Особенности работы парламента РФ

Структура и основные направления деятельности парламента РФ.

Парламент РФ, Федеральное Собрание — постоянно действующий законодательные представительный орган, осуществляющий высшую государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

- Совет Федерации — верхняя палата,

- Государственной Думы — нижняя палата.

Совет Федераций (СФ) обеспечивает интересы субъектов РФ, причём не национально-территориальные, а региональные. СФ формируется, в него входят 2 представителя от каждого субъекта федерации один из которых назначается губернатором, а другой выбирается законодательным органом субъекта федерации.

В Государственной Думе (ГД) представлены партийно-политические интересы, состав — 450 депутатов, которые избираются на 5 лет по технологии «партийные списки».

К ведению СФ относится:

- одобрение или отклонение принятых ГД законов,

- утверждение изменения границ между субъектами,

- решение вопросов об использовании вооружённых сил за пределами РФ,

- назначение выборов Президента,

- назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов,

- ряд других.

Основная задача ГД — принятие Федеральных Законов. Кроме этого решаются следующие вопросы:

- согласие президенту на назначение председателя правительства,

- вопрос о доверии правительству,

- объявление амнистии,

- назначение и освобождение от должностей председателя счётной палаты, председателя центрального банка и ряда других высших государственных чиновников.

Каждая из палат образует из числа депутатов комиссии и комитеты, которые специализируются на определённых сферах законодательного регулирования. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка.

Для обеспечения деятельности палат парламента работают аппарат Государственной Думы и аппарат Совета Федераций.

Депутаты верхней и нижней палаты собираются вместе только для заслушивания послания Президента, послания Председателя Конституционного Суда, выступлений глав иностранных государств. ГД возможно распустить в случае если трижды была отклонена кандидатура председателя правительства или в течение трёх месяцев дважды было высказано недоверие правительству.

Роспуск СФ законодательно не предусмотрен.

Законодательные и представительные органы власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами гос.власти. Их структура, официальное название и численность депутатов определяется самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

Виды законодательных органов власти:

- Республиканский парламент;

- Краевые законодательные собрания;

- Областные Думы;

Городские Думы (Москва, Санкт – Петербург) и представительные органы власти Автономных округов и областей.

ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"определяет полномочия регионального законодательного органа власти по 29-ти основным позициям.

Наиболее важные:

- принятие устава субъекта, законов субъекта и иных правовых актов;

- утверждение бюджета;

- утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта;

- утверждение программ и планов социально-экономического развития;

- установление налогов, сборов, пошлин и других платежей и порядка их взимания;

- установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления;

- общий порядок управления и распоряжения собственностью;

- утверждение договоров;

- осуществление контроля за их соблюдением.

Кроме этого осуществляется контроль за исполнением бюджета и программ социально-экономического развития.


15. Исполнительная власть в системе разделения государственной власти.

Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения гос.власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему сдержек и противовесов. Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти. Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы сдержек и противовесов. Законодательная власть может контролировать исполнительную власть путем издания законов.

Принцип разделения властей является основным конституционным принципом. Этот принцип является общепризнанным и принимается за модель системы госорганов практически во всех демократических государствах.

Носители гос. власти – гос. органы, наделенные в соответствии с законом соответствующими полномочиями.

Власть - способность воздействовать на других помимо их воли, используя принуждение. Власть - общественное явление. Государство – форма организации политической власти.

1. законодательная (принятие законов, например, Гос.Дума)

2. исполнительная (осуществление управленческих функций, например, Правительство РФ)

3. судебна я (применение закона - Верховный Суд РФ)

Принцип разделения властей провозглашает верховенство законодательной власти и подзаконность судебной и исп-й властей.

Деление органов на исполнительные, законодательные и судебные не абсолютно. Например, Президент РФ занимает особое место в системе гос.власти и не может быть отнесен к какой-либо ветви власти. В российской системе гос.органов он выполняет роль арбитра между другими органами. Президент РФ является главой гос-ва, осуществляет управленческие полномочия и в то же время издает Указы.

Органы различных ветвей власти осуществляют различные функции, самостоятельны и независимы друг от друга. В то же время органы, осуществляющие различные функции, способны оказывать влияние друг на друга, сотрудничать в достижении общегосударственных целей. Таким образом, обеспечивается определенное равновесие между ними.

Разделение властей является одной из основ конституционного строя.

Исполнительная власть – организационно-управленческая исполнительно-распорядительная деятельность осуществляемая специальными госорганами на основе и во исполнение законов с целью повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

Исполнительная власть обладает рядом присущих только ей черт.

1. исполнительная власть, как и любая ветвь власти, характеризует­ся относительной самостоятельностью, однако тес­но взаимодействуя при этом и с законодательной, и с судебной ветвями власти.

2. Её функции связаны непосредственно с практической реализацией законов в масштабе всей страны.

3. Носит принудительный характер (опирается на силу). Как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей.

4. Исполнительная власть, исполняя требования закона, реализуется в деятельности особых субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме специальны­ми структурами — органами исполнительной вла­сти. При этом в непосредственном ведении и рас­поряжении реализующих исполнительную власть субъектов находятся атри­буты государственной власти; Вооруженные Силы, органы безопасности, милиция, финансы и др.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правитель­ства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнитель­ной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правитель­ству РФ и ответственны перед ним за выполнение пору­ченных задач.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции по выработ­ке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министер­ства, функции контроля и надзора — на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

В систему фед.органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерства­ми, службами и агентствами государственные комитеты, которые в установленной для них сфере деятельности осуществляют функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

16. Толкование закона и подзаконных актов.

Толкование правовых норм – это важнейшее условие их правильного понимания и применения.

Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием.

1. официальное толкование (толкует орган принявший закон)

2. неофициальное

3. судебное

4. нормативное, казуальное

5. доктриальное (дается учеными)

Под толкованием норма права понимается деятельность гос.органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выражений в них воли сил, стоящих у власти.

Толкование норм права можно рассматривать в 2х аспектах:

1- уяснение смысла нормы,

2- разъяснение содержания нормы.

Толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Первая часть этой деятельности – уяснение. Оно характеризует гносеологическую природу толкования, направленного на познание права. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения.

Толкование фактически осуществляется не только по отношению к праву, нормативным актам, но и по отношению к другим юридическим актам, например применению права.

В ходе уяснения интерпретатор использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Здесь используются грамматический (филологический), логический, историко-политический и систематический способы толкования.

Уяснение является необходимым условием реализации права во всех формах: при соблюдении, исполнении и использовании. Оно всегда предшествует разъяснению.

Разъяснение – вторая часть единого процесса толкования права. Оно не всегда следует за уяснением, однако является продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. Эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.

При разъяснении объективируются результаты первой части процесса. Такая объективизация находит выражение в письменной форме: официальный акт, документ, либо в устной: совет, рекомендация.

Таким образом, разъяснение норм права есть не что иное, как объяснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в НПА.

Уяснение и разъяснение представляют собой две диалектически взаимосвязанные стороны процесса толкования, в котором используются различные способы и приемы познания (уяснения) и объяснения (разъяснения) правовых норм.

Приемы уяснения норм права:

1- текстовый (грамматический) – изучение лексической, синтаксической, смысловой структуры текста нормы, применение правил грамматики и логики, взаимосвязи всех предложений;

2- систематический – анализ других норм, близких по содержанию, выяснение, в каком по значимости акте норма сформулирована, какое место в этом акте занимает;

3- историко-политический – исследование социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание.

На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами делается вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально, либо сузить или расширить то содержание, которое вытекает из его буквального толкования.

Буквальное толкование – смысл нормы объясняется как общее правило в точном соответствии с текстом нормативного акта.

Распространительное толкование – действительное содержание нормы понимается шире, чем ее словесное выражение.

Ограничительное толкование – смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в буквальной формулировке нормы.

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, выделяют 2 основных вида:

1- официальное толкование – официальная директива, как правильно понимать конкретную норму.

Официальное толкование подразделяется на:

А) нормативное толкование – официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Нормативное разъяснение не содержит самостоятельные правовые нормы, оно устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права.

Б) казуальное толкование – официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и обязательно лишь при его рассмотрении. Цель казуального толкования – правильное решение дела.

2- неофициальное толкование осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и др. лицами в форме рекомендаций и советов. Разновидностью неофициального толкования являются материалы обсуждения и принятия законопроектов (доклады, прения, протоколы и т.д.) Профессиональное неофициальное толкование – разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д.

Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридической силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества, в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание субъектов.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктриналъное (научное).

А) Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.

Б) Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями во время приема граждан.

В) Доктриналъное (научное) толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют это толкование. Основывается оно на знаниц закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм. Такое толкование косвенным путем оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества.

Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.

Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.


17. Судебная власть в системе разделения государственной власти.

Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом специфических черт, одной из которых является то, что именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Запрещает Конституция РФ (в отличие от основных законов ряда зарубежных государств) и создание чрезвычайных судов. При этом Конституция РФ и другие законы часто употребляют общий термин «суд», под которым понимается судебный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с порядком.

Судебная система включает в себя следующие суды:

1) Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта;

2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верх.Суд РФ);

3) арбитражный суд (субъекта РФ, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ);

4) третейский суд.

Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.

Суд сообщество.

судейское сообщество — это тот же судейский корпус, но обла­дающий определенными организационными началами. В него входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Они не просто числятся в сообществе, но обязаны выполнять предусмотренные законом требования, о которых речь шла выше. Несоблюдение этих требований может повлечь исключение нарушителя из сообщества.

Однако основное назначение судейского сообщества состоит не только и не столько в поддержании дисциплины его членов. Его задачи значительно шире. Через свои органы оно призвано оказывать активное влияние на процессы, связанные с организацией судов и их функционированием.

Вершину пирамиды органов судейского сообщества занимает Всероссийский съезд судей. Первый такой съезд состоялся в октябре 1991 г. Он обсудил проект Концепции судебной реформы в РФ и избрал Совет судей Российской Федерации, который призван решать наиболее принципиальные вопросы деятельности судов и судейского общества. В период между съездами Совет является высшим органом самоуправления сообщества.

Одну ступень ниже занимают органы, именуемые собраниями судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Еще ниже располагаются съезды (конференции) судей республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов и флотов, арбитражных судов. Последние избирают советы судей соответствующих уровней, вторые в период между съездами (конференциями) решают возникающие вопросы.

Все органы сообщества обязаны неукоснительно соблюдать требования принципа невмешательства в судебную деятельность. По­рядок формирования или избрания органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. Основы их деятельности определены в Положении об органах судейского сообщества РФ, одобренном в соответствии со ст. 17 Закона о статусе судей 30 июня 1993 г. II Всероссийским съездом судей. К ведению органов судейского сообщества отнесено:

- обсуждение вопросов судю практики и совершенствования закон-ва;

- экспертиза проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

- рассмотрение актуальных проблем работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

- преставление интересов судей в госорганах общ-х объединениях;

- избрание квалификационных коллегий судей.

18. Правомерное поведение и правонарушение. Сущность правонарушения, его социальная природа и состав.

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствую­щее нормам права и социально полезным целям.

Признаки правомерного поведения заключаются в том, что оно:

• ограничено установленными законодательством рамками (формальный аспект);

• социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям (объективная сторона);

• является осознанным (субъективная сторона).

Правомерное поведение по степени социальной значимости

подразделяется на:

1. необходимое (служба в армии);

2. желательное (научное и художественное творчество);

3. допустимое (отправление религиозных культов);

Наиболее распространенная классификация правомерного поведения производится в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми выделяют такие его виды, как:

1) социально-активное (высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, т.к. связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);

2) конформистское (основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без правовой активности);

3) маргинальное (это поведение, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием принуждения, продиктовано страхом перед наказанием).

Правонарушение — это виновное, противоправное, обществен­но опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

К признакам правонарушения относятся:

- деяние (действие или бездействие); вина; противоправность; вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все пра­вонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются мак­симальной степенью общественной вредности, посягают на наибо­лее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правона­рушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному тол­кованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опаснос­ти (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

Проступки классифицируются на:

1. гражданские;

2. административные;

3. дисциплинарные.

Под юридическим составом правонарушения понимается сис­тема его признаков, необходимых и достаточных для возложения юр. Ответ-ти.

В юридический состав входят:

1) субъект правонарушения (право дееспособное физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние);

2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совер­шенному им противоправному деянию.

Выделяют две формы вины — умысел и неосторожность. Умысел в свою очередь может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возмож­ность или неизбежность наступления вредных последствий, жела­ет их наступления, и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступ­ления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легко­мыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонаде­янно рассчитывает на возможность его предотвращения, и небреж­ность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и пред­усмотрительности должно и могло их предвидеть);

4) объективная сторона правонарушения — совокупность внешних признаков, хар-щих данное правонарушение, к к-м относят:

- деяние;

- противоправность (формальный аспект);

- вредный результат (содержательный аспект).

19. Понятие государственного механизма.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

- наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности госаппарата;

- сложная структура;

- взаимообратная связь между функциями государства и госмеханизмом;

- решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, к-е связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени гос-ва:

органы представительной власти;

органы исполнительной власти;

судебные органы;

контрольно-надзорные органы;

2) гос-учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по упр-ю, но на основании гос-собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют фун-и в области произв-ва, культуры, науки и т. д.:

государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению;

государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Основные принципы МГ:

- Принцип разделения властей;

- Принцип гласности и открытости в деятельности гос аппарата;

- Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны

- Принцип демократизма в формировании и деятельности госорганов;

- Принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Механизм государства = государственный аппарат + государственные учреждения + материальные средства.

Пример (Механизм государства в России)

Президент – это глава государства, который обеспечивает согласование функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он осуществляет свою деятельность через рабочий орган, который называется администрацией президента. Администрация президента – рабочий орган президента по осуществлению им конституционных полномочий

Существует три ветви власти:

- Законодательная – Федеральное собрание (совет федерации и государственная дума) + представительные органы субъектов федерации.

- Исполнительная власть – Правительство РФ. Глава правительства вступает в должность после утверждения президентом, по согласованию с Федеральным Собранием + федеральные министры и зам главы правительства + федеральные органы исполнительной власти + органы исполнительной власти субъектов федерации

- Судебная система – Конституционный суд РФ (на местах существуют конституционные, а в Москве и Питере уставные суды) + Суды общей юрисдикции, которые возглавляются Верховным Судом РФ + Высший арбитражный суд

Отдельно существует и надзирает за всеми Прокуратура РФ. Прокуратура не является органом государственной власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями.

20. Виды правонарушений. Юридическая ответственность.

Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

К признакам правонарушения относятся:

- деяние (действие или бездействие);

- вина;

- противоправность;

- вредный результат;

- причинная связь между деянием и вредным результатом;

- юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

Проступки классифицируются на:

- гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений);

- административные (правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок);

- дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений);

- процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, н-р, неявка свидетеля в суд).

Ответственность – это отношение лица к установленным государством правилам поведения и обществу.

Ответственность можно рассматривать в двух аспектах:

1) Ретроспективном. Она является реакцией государства на совершение противоправного проступка, выражающейся в государственном принуждении нарушителя;

2) Позитивном. Понятие позитивной ответственности объясняют как средство стимулирования правомерного поведения людей, которое вытекает из осознанного исполнения норм права. Ретроспективная и позитивная ответственность являются двумя взаимосвязанными аспектами, являющимися разновидностями юридической ответственности.

Юридическая ответственность выступает гарантией исполнения таких обязанностей, которые не исполняются добровольно. Она всегда является обязанностью, которая носит неполноценный, нежелательный для субъекта, на которого она будет возложена, характер.

Юридическую ответственность, рассматривают, как обязанность терпеть неблагоприятные последствия за проступок, который противоречит правовым нормам. Необходимо различать объективные и субъективные предпосылки возникновения ответственности.

Объективная сторона юридической ответственности – это правовое регулирование государством общ-х отношений с помощью норм права.

Субъективная сторона – это свобода воли лица, его возможность осуществлять различную деятельность, ведь без воли нет вины, а без вины индивид не несет ответственности.

Юридическая ответственность отличается от всякой иной социальной ответственности следующими признаками:

1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и др.);

2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава. В ст. 8 УК РФ говорится: "Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом";

3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;

4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;

6) правонарушитель наказывается от имени государства, в отличие, например, от моральной ответственности, которая исходит от негосударственных структур;

7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в определенном порядке и в пределах прерогатив.

Виды юридической ответственности. 1) уголовная; 2) гражданская; 3) административная; 4) дисциплинарная; 5) материальная; 6) процессуальная; 7) конституционная.

21. Правовой статус физических лиц.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. Она вмещает в себя:

1) правовой статус гражданина;

2) правовой статус иностранного гражданина;

3) правовой статус лица без гражданства;

4) правовой статус беженца;

5) правовой статус вынужденного переселенца.

Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).

Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.

Правовой статус личности – это правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы:

1) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности;

4) законные интересы;

5) гражданство;

6) юридическая ответственность;

7) правовые принципы;

8) правоотношения общего типа.

22. Гражданское общество и государство: общая теория и современная российская практика.

Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархические связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:

- автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;

- наличие свободных и самостоятельных граждан как основных факторов политики;

- разнообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, через которые разные группы выражают свои интересы;

- способность к коллективным действиям и самоорганизации;

- отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества. Своеобразной формой выражения солидарности с будущими поколениями выступают действия экологических движений в защиту окружающей среды;

- ограничения социальных конфликтов цивилизационными границами;

- многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.

Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и взаимоисключающими характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в итоге должна подчиняться его интересам, но, с другой - она сама пытается расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Пример: в Российской империи накануне 1917 г. существовала большое количество идеологически различных организаций, которые активно конкурировали с государственной властью и отрицали саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине XX в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии.

Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:

- инициирование принятых решений органами власти, тем самым побуждает к активности само государство;

- укрепляет частную инициативу, позволяющую решить некоторые назревшие экономические и социальные проблемы без вмешательства государства (организация общественно полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударственных учебных заведений и т.п.);

- формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.

Характерные признаки современного гражданского общества:

- наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

- развитость и разветвленность демократии;

- правовая защищенность граждан;

- определенный уровень гражданской культуры.

Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

8. Семья.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления.

Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

Реформа местного самоуправления:

- создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

- выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

- часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

- устанавливалось равенство всех перед законом;

- вводилось разделение судебной и административной властей;

- устанавливалась несменяемость судей;

- вводились независимые адвокатуры;

- вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в Россиипришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

1. политические партии и движения;

2. массовые общественные организации;

3. ассоциации производителей и общества потребителей;

4. конфессиональные общности;

5. этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

6. творческие союзы и организации;

7. спортивные объединения.

Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития.

23. Правовое государство: теория и практика его становления в современном мире. Понятие социального государства.

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида;

2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5. важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки правового государства:

1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.

2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества

3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Взаимная ответственность личности и государства.

5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).

6. Политический и идеологический плюрализм.

7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.

9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.

10. Появление действенной способности противостоять произволу.

11.Разграничение партийных и государственных функций.

12.Установление парламентской системы управления государством.

13.Торжество политико-правового плюрализма.

14.Выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в

котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно через народ).

Социальное государство. Это — демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориента¬цию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населе¬ния, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспече¬ния, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д.


24. Политическая демократия и государство. Оценка конституционной характеристики Российского государства как демократического.

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают демократический и антидемократический режим.

Демократия может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Существует ряд государств, которые преуспели в данном направлении (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократический режим характеризуют следующие признаки:

• население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии

• решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

• предполагается существование правового государства и гражданского общества;

• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

• легитимность государственной власти;

• гласность, свобода от цензуры средств массовой информации;

• осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:

- Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников (выборы, референдум)

Сильные стороны прямой демократии: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, отсутствие профессионализма.

- Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильные стороны: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему.

Недостатки: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Россия — демократическое государство. Это наиболее общая, важная и емкая характеристика современной российской государственности, в сущности, включающая в себя и другие его общие признаки. Совершенно ясно, что действительно и последовательно демократическое государство не может не быть правовым и социальным, т.к. вне подчинения праву, вне соблюдения и защиты прав человека, вне служения государства гражданскому обществу нет и не может быть сегодня подлинной демократии. Произвольно именоваться демократическими могут и действительно именуются, в том числе в их конституциях, и теократические, и тоталитарные государства. Но от этого они не становятся в действительности таковыми, т.к. вся их реальная организация и деятельность подчинены антидемократическим устоям и принципам.

Демократизм РФ базируется прежде всего на конституционном закреплении народовластия, всеобщих прав и свобод человека, разделения властей, выборности основных государственных органов, свободы общественной самоорганизации и самодеятельности, политического плюрализма и идеологического многообразия, местного самоуправления и др. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; ст. 2 — что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; ст. 10 — что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы этих властей самостоятельны. В Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны, а также признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13). В Конституции РФ закрепляется и гарантируется широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. В целом ряде других статей (ст. 81, 96, 97 и др.) четко определяются демократические принципы избирательной системы РФ.

В трактовке демократического характера РФ особенно важен тезис о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Не тот или иной класс, социальный слой или группа людей, не та или иная нация или иная этносоциальная общность, а именно российский многонациональный народ как целое, как общегосударственное единство граждан страны независимо от их социальных, этнических, конфессиональных и иных различий. Не случайно та же ст. 3 Конституции РФ в своей четвертой части заявляет, что никто не может присваивать власть в РФ, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Это положение прямо вытекает из того, что суверенитет в РФ непосредственно принадлежит всему многонациональному российскому народу, а не его части и никакого другого источника власти здесь нет и быть не может. А это в свою очередь означает, что любая власть в стране призвана выражать и защищать волю и интересы суверенного российского народа и только такая государственная власть может и должна признаваться легитимной и законной.

25. Политический (государственный) режим: теория и эволюция его в постсоциалистической России.

Политический режи м — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; дсстижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Политический режим как категория включает в себя следующие признаки:

• степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;

• соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

• гарантированность прав и свобод личности;

• характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

• степень реализации политической власти непосредственно народом;

• степень гласности в обществе и «прозрачности» государственного аппарата;

• место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

• соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

• характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

• тип политического поведения;

• характер политического лидерства;

• учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

• доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

• степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

• принципы взаимоотношения общества и власти;

• политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

• мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

• существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эволюция государственного режима в постсоциалистической России

1) Утверждение единовластия российских структур. Разрушение КПСС и Союза ССР, создание новой исполнительной вертикали во главе с Президентом и начало радикальных экономических реформ правительства Е. Гайдара составили содержание общественно-политического процесса.

2) Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти.

3) В июне 1993 г. начало работу Конституционное совещание по подготовке окончательного варианта новой Конституции, резко ограничивающей полномочия представительной власти.

4) 21 сентября Президент объявил по ТВ о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Указ Президента № 1400 ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику

5) Закрепляя победу в конфликте с Верховным Советом, Президент и его сторонники приступили к завершению конституционной кампании. Была приостановлена деятельность Конституционного Суда, началось формирование новых политических структур и избирательных блоков согласно проекту новой Конституции.

6) 12 декабря состоялись выборы депутатов в новые органы законодательной власти: Государственную Думу и Совет Федерации и одновременно всенародный референдум по проекту новой Конституции. Новый Основной закон создавал государственную модель, в которой Президент пользовался большими прерогативами в сравнении с представительными органами власти, в частности, назначает правительство, неподконтрольное парламенту, и принимает на себя функции гаранта Конституции, выходящие за пределы исполнительной власти.

7) Одобрение проекта Конституции в ходе референдума сочеталось с неудачей на выборах партий демократической ориентации Большинство мест в нижней палате — Государственной думе получили партии державно-национальной и коллективистской ориентации ЛДПР Жириновского, АПР Лапшина, КПРФ Зюганова, Правительственный лагерь: «Выбор России» Гайдара, «Яблоко» Явлинского, блок «12 декабря» Федорова.

8) В Совете Федерации большинство получили сторонники правительства, как правило, главы региональных администраций. Относительная неудача реформаторских сил объяснялась разобщенностью партий и блоков демократической направленности, которые лишились главного объединяющего фактора — «общего врага» — КПСС, умелое проведение избирательной кампании Жириновским, просчеты в деятельности правительства. Главной причиной был рост недовольства в обществе слишком высокой социальной ценой реформ, вызвавшей социальную дифференциацию общества, обнищание более 50% населения.

9) В течение 1994 — 1995 гг. Президент и пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: