double arrow

Государственный строй. Общество подразделялось на свободных и рабов. Свободные, в свою очередь, делились на римских граждан, латинов и перегринов. Первые обладали полной

Общественный строй

Общество подразделялось на свободных и рабов. Свободные,
в свою очередь, делились на римских граждан, латинов и перегринов. Первые обладали полной правоспособностью, правда, лишь мужчины, и только домовладыки. Римляне жили по цивильному праву. Однако, по экономическим причинам не все римляне на практике могли осуществлять свои права. В Риме находились сотни тысяч нищенствующих граждан (при Юлии Цезаре их насчитывалось до 320 000), требовавших от государства «хлеба и зрелищ». Даровая раздача хлеба, к примеру в 73 г. до н. э., обходилась правительству
в 10 млн сестерций.

Латины – это жители Италии, не вошедшие в римскую общину. Политических прав они не имели, но, переселившись в Рим, становились полноправными гражданами. Они были свободными, могли служить
в армии. Их браки с римлянами воспрещались. Они платили Риму налоги. В 90 г. до н. э. получили статус римских граждан.

Перегрины – чужестранцы, покоренные Римом народы. Они проживали в провинции по своему «праву народов». Пользовались самоуправлением. Платили Риму налоги. В 212 г. н. э. им предоставили права римских граждан.

Вольноотпущенники – отпущенные по решению господина, суда или сената на волю рабы. Имели патрона- покровителя, в пользу которого несли различные повинности. Платили налоги. Их сыновья получали статус римского гражданина.

В первые века нашей эры появляются колоны – мелкие арендаторы земли.

Рабы (сервы) считались «вещью» и полностью зависели от господина. В императорский период их стали сажать на землю, и они стали называться приписными колонами, с правом иметь семью и имущество.

Существовало три вида народных собраний, поочередно сменяющих друг друга: куриатные, центуриатные и трибутные (плебейские). В период республики они принимали законы и выбирали высших должностных лиц, объявляли войну. В императорский период народные собрания перестали существовать.

Сенат состоял из патрициев и выбирался коллегией цензоров. Компетенция: предварительное обсуждение законопроектов, предвари-тельное обсуждение кандидатов на должности, дипломатия, финансы, религия. В чрезвычайных ситуациях выбирал на 6 месяцев диктатора, который, однако, отчитывался перед сенатом.

Коллегия цензоров состоялаиз двух человек. Выбирались на 5 лет для распределения граждан по имущественным цензам. Потом получили функции надзора за нравственностью граждан, литературой (отсюда слово «цензура»).

Магистраты – высшие чиновники в период республики. Делились на ординарных (обычных) и экстраординарных (чрезвычайных). Общие для них требование: выборность, срочность (один год), коллегиальность (на одну должность выбирались 2-4 магистрата), ответственность, безвозмездность, в пределах своего ведомства могли издавать указы (эдикты).

Консулы – высшие военные и гражданские магистраты. Они набирали в армию и назначали командиров. Консулы созывали сенат и народные собрания, и председательствовали на них. Проводили в жизнь решения сената и народного собрания. Обеспечивали меры общественной безопасности. Вторично один и тот же человек на эту должность не выбирался. Потому год обозначался их именем. К концу республики этот порядок стал изменяться, и некоторые выбирались консулами несколько раз. Свои обязанности они исполняли поочередно (помесячно).

Преторы появились в 367 г. до н. э. и сначала являлись помощниками консулов, потом стали высшими судебными магистратами по гражданским делам. Своей практической судебной деятельностью создали третий вид права – преторское право, основанное на «доброй совести», т. е. без формальностей.

Квесторы – вначале помощники консулов, затем стали ведать финансовыми делами, а в императорский период – уголовные судьи. Подразделялись на городских (заведовали государственной казной и архивом), провинциальных (прикомандировывались к военачальникам и ведали финансовым управлением армии), италийских (отвечали за поступление сборов и налогов в казну). В конце республиканского периода их число достигло 40 человек.

Коллегия «двадцати шести мужей» занималась надзором за тюрьмами, чеканкой монет и некоторыми судебными делами.

Народные трибуны – чисто плебейская магистратура. Выбирались сначала по 2, потом – 5, а затем – 10 человек. Обладали правом вето при защите интересов плебеев от патрицианского произвола. Могли арестовывать любого римского гражданина, налагать штрафы и даже
в исключительных случаях приговаривать к смертной казни. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Они не несли ответственности за свои действия.

Эдилы – полицейская магистратура, исполнявшаяся плебеями. Помощники народных трибунов. Занимались устройством игр, наблюдали за строительством и содержанием храмов, водопровода, рынков, за чистотой и безопасностью на улицах.

В период империи распределение всех высших должностей республиканского периода зависело от императора. Все магистраты назначались и смещались императором. Высшими чиновниками стали различного рода префекты. По управлению провинции разделились на императорские и сенаторские. Компетенция Сената существенно изменилась.

Законы ХII таблиц появились 451-452 г. до н. э. по требованию плебеев. Выработаны децемвирами (коллегией десяти), зафиксиро-вавших обычаи. Название получили от записи на 12 побеленных досках. Оригинал до нас не дошел. Законы – это цивильное право, построенное на строгом формализме, малейшее отклонение от которых вело
к проигрышу дела.

Вещное право. Вещи (рес) подразделялись на движимые и недвижимые (земля, постройки, насаждения); манципированные (рес манципи) и неманципированные (рес нек манципи). Манципация – формальный, торжественный и символический порядок отчуждения недвижимого имущества с пятью свидетелями с обеих стороной и весодержателем с медными весами. К манципации относились недвижимые вещи, а также рабы, крупнорогатый и тягловый скот.
Все остальные вещи передавались по традиции, т. е. без формальностей. На вещи устанавливалось «давностное владение» (узукапио), по истечении которого владение превращалось в собствен-ность: для недвижимых вещей – 2 года, для движимых – 1 год.

Договор займа заключался в виде самозаклада должника (нексум). В случае неуплаты и осуществления определенных процедур (законный месячный срок просрочки должника, содержание должника 60 дней кредитором и троекратный вывод его в базарные дни для объявления суммы долга с расчетом на помощь родственников), их затем продавали в рабство за границу.

Деликты – обязательство из правонарушений (личная обида, членовредительство, воровство). Рассматривались в гражданском суде.

Сервитуты – «право на чужую вещь». Подразделялись на земельные и личные (узуфрукт). К первым относились право прохода, проезда, прогона скота через чужой участок, право пользования водой
с чужого участка и т. п. Устанавливались обычно по договору и были бесплатными, т. к. считались благом для участка, а не выгодой.
На сервитут распространялась «давность владения». Закреплялся за участком и передавался по наследству. Узуфрукт – право на чужую вещь с использованием продукта от нее. Устанавливался по договору и завещанию в отношении конкретного лица пожизненно или на время.
По наследству не передавался.

Брак и семья. Римская семья (фамилия) являлась патриархальной с правом «отца семейства» на «жизнь и смерть» домочадцев, называвших агнатами. Выделенные из семьи и жившие отдельно родственники именовались когнатами. Агнатическое родство (юридическое) превалировало над когнатическим (кровнородственным).

Брак подразделялся на кум ману (с манципацией) и сине ману (без манципации). Первый брак считался «правильным», с властью мужа над женой и ее приданым. Второй – без власти мужа над женой и ее приданым. Спецификой брака сине ману было то, что его нужно было ежегодно возобновлять, прерывая давностное владение мужа над женой (в семейном праве жена – движимая вещь) путем отсутствия жены в доме мужа три ночи. Развод был доступен только мужу, для жены лишь
в браке сине ману. При разводе дети всегда оставались с отцами.

Судебный процесс. По Законам ХII таблиц действовал легисакционный процесс, состоящий из двух стадий: ин юре и ин юдицио. В первой стадии истец и ответчик должны были уведомить магистрата
о том, что каждая из сторон претендует на спорную вещь. Это осуществлялось в виде виндикации («объявления о применении силы при отказе возвратить вещь по доброй воле»). Устанавливался залог, и происходило «закрепление спора», т. е. проигравшая сторона не могла вновь просить иск по тому же делу и на том же основании. Во второй стадии проходил сам суд, который велся судьей и судьями в виде состязания сторон. Рассматривались свидетельские показания. Суд проходил в течение одного светового дня. Если ответчик в указанный день не приходил на площадь, где происходило судебное разбирательство, то он считался автоматически проигравшей стороной. Судебное решение выносилось устно и обжалованию не подлежало. Впоследствии этот формальный процесс вытеснился бесформальным – формулярным процессом, созданным преторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: