Социально-правовой строй. Особенностью общественного строя Древней Индии являлось отсутствие сословий и классов. Там существовали особые сословные группы – варны (букв. «качество»

Особенностью общественного строя Древней Индии являлось отсутствие сословий и классов. Там существовали особые сословные группы – варны (букв. «качество», «категория»). Первой была варна брахманов – жрецов, члены которой изучали священные книги, заведовали религиозными церемониями, законотворчеством и судом (вместе с царем). Второй – являлись кшатрии (от санскритского «ранить») – профессиональные воины. Из кшатриев выходили цари. Третья варна – вайшьи («народ») состояла из общинников и торговцев. Замыкали варновый строй шудры, которым закон предписывал одно лишь занятие – служение трем предшествовавшим варнам, заниматься ремеслом и актерством. Принадлежность к варнам определялась рождением и была неизменна. Низший по рождению не мог жить «занятиями высших»,
в противном случае царь лишает их имущества и изгоняет. Например, шудре запрещалось накапливать богатства, так как тем самым он «притесняет брахманов».

Представители первых трех варн именовались «дважды рожденными». Второе рождение связывалось с началом изучения священных книг: с восьми до шестнадцати лет для брахманов;
с одиннадцати и до двадцати двух лет – для кшатриев и с двенадцати до двадцати четырех лет – для вайшьи.

Для членов каждой варны существовала своя дхарма – обязанность, норма поведения. Деление на варны освящалось религией. Представитель каждой варны происходил от конкретных частей тела бога Брахмы: брахманы – из уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер,
а шудры – из ступней бога.

В Законах Ману говорится, что «старшинство у брахманов (зависит) от знания, у кшатриев – от доблести, у вайшьев – от богатства и только
у шудр – от возраста».

«Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы», – говорилось в Законах Ману. Брахманы объявлялись вечным воплощением дхармы. Все, что «существует в мире», – это его собственность. Брахманы могли заниматься почти любыми профессиями, связанными с учением, искусством и ремеслом. Они обладали рядом существенных привилегий. Так, за убийство, совершенное брахманом, его не казнили, как представителей других варн, а лишь изгоняли из страны.

С развитием имущественной дифференциации твердый порядок
в варнах покачнулся, и в Законах Ману мы встречаем брахмана-пастуха, ремесленника, актера, слугу. Это законом порицалось и предписывалось к таковым опустившимся брахманам относиться «как к шудрам».

Представители варны кшатриев занимались также изучением священных книг, но главной их обязанностью была охрана подданных.
Из этой варны выходили и цари. Однако в империи Маурьев власть представителей варны кшатриев ограничилась лишь теми, кто принадлежал к царскому роду, либо относился к категории привилегированных воинов-наемников.

С расцветом ремесла и торговли и, следовательно, городов из среды вайшьев выделяются богатые ростовщики, купцы и ремесленники. Они стали объединяться в корпорации и, зачастую, выполняли царские поручения по сбору налогов и пошлин. Крупное купечество, вопреки их дхарме, стали даже обладать судебной властью.

В конце I тыс. до н. э. система варн изменяется и начинает дробиться на профессиональные группы со своими нормами поведения, администрацией. Таких узкопрофессиональных замкнутых групп, получивших название каста (джати), насчитывалось несколько сотен. Кастовый строй сохранился в Индии и до сих пор.

Члены низшей «неприкасаемой» касты назывались чандалами или швапачамит. Ими становились отлученные от варн за различные проступки люди, которым запрещалось жить на одном месте и вне селений, они должны были носить «одежду мертвых», питаться из разбитой посуды, их имуществом должны быть только собаки и ослы. Они занимались самой унизительной работой: уносили труппы
не имеющих родственников; выступали в качестве палачей, забирая одежды казненных.

В Индии существовало и рабство. Законы Ману указывают
семь разрядов рабства: военный плен (взятый под знаменем), рождение в рабстве, раб за содержание, подаренный, купленный, полученный по наследству, по наказанию. Существовала самопродажа и продажа родственников в рабство, но за это предусматривалось наказание в виде изгнания из касты. Раб считался не личностью, а вещью, а потому хозяин имел над ним право жизни и смерти. Он был лишен правоспособности, потому его сделки, даже «для пользы семейства» господина, считались недействительными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: