) и чрезвычайные. К круговым, например, относились хорегии, т. е. по содержанию хора, и давать бесплатные представления согражданам. К чрезвычайным – относилась триерархия: богатому афинянину государство вручало остов военного корабля (триеру), и он должен был оснастить его, набрать команду
с капитаном и содержать их в течение года. Никто не был обязан исполнять литургию два года подряд, в противном случае богатые граждане могли отстоять свои права в суде.

В обязанность афинян входил платеж денежных и натуральных налогов. В чрезвычайных ситуациях вводился чрезвычайный налог (впервые около 428-427 г. до н. э.) – эйсфора.

Метеки или метойки («переселенцы») – чужестранцы, жители других полисов, проживавшие в Афинах продолжительное время. Они
не имели политических прав и не могли приобретать, к примеру, земельные участки не более 12 000 драхм и дома свыше 2 000 драхм.
Их браки с афинскими гражданами не считались законными, но их дети
с 541 г. приобрели права гражданства. Метек должен был выбрать себе «председателя» (простата), который, видимо, являлся посредником между метеком и правительственными учреждениями. Метеки платили особый налог (метекион) и привлекались к военной службе. За оказанные заслуги некоторые метеки получали привилегированное положение – изотелейс (освобождались от подати, могли вступать
в законный брак с афинскими гражданами и т. д.). К метекам приравнивались вольноотпущенники, которые также имели простата (бывший хозяин) и платили особые сборы.

Иностранцы, оказавшие особые услуги Афинам у себя на родине, назывались проксена. Им предоставлялись некоторые преимущества: участвовать в народных собраниях, приобретать недвижимость, занимать почетные места в театре. Число рабов в Афинах доходило до
400 000 на 21 000 свободных и 10 000 метеков. Источниками рабства являлись военный плен, покупка за границей, рождение. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих. Первые могли иметь свое хозяйство, приобретать собственность, служить
в полиции и в тюрьме. Частновладельческий раб являлся собственностью господина, его вещью, а не лицом, и потому не мог приобретать собственность. Однако смертная казнь к нему назначалась лишь по суду. В случае жестокости хозяина он мог искать защиты в храме Тесея и у алтаря эринний в ареопаге, и требовать передачи его другому господину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: