Первые государственные преобразования

Первые киевские князья. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. Как указывалось выше, в 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и превратил его в столицу Древнерусского государства. В конце IX в. ему удалось освободить древлян, северян и радимичей от уплаты дани Хазарскому каганату, а их земли включить в состав Киевской державы. В 907 и 911 гг. Олег воевал против Византии. В результате походов Олега был заключен русско-византийский договор (911 г.), определивший характер дипломатических и торговых связей между двумя странами.

После смерти Олега (912 г.) власть в Киеве унаследовал Игорь, являвшийся, согласно летописи, сыном Рюрика. Игорь в целом продолжил политику Олега. В 913 г. он восстановил власть Киева в Древлянской земле и присоединил к Древнерусскому государству землю уличей, контролировавших устье Днепра. По примеру Олега он дважды – в 941 и 944 гг. совершал походы против Византии. Взимая дань с подвластного населения, Игорь, вопреки обычаю, нередко собирал двойную дань. Это привело к восстанию древлян и убийству князя Игоря (945 г.).

С этим событием в русской истории связаны первые государственные преобразования. Вдова Игоря княгиня Ольга, жестоко отомстив древлянам за смерть мужа (по данным летописи в сожженном ею г. Искоростени погибло 5 тыс. человек), провела налоговую реформу. Она установила размеры дани («уроки») и определила пункты ее сбора («погосты»). Замена полюдья упорядоченным сбором дани и превращение погостов в постоянные административные пункты укрепило единство Руси. В 957 г. Ольга совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство. Однако попытка ввести христианство в качестве государственной религии не удалась из-за противодействия ее сына Святослава, не решившегося идти против дружины, сохранившей верность языческим богам.

Сам Святослав, проводивший время в постоянных военных походах, мало занимался внутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарский каганат (965 г.), взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, нанесено военное поражение Волжской Болгарии и расширена территория Киевской Руси. Все эти акции явились результатом продуманной политики и отвечали интересам Древнерусского государства и его населения. Во второй половине 60-х гг. Х в. в политике Святослава усиливаются авантюристические черты. Он ввязывается в византийско-болгарский конфликт, задумывает перенос столицы государства из Киева в г. Переяславец на Дунае. В 972 г., возвращаясь в Киев из балканского похода, Святослав был настигнут печенегами и убит. Гибель Святослава привела к усобице между его сыновьями.

Реформы Владимира. В 980 г. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Его права на великое княжение были не вполне легитимны, так как он являлся сыном Святослава от наложницы Малуши. Но именно его тридцатипятилетнее правление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь много внимания уделял обороне государства от печенегов. С этой целью были возведены пограничные укрепленные линии с системой крепостей на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна и др. В новые города-крепости на юге государства Владимир переселил часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Однако окончательно ликвидировать угрозу печенежских набегов ему не удалось.

Владимиром были проведены две религиозные реформы. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолы шести главных богов во главе с богом молнии и грома Перуном, считавшимся покровителем дружинников. Однако в отдельных древнерусских землях продолжали поклоняться своим богам. В 988 г. Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе Анне). Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, не желавшего расставаться с языческой верой. На окраинах Руси христианство установилось гораздо позднее, чем в Киеве и Новгороде. Тем не менее, принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и духовности.

После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковные округа – епархии. Первоначально их было 8, ко времени монголо-татарского нашествия число епархий возросло до 16. Епархии возглавлялись епископами или архиепископами, сами же епархиальные кафедры находились в крупных городах Руси: Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Переяславле Южном, Белгороде Киевском и др. Еще в правление Владимира княжеским указом устанавливается специальный налог в пользу церкви – десятина. Позднее был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви. Хотя русская церковь находилась в канонической зависимости от греческой церкви, ее удаленность от Константинополя и политическая самостоятельность Руси придавали ей широкие автономные права.

Христианизация Руси оказала прямое влияние на систему государственного управления Древнерусским государством. Пришлое греческое духовенство перенесло византийское представление о государе как помазаннике божьем на киевского князя, что, безусловно, способствовало укреплению авторитета великокняжеской власти. Владимир ликвидировал последние племенные княжения и управлял огромной державой с помощью своих сыновей, которым он выделял уделы в городах – центрах древних племенных союзов. При нем на Руси началась чеканка собственной монеты (златники и сребреники).

Государственная деятельность Ярослава Мудрого. Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира Святославича, разгромил печенегов (1036 г.), совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских – Илариона (1051 г.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей: сам Ярослав был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями, сестра – за польским королем; сын Ярослава – Всеволод – женился на дочери византийского императора Константина IX. Много внимания Ярослав уделял строительству городов и развитию просвещения.

При Ярославе Мудром началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление Русской Правды – свода гражданских и уголовных законов. Ко времени правления Ярослава относится создание первой части этого памятника права – Правды Ярослава. В Русской Правде еще отсутствовало понятие юридического лица, преступление трактовалось не как нарушение закона или воли князя, а как «обида», т.е. причинение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся «поток и разграбление», что означало конфискацию имущества преступника и обращение его вместе с семьей в рабство. Подобное наказание назначалось лишь за три вида преступлений – за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Основным же видом наказания оставался денежный штраф, размер которого зависел не только от тяжести проступка, но и от социального положения пострадавшего. В Русской Правде ничего не говорилось о смертной казне, хотя, как это следует из других источников, она имело место в реальной жизни. Главную роль в доказательствах того времени, наряду со свидетельскими показаниями, нередко играли «суд божий» (испытание огнем и водой) и «поле» (поединок). Русская Правда Ярослава впоследствии была дополнена его преемниками (Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.)

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной» или «лествичный» порядок престолонаследия. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем, престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев – к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всех удельных князей с менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском столе малолетних князей, не позволял удельным князьям из-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их более лояльными в отношении великого князя, с другой – усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.

Первое время после смерти Ярослава Мудрого его сыновьям удавалось править совместно. Но вскоре мир среди Ярославичей был нарушен и в 1068 г. началась одна из самых ожесточенных княжеских усобиц, длившаяся почти тридцать лет. В 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: “Каждый да держит отчину свою”. Лествичный порядок, таким образом, был упразднен, и стала формироваться удельная система – система княжеств с династиями из дома Рюриковичей, номинально зависимых от Киева.

Киевские князья оказались не в силах остановить центробежные тенденции экономического и политического развития страны, воспрепятствовать сепаратистским устремлениям отдельных князей. Популярный на Руси Владимир Мономах, ставший великим князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125 – 1132) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 г.) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: