Общественный строй Византии

В Византии существовало два разряда населения: высшие (почтенные) и низшие (смиренные).Из высшего сословия выделялись сенаторы. Сенаторское сословие включало в себя несколько сотен семей богатейших и крупнейших земельных собственников, а также представителей военно-чиновной знати. Сенаторы, в свою очередь, подразделялись на сиятельных, почтенных и знатнейших. Пополнение сословия происходило по наследственной принадлежности или через претуру, а также путем дарования сенаторского достоинства византийцам сенатом или императором за их заслуги перед государством.

Сенаторы обязаны были участвовать в управлении государст-венными делами, состоять в Сенате. Они имели ряд исключительных льгот и привилегий: налоговые, судебные и политические. Были подсудны лишь префекту столицы и не могли быть арестованы и заключены в тюрьму без разрешения сената или императора. Освобождались от пыток, за исключением государственных преступлений. Их земельные владения не входили в городской округ (курию) и изымались из общего государственного управления, так что все население таких владений, включая и свободных, рассматривалось как им подвластное, и подвергалось штрафным санкциям. Сенаторы имели право устраивать в своих владениях рынки, содержать свои военные отряды и даже иметь свои тюрьмы.

Сенаторов обязывали проживать в столице. Без разрешения императора они не имели права покидать ее. Они также не могли отказаться от государственной службы. В обязанность сенаторов и
в качестве выражения своей преданности вчинялись ежегодные подношения-подарки императору в виде фунта золота. В конце IV в. число сенаторов достигло 2 000 человек. В следующем веке высший разряд сенаторов – сиятельные – охватывал около 600 активных государственных деятелей.

Правда, тогда же в результате политической борьбы была уничтожена значительная часть земледельческой аристократии, а в VIII в. надменная сенаторская знать уже почти не встречалась. На смену старой сенаторской аристократии приходит знать нового типа, состоявшая из многочисленных группировок, отличавшихся своей нестабильностью: ни наследственных графств, ни родовитого дворянства в Византии
не сложилось. Социальный статус человека определялся не столько имущественным положением, сколько местом в административной системе.

Кроме сенаторов, к привилегированному сословию относились также средние землевладельцы, входившие в состав городских курий и потому получившие название куриалов или декурионов. Их положение резко отличалось от сенаторского. Например, они не могли выходить из сословия. Власть обязывала их собирать налоги с населения и возлагала на куриалов имущественную и личную ответственность за неисправное поступление налогов. Обычно самой высокой мерой наказания для них была конфискация имущества и ссылка в отдаленные провинции, на окраины империи.

Духовенство также являлось привилегированной группой, владея крупными земельными участками и пользуясь многочисленными привилегиями: освобождалось от «грязных» повинностей – молотьбы, хлебопечения, подводной и дорожной повинности и т. п. Простое население платило церкви «десятину», т. е. десятую часть, сначала от приплода скота, а потом и от другого имущества. Оно освобождалось от военной повинности, от уплаты пошлин и налогов за право занятия ремеслом и торговлей. Епископский суд был признан равносильным государственному, если тяжущиеся стороны соглашались передавать дело на рассмотрение епископа. В 333 г. епископскому суду предоставляется право рассматривать и гражданские иски даже по желанию одной стороны. Наказанием для духовных лиц было лишение сана или временное недопущение к богослужению. При тяжких проступках их передавали в руки светских властей, подвергали изгнанию, иногда за ересь – смертной казни. Император Константин дает церкви статус юридического лица, а клирики могли получать имущество по завещанию. Духовенство вело целый ряд государственных и благотворительных дел. Особой заботой церкви стала борьба с ересями («свободно избранное направление мысли»). Церковь превращается
в государственную религию с владычеством над нею императорской власти (цезарепапизм).

Низшее (смиренные) сословие подразделялось на крестьян, торговцев и ремесленников. В свою очередь, крестьяне подразделялись на свободных мелких землевладельцев; «свободных» колонов и «приписных» колонов.

Свободные крестьяне, как правило, жили общинами, которые были разных типов: одни объединяли почти независимых друг от друга крестьян с правом полного распоряжения своей земли; другие –
с ограниченным правом земледельцев (лишь распоряжения своей долей); третьи – архаического типа, со строгим соблюдением принципа равного пользования землей, с периодическими земельными переделами участков; в некоторых горных районах еще сохранялись остатки кровнородственной общины. Община сохраняла некоторые элементы самоуправления, избирая старост и других должностных лиц.

Общинники несли многочисленные повинности: аннона – основная поземельная подать натурой и деньгами. Они также отрабатывали повинности в виде строительства дорог, мостов, укреплений, перевозки государственных грузов, постоя войск и т. д. Разорению мелких земельных собственников «способствовал» и патронат – передача земли более крупному собственнику, иногда с соблюдением юридических формальностей. Со второй половины IV в. патронат становится массовым, когда целые деревни «искали» покровительства магнатов.

Среди крестьян постепенно появляется особая группа неимущих – апоры («бедные», «неимущие»). Их социальное положение отличалось от основной массы общинников, а состояние рассматривалось как временное.

В IХ-ХV столетиях в Византии существовала категория феодально-зависимых крестьян – парики (бук. «сосед, поселенец»), являвшиеся наследственными держателями участков земли, собственником которых был феодал, в чью пользу парики платили натуральную ренту и несли отработочные повинности. Они пользовались правом перехода и правом отчуждать свои наделы, правда, с согласия собственника. В ХIII в. парики прикрепляются к земле. Кроме частновладельческих париков, существовали и государственные, которые несли специфические государственные повинности, типа обслуживания дорог и почты, поставки продовольствия царскому двору.

Численность колонов (свободные арендаторы земли) в IV в. увеличивалась за счет посаженных на землю и освобожденных рабов, военнопленных, варваров-переселенцев. Их правовое положение постепенно сближается, сливаясь в единый слой колонов, с оформ-лением двух основных категорий: свободные колоны (элевтеры – «свободные») и приписные колоны (энапографы – «приписные»).
По закону 332 г. предписывалось убежавших от хозяев колонов ловить и возвращать обратно на их участки.

Юридическое положение прикрепленного к земле свободного колона было двойственным: с одной стороны, он обладал собственностью и считался лично свободным человеком, с другой – был прикреплен к земле наследственным держанием. Формально его отношения с господином ограничивались уплатой оброка натурой и выполнением определенных по договору работ. Он также платил государственные налоги и выполнял государственные повинности. Постепенно колон стал терять свою земельную собственность. Это отразилось на юридическом статусе колонов, которых законодательство стало включать в имущество собственника, наряду с инвентарем, рабами и скотом. Со временем свободные колоны превращаются в «приписных», записанных в ценз своего господина. С V в. колон по истечении 30 лет навсегда терял право покинуть участок. Энапографы же постепенно укрепили свои владельческие права на господскую землю и имущество, которыми пользовались. Их не имели права сгонять с участков, продавать отдельно от их хозяйства, разлучать семьи.

Что касается городского населения, то его состав был крайне пестрым. К состоятельным городским верхам относились собственники домов, кораблей, земельных наделов. Остальные относились к категории торговцев, ремесленников, ростовщиков и т. п.

Большое распространение получила торговля. Возникают корпорации торговцев с уставами, собраниями, кассами. Членам корпорации
не разрешалось оставлять торговлю: за уход из нее ослушавшихся вначале наказывали конфискацией имущества, а позднее уход вообще был запрещен. Государство регулировало цены на товары и прибыль (не более 8 %) и даже время торговли. Запрещалось покупать вещи, относящиеся
к торговой деятельности других корпораций, как закупка товаров свыше определенного количества и их продажа свыше установленной государством цены. Вступление в корпорацию происходило исключительно по разрешению властей и по рекомендации членов корпорации. При этом вносились установленные взносы в пользу государства и корпорации. Последние также выполняли различные государственные повинности.

К другому низшему сословию относились ремесленники, которые также объединялись в корпорации. Чиновники регулировали и контролировали деятельность ремесленников: определяли место и время закупки сырья (запрещалось покупать его свыше определенного количества), сбыта изделий, цены товара, место и часы работы. Занятие ремеслом являлось наследственным и под угрозой наказания ремесленник не мог оставить свои занятия.

Плебейские массы населения состояли из мистиев (бук. «заработная плата»), моряков, грузчиков, строительных рабочих. Все они жили наемным трудом, и разница между ними была весьма условна. Ими становились разорившиеся ремесленники и торговцы, лишившиеся земли крестьяне.

Рабы относились к бесправной группе населения. Рабский труд
в основном применялся в государственных мастерских и в домашнем хозяйстве знати. В сельском же хозяйстве их труд использовался
в меньших размерах.

С развитием феодальных отношений рабский труд стал применяться все меньше и меньше, положение рабов несколько улучшается. В IV в. возрастает хозяйственная самостоятельность рабов. Под поручительство рабовладельца они получили право владеть мастерскими. Их стали сажать на землю, превращая в приписных колонов. Законом 336 г. запрещалось продавать раба-земледельца отдельно от его земли. Устанавливается ответственность за убийство раба, поощряется их отпуск на волю. Дети от браков свободных с рабами объявлялись свободными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: