double arrow

Государственный строй. Народное собрание. В нем участвовали лишь полноправные афиняне (с 451 г. рожденные только от афинянина и афинянки). Женщины политических прав были лишены

Народное собрание. В нем участвовали лишь полноправные афиняне (с 451 г. рожденные только от афинянина и афинянки). Женщины политических прав были лишены. Фактически посещать народные собрания могли лишь горожане и жители близлежащих селений. Поэтому для вынесения наиболее важных постановлений (например, по остракизму) требовалось присутствие всего лишь
6 000 человек. Правительство старалось исправить положение и для участников даже установило небольшую плату за посещение народных собраний. Про гражданина, который не имел иных доходов, кроме как денег за участие в народном собрании, говорили – «сидит на диете».

Первоначально народные собрания собирались один раз в месяц,
а с IV в. до н. э. – 4 раза, или 40 раз в год, который для удобства управления делился на 10 частей. Первое собрание года и месяца именовались главными (экклесиями), на которых вносились законопроекты и принимались законы, выбирались должностные лица и осуществлялась их проверка, решались вопросы войны и мира, делались заявления о государственных преступлениях, обсуждались виды на урожай, осуществлялся остракизм, подавались заявления граждан
о государственных преступлениях, обсуждались предложения
о конфискации имуществ. Народное собрание осуществляло и судебную власть (с V в. до н. э. лишь наиболее важную из нее). Другие подобные преступления народное собрание направляло для рассмотрения в другие суды.

Второе собрание месяца собиралось для подачи афинянами разных просьб (личных и государственных дел). Третье и четвертое собрание предназначались для рассмотрения остальных дел (вопросы культа, прием герольдов и послов, другие государственные дела).
В случае необходимости созывались и чрезвычайные.

В первом собрании года делались предложения об изменении законов и издании новых. Внесенный законопроект поступал на обсуждение Совета 500 (одновременно законопроект выставлялся на площади для всеобщего ознакомления), который давал свое заключение и после этого законопроект поступал на рассмотрение третьего собрания года. При одобрении народным собранием законопроекта, он не считался еще законом, а поступал в гелиэю, где особая коллегия номоветов обсуждала и оценивала его, и только после утверждения, закон получал полную силу.

Законы, принимавшиеся народными собраниями, подразделялись на общие нормы и псефизмы, т. е. касающиеся отдельного частного вопроса. Если инициатор законопроекта обвинялся в противозаконности (графе параноман), то он за это нес ответственность, вплоть до смертной казни.

Совет 500 (булэ) являлся высшим правительственным и административным органом Афин. Избирался по жребию по 50 от каждой филы из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Затем кандидаты подвергались предыдущими членами совета проверке (докимассии) по выявлению качеств кандидата, образа мыслей, права на занятие должности. Перед вступлением в должность булевт приносил клятву на предмет добросовестности, обещая, что будет исполнять свои обязанности в соответствии с законами. По окончании срока полномочий давал отчет о своей работе.

Компетенция Совета: предварительное обсуждение дел, вынесен-ных на народные собрания; исполнение постановлений народных собраний; заведование текущими делами и финансами государства; надзор за военным флотом и конницей; дипломатия и заключение договоров с другими государствами; контроль за должностными лицами; разбор судебных дел о государственных преступлениях; забота
о святилищах и общественных постройках; устройство празднеств.

По причине неудобства ведения дел в составе 500 человек,
Совет делился на 10 комиссий, которые поочередно по жребию стояли
у власти в течение 1/10 части года (притании). Ежедневно по жребию пританы выбирали председателя (эпистата), который также председательствовал в народном собрании, хранил государственную печать и ключи от казны и архива. Один и тот же человек в течение притании не мог выбираться более одного раза. Вместе с тремя пританами он находился в Совете в течение суток. С IV в. до н. э. председательствование в Совете перешло к одному из девяти проэдров, избираемых по жребию перед каждым заседанием. По жребию также один из них становился председателем – эпистотом проэдров.

Должностные лица. В Афинах они либо избирались (стратеги, лица, ведавшие военной подготовкой молодежи, финансисты, казначеи и др.), либо определялись по жребию (архонты, попечители, призванные исполнять специальные поручения народа) на один год. Кандидаты на должность подвергались проверке (докимассии). Принципы организации должностей: возмездность; преобладание коллегиальности над единона-чалием; подотчетность. Права: наложение штрафов за неподчинение законам и распоряжениям; привлечение к суду.

Архонты составляли коллегию из 9 человек. До реформы Клисфена – это высшие должностные лица, а затем они утратили свое прежнее значение. Первые три архонта имели свои имена. Первый назывался архонт – эпоним, именем которого обозначался год.
Он председатель коллегии и народного собрания. Эпоним предварительно рассматривал некоторые семейные дела (о дурном обращении детей с родителями, о дурном обращении с наследницами и сиротами, о расточительстве, об опеке, о разделах, попечительство
о сиротах и беременных женщинах) и направлял их в суд. Жена, пожелавшая развестись с мужем, обращалось за этим к эпониму.
Второй архонт – базилевс – являлся председателем ареопага, надзирал за религиозным культом и председательствовал в суде по делам культа, заведовал мистериями и другими празднествами. Третий архонт – полемарх – осуществлял жертвоприношения в честь богов и ведал делами метеков, как эпоним в отношении афинян.

Остальные шесть архонтов – коллегиальный орган (фесмофеты), исполнявший судебные полномочия (графе параноман, дела
о государственных преступлениях). Они также председательствовали при докимассии, ежегодно просматривали законы на предмет устранения пробелов и противоречий.

Ареопаг. До 462 г. он был влиятельным органом власти в Афинах,
а затем стал одним из высших судов. Состоял из действующих и бывших архонтов, которые назначались пожизненно. Председательствовал
в ареопаге архонт – базилевс. Рассматривались дела о предумыш-ленном убийстве, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни,
о поджогах и отравлениях, окончившихся смертью. По поручению народного собрания ареопаг расследовал государственные преступ-ления. Кроме того, он наблюдал за нравами.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6 000 человек. Избирался по жребию из лиц, достигших 30-летнего возраста, по 600 на каждую филу. Распадалась на 10 коллегий в составе 500 членов каждая. Гелиасты приносили клятву судить по закону. Компетенция: окончательное утверждение постановлений народных собраний; судебные дела
о государственных и должностных преступлениях; апелляции на решение других судов; контроль за должностными лицами (докимассия и утверждение отчета должностных лиц).

Коллегия 10 стратегов выбиралась народным собранием для военного управления. Должность не оплачивалась. Стратеги могли переизбираться. Каждый из них курировал какой-то военный вопрос. Обладали равными полномочиями, однако, в военное время один из них получал звание стратеги – автократоры, наделяясь всей полнотой власти.

В Афинах насчитывалось до 600 должностей. Например, полеты (отдавали в аренду и на откуп государственное имущество,
продавали конфискованное имущество); логисты (принимали отчеты должностных лиц); астиномах (наблюдали за порядком на улицах и благоустройством города, а также надзирали за нравственностью и бродячими артистами); надзор за рынками поручался агороному, за мерами и весами – метроному, наблюдение за поведением женщин – гинеконому.

Афинское право

В Афинах древнейшим источником права являлся обычай. Архонт Драконт в 621 г. издал первый писаный закон, который прославился своей жестокостью. Якобы за все, даже малейшие правонарушения (кража овощей), предусматривалась смертная казнь (отсюда «Драконовы законы»). В действительности же, в них были и другие виды наказания – штрафы и бесчестие. Закон различал убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны.

Обширное законодательство осуществил Солон. Законы способствовали развитию ремесла и торговли, впервые допустили дарения и завещательные распоряжения для лиц, не имеющих законных детей мужского пола, и дарения.

В V-IV в. до н. э. законы, принятые народным собранием, становятся основными источниками права. Большинство законода-тельных актов Афин до нас не дошли, и ученые об афинском праве узнали из сохранившихся надписей, документов, сочинений древне-греческих историков.

Право собственности в Афинах получило значительное развитие. Однако оно носило на себе следы своего происхождения из общинной собственности и рассматривалось как представление от государства. Отсутствовал даже термин собственности, и имущество граждан рассматривалась как представление, сделанное государством. Потому архонт – эпоним при вступлении в должность заявлял, что он сохраняет за каждым афинянином ту собственность, которой он в даный момент обладает. Недаром земельное владение называлось как жребий (клер).
К тому же, частные собственники несли значительные повинности
в пользу государства и общества в виде литургий («общее дело»).

Право собственности защищалось несколькими исками: в первой инстанции предъявлялся иск о доходах, во второй – иск о собственности, когда истец доказывал свои права.

Обязательственное право, по Аристотелю, существовало
в двух видах: вольно и невольно, т. е. договоры и деликты. Он же объяснил сущность договора, который рассматривался как специальный закон, связывающий стороны друг с другом.

Особой формы для действительности договора не существовало, достаточно было соглашения сторон, но чаще всего прибегали
к письменному договору: синграфы (подписывались кредитором и должником) и хирографы (подписывались лишь должником).

До Солона за неисполнение договора должнику грозила долговая кабала, а после обязательство стало обеспечиваться задатком, залогом, поручительством. Задаток (аггабон) – сумма, уплачиваемая при заклю-чении соглашения в счет предстоящих платежей и подтверждающая совершение сделки. Поручительство – это когда третье лицо брало на себя обязательство за исполнение должником договора. Залог получил широкое развитие. Для залога недвижимости применялась ипотека (данное слово было введено Солоном). При ней должник продолжал владеть землей, но не имел права продавать ее. При неуплате долга кредитор получал право распоряжаться землей.

Купля-продажа заключалась неформально. Предметом договора могли быть движимые и недвижимые вещи. Продажа чужих вещей считалась недействительной. Цена выражалась в деньгах и продуктах. Продавец обязывался передать покупателю вещь со всеми ее принадлежностями и гарантировать его от эвикции, т. е. изъятия вещи третьим лицом. Риск случайной гибели вещи ложился на покупателя
с момента заключения договора. Рыночная торговля регламенти-ровалась: не разрешали торговать иностранцам, наблюдали за торговлей агорономы и метрономы.

Договором найма были движимые и недвижимые вещи. Особой формальности не требовалось. Обычный срок найма в сельской местности – 10 лет. Наймодатель также гарантировал нанимателя от эвикции. Главная обязанность нанимателя – своевременный взнос платы, которая достигала 7-8 %. Наниматель должен был обращаться
с взятой вещью как заботливый хозяин.

Личный наем и подряд. Наемный труд был незначительным, т. к.
в подобном случае прибегали к труду рабов. Подряд был более распространен, в особенности общественные работы.

Ссуда – предоставление вещи в бесплатное пользование. Предметом ссуды могли быть собственные и чужие вещи.

Заем вещи определялся не индивидуальными, а родовыми признаками: весом, числом, мерой. Он был как с процентами (12-18 %,
а иногда 22-30 % в год), так и беспроцентным. Процветало ростовщичество. В IV в. до н. э. появляются специальные менялы – трапезиты (от «трапеза» – стол). Без согласия куратора женщины
не могли заключать договор займа.

Договор товарищества существовал самого различного рода,
в том числе и для религиозных целей, сотрапезничества (общего питания), похоронная взаимопомощь. Он оформлялся в письменном виде. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки. Доходы и убытки делились между членами товарищества согласно договору, при отсутствии такового – пропорционально их вкладам.

Обязательство из деликтов. Правонарушения в Афинах в ряде случаев влекли не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего и потому рассматривались в гражданском суде. Вчинялся иск в отношении причинения вреда как имуществу, так и личности (оскорбление действием, побои).

Брак и семья. Брак считался обязательным для афинян, однако безбрачие не наказывалось, а рассматривалось как несчастье. Должности архонта – базилевса и стратегов занимали только женатые граждане. Брак долго сохранял следы договора купли-продажи. Жених заключал брачный договор не с невестой, а с отцом или родственниками невесты. Гедна (плата за невесту) считалась необходимым условием договора. Приданое для отца не было обязательным; для братьев, выдававших сестру – оно требовалось. Муж управлял приданым.

Были две формы брака: обычный договор жениха с куратором невесты; договор перед должностными лицами или перед судом. Женщина в семье занимала подчиненное мужу положение. Она проживала в обособленном помещении и под строгим надзором, из дома выходила лишь в сопровождении рабынь.

Для мужчин развод был свободным в любое время, но с отдачей приданого. Он даже мог выдать жену за другого мужчину. Жена могла развестись только по разрешению архонта или суда.

Наследство переходило по закону и завещанию (появились при Солоне). Наследовали сыновья поровну, а дочь при братьях не считалась наследницей. При отсутствии прямых наследников в наследство вступали боковые родственники.

Уголовное право и судопроизводство. Пережитки родового строя долго сохранялись в уголовном праве: допускалась сделка родственников убитого с убийцей о вознаграждении; убийца до вынесения суда мог добровольно удалиться в изгнание.

Виды преступления: государственные преступления (измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений
в народное собрание и др.); безбожие, преступление против семьи (дурное обращение детей с родителями, опекуна с опекаемой); против личности (убийство, нанесение ударов, брань, клевета, оскорбление); кража.

Виды наказания: смертная казнь (за государственные преступления, обман народа, умышленное убийство, безбожие и т. п.), лишение политических прав, конфискация имущества (за бесчестье – атимию), штрафы и конфискация имущества (обычно в качестве дополнительных наказаний).

Судебными органами являлись ареопаг (рассматривал предумыш-ленные убийства, отравления и поджоги), суд эфетов (дела
о непредумышленных убийствах,о подстрекательстве, о нанесении увечий, об убийстве метеков, о причинении вреда животными и неодушевленным предметам), гелиэя (государственные преступления и апелляционная инстанция для других судов ), коллегия одиннадцати ( деларазбойников, ночных и карманных воров, похитителей граждан, надзор за тюрьмами, наблюдение за исполнением приговоров); коллегия сорока мужей (мелкие дела по спорам на сумму не свыше 10 драхм).
На сумму более 10 драхм дело рассматривалось в суде диэтетов.

Вчинять иски могли лишь полноправные афиняне. За женщин и несовершеннолетних выступали кураторы, за метеков – простаты, за раба – его хозяин. Различались два вида судебных дел: дике и графе. Первый начинался по заявлению потерпевшего и мог быть прекращен
в любое время; второй – по заявлению любого полноправного афинянина и истец дожжен был довести его до конца, в противном случае платил штраф в 1000 драхм. Процесс дике рассматривал дела, затрагивающие личные интересы граждан, а графе – интересы общества, государства (взятки, неуплата налогов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: