Проблемы понимания источников и формы права

Существует проблема многоаспектности понимания источников права.

Во-первых, понятие источник права можно рассматривать в материальном аспекте. При таком подходе, под источником права будут пониматься те материальные, в первую очередь, экономические условия жизни общества, которые будут предопределять сущность, содержание и назначение права. От уровня развития экономики будет зависеть содержание позитивного права, его сущность и назначение в обществе. Будет зависеть также характер правового регулирования. Если в обществе существует экономика распределительного типа, то в этом случае право будет осуществлять жесткое регламентирующее воздействие на общественные (в первую очередь на экономические) отношения. Если экономика будет носить обменный характер, то в этом случае воздействие права на экономические отношения будет носить иной характер. Не будет жесткой регламентации экономических процессов (регулирующее воздействие, нормативно-правовое оформление экономических процессов, определение пределов воздействия на экономические процессы).

Идеальный аспект. На право оказывают воздействие не только материальные условия жизни общества, но и идеальные (субъективные идеальные факторы). Таким идеальным фактором, оказывающим влияние на действие права в первую очередь можно назвать общественное сознание. Потому что право формируется не только в самом обществе, но право формируется в общественном сознании. Любые правовые требования, чтобы стать эффективным средством социального регулирования, должны быть опосредованы общественным сознанием. Они должны быть осознанны обществом и соответственно восприняты им. Если общество не осознает этих требований, они будут мертворожденными.

Источник права также можно рассматривать в идеологическом аспекте. В этом случае под источником права понимается существующая в обществе идеология, в первую очередь правовая, определенная система взглядов, идей, воззрений по поводу права и по поводу способности права быть регулятором общественных отношений. Соответствующая правовая идеология, соответствующая правовая концепция будет оказывать влияние и на содержание позитивного права.

Источник права можно рассматривать и в политическом аспекте. В данном случае при таком подходе под источником права понимается властная государственная воля. Эта воля должна быть обязательно выражена и отражена в праве. Она должна выступать как системообразующий и системоформирующий фактор права. Властная государственная воля и формирует позитивное право.

Источник права рассматривается в формально-юридическом аспекте. Здесь под источником права понимается внешняя сторона существования позитивного права. Т.е. те формализованные, официальные юридические нормативные документы, в которых находит своё закрепление и отражение правовые нормы, в этом находит своё выражение и закрепление и воля государства и политико-правовая идеология общества и общественное сознание, материальные условия жизни общества. Именно при таком подходе, понятие формы права и понятие источник права будут рассматриваться как тождественные.

Формальные источники права:

1. Правовой обычай

2. Правовой прецедент

3. Договор с нормативным содержанием

4. Нормативный правовой акт

Правовая доктрина

Религиозные тексты

Принципы права

Правовой обычай. Это непосредственно не закрепленное в законе устоявшееся правило поведения, вошедшее в привычку и признаваемое государством в качестве способа правового регулирования. Необходимо государственное санкционирование чтобы обычай стал правовым. Санкционирование обычая происходит либо посредством ссылки на него в тексте нормативно-правового акта, либо посредством ссылки на него в тексте судебного решения (мотивировочной).

Правовой прецедент. Это решение суда или иного юрисдикционного органа по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем становится моделью (образцом) при рассмотрении иными органами аналогичных дел. Основная особенность и плюс прецедента – это его гибкость. В этом же и недостаток его. Не любое судебное решение может быть прецедентом, а только решение вышестоящего или равной юрисдикции органа. Прецедентом становится только правовая позиция судьи, выраженная в этом решении.

Нормативный договор. Это соглашение двух или более сторон по определенным вопросам, которые носят общий характер и содержат правила поведения, обязательные не только для сторон этого договора, но и для третьих лиц.

Международные договоры, которые содержат общепризнанные нормы и принципы международного права.

Учредительные (союзные) договоры. Договоры о создании федеративного государства.

Федеративные договоры. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.

Компетенционные договоры. Договор о взаимном делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами власти конкретного субъекта федерации.

Коллективные договоры. Договор, который заключается между работодателем в лице администрации и трудовым коллективом, как правило, в лице профсоюзной организации.

Доктрина. Например, доктрина оперативного управления в СССР.

Принципы права. Наглядно проявляется в институте аналогии права. Правоприменитель руководствуется теми принципами, которые прямого нормативного закрепления не имеет.

Нормативно-правовой акт. Это официальный юридический документ, принимаемый в установленном порядке специальным на то уполномоченными органами государства или их должностными лицами с целью установления изменения или отмены норм права, обладающий юридической силой и обеспеченный возможностью применения государственного принуждения. Нормативно-правовой акт это всегда документ, который имеет строго-определенную форму своего внешнего выражения – писанную форму. Нормативно-правовой акт всегда обладает юридической силой – это степень способности оказывать регламентирующее воздействие на общественные отношения, которые предопределяются местом субъекта правотворчества в иерархии государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: