VII Гражданское общество

23.10.13

16.10.2013

V Механизм государства

Понятие и признаки МГ

МГ – реальная организационная и материальная сила располагая которой госудаство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. МГ позволяет государству осуществлять их функцию. В науке ТГП употребляется 2 понятия: МГ и аппарат государства. Обычно эти категории употребляются как синонимы, хотя существую точкка зрения согласно которой:

под государственным аппаратом понимается система органов непосредственно управленческой деятельностью и наделённой для этого властными полномочиями

А под МГ понимается: система оганов власти надеоённая властными полномочиями а также иные гос структуры опираясь на которые гос аппарат осуществляет свою деятельность (полиция, образовательные учреждения)

МГ – это целостная иерархическая система госорганов призванных выполнять задачи и функции государства.

Признаки МГ:

1)сложная целостная иерархическая система гос органов и учреждений, её целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности гос органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2) первичными структурными частями МГ является – гос органы и учреждения которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих не посредственных властных функций. Гос органы связаны между собой началом координации и субординации.

3) МГ состоит из людей (гос служащие чиновники, управленцы) которые осуществляют свои должностные обязанности (правотворчество, исполнение законов, охрана законов от нарушений)

4) Функции всех звеньев гос аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами

5) для обеспечения гос властных велений гос механизмов имеют непосредственные орудия (учреждения и принуждения) в ВС и тюрьмы.

6) МГ призван надёжно гарантировать и охранять законы и интересы и права граждан. Сфера властных полномочий госорганов ограничивается правом которое должно максимально обеспечивать гармоничное справедливое отношение между государством и личностью.

7) при помощи МГ практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

МГ выступает основным субъектом осуществления гос власти, через гос аппарат его органы государства осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни способствует углублению демократии в стране

Построение и деятельность МГ осуществляется на основе определённых принципов имеющих объективный характер. К основным принципам, обеспечивающим наиболее эффективное функционирование Мг относится:

А) принцип представительство граждан всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системы, реальными гарантиями социально-экономических, политических, и личных прав и свобод граждан, разносторонних деятельностей всех органов, направленных на удовлетворение интересов личностей.

Б) реализация принципа разделения властей

-гос власть в Рф осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную. Они самостоятельны. (ст. 10 конституции)

- гос власть в РФ осуществляют президент рф федеральное собрание (совет федерации и гос дума), правительство, суды РФ (ст 11)

-гос власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими гос власти (ст 11)

- переписать из 11 статьи

В) принцип гласности и открытости деятельности государственного аппарата

Г) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком профессиональном уровне решать основ вопросы государственной жизни в интересах страны, населения

Д) принцип законности правовых начал в деятельности всех составных частей МГ в их взаимоотношении с населением страны между собой, а так же с различными общественными движениями, организациями

Е) принцип демократизма в формировании деятельности государственных органов, позволяющие учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства их религию, особенность их нац культуру политические взгляды и т д

Ж) в федеративных государствах важным принципом организаций и деятельности государственный аппарат является субординация и чёткая взаимодействие между общефедеральными странами и органами государственной власти в субъектах РФ

На МГ, на классификацию его органов особое влияние оказывает принцип разделения властей в соответствии с которым создаются законодательная, исполнительные и судебные органы

Законодательные органы - право издание законов принадлежит высшим представительным органам, которые обозначаются общим родовым термином «парламент». Расцвет парламентаризма приходится на период становлении и развития буржуазного гос-ва года формируется круг его основных полномочий (принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством, выражение вотума недоверия и т д). В большинстве стран парламент из двух палат.

Глава государства призван обеспечивать согласованное функционирование органов государственной власти в интересах всего населения. Как правило глава государства является единоличным. Глава государства относится к системе исполнительных органов.

Исполнительная власть – принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Оно обычно состоит из главы правительства его заместителя и членов правительства (министров).

По вопросам своей компетенции правительство издаёт правовые акты. Свою многостороннюю деятельность оно осуществляет через органы государственной администрации – министерство, ведомства, комиссии.

Органы правосудия - образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских уголовных административные военных и иных судов. На верху той системы находится верховные, конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуального правом судопроизводством. В странах, где существуют судебные прицидент они участвуют в правотворчестве. Суды независимы.

Принципы МГ:

1) Легальный порядок образования и действия

2) Принцип законности

3) Оптимальность построения и структуры гос аппарата

4) Эфективность деятельности

5)Профессионализм работы

6) приоритет прав и свобод человека

7) Разграничение компетенций и сфер ведения между различными странами

8) Открытость государственных служб, т е доступность общественному контролю

9) Равный доступ граждан к гос службе

VI Правовое государство

1. Этапы формирования концепции правового государства.

2. Понятие и признаки правового государства

3. Разделение властей как признак правового государства

4. Гражданское общество и правовое государство

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом и о господстве права. Основная мысль этой концепции «верховенство закона».

Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»

Аристотель «там где отсуствует власть закона – там нет места и какой-либо форме государственного строя»

Правовое государство- особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство закона;

3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

- ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

- верховенство права во всех сферах общественной жизни;

- конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие развитого гражданского общества;

- правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

- верховенство закона в системе права;

- соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

- прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

3. Принцип разделения властей (ст. 10)

4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

9. Принцип ответственности государства и личности.

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том,

что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т. е. не что иное, как гражданское общество.

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления»2. Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»

Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории, его отражающей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они писали: «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства.

Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Он охватывает десятки столетий, начинаясь с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим), охватывает такие «очаги» средневековья, как вольные города Любек, Новгород, и идет до развитых общественных систем Европы и Америки в Новое время. Становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за государственно-властными структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общественного строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) Позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах:

в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной)

; в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия.

Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Структура ГО

Семья

Церковь

Независимые СМИ

Политические партии

Общественно-политические организации

Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления

Свобода предпринимательства

Благотворительные организации

Структура ГО:

Экономическая система

Политическая система

Социальная система – совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними.

Духовно-культурная система

Информационная система

VIII Политическая система общества

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система имеет ряд характерных черт:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: