Вопрос 1. Государство и право конца 50-х середины 80-х

Государство и право конца 50-х середины 80-х

1. Изменения в общественном и государственном строе в конце 50 - 60 годов.

2. Кодификация советского права конца 50 - 60 годов. Основные изменения в гражданском, трудовом, колхозном праве.

3. Уголовное и уголовно-процессуальное право конца 50 - 80-ых годов.

4. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г.

5. Эволюция советского общества, политической системы и государства в 70-х - середины 80-х годов.

1953 г., умер Сталин, после этого идёт борьба за власть: Берия, Хрущев (Маленков, Жуков), после этой борьбы расстрелян Берия. До этого был генеральным секретарём, 1-ый секретарь партии (Хрущев).

Отправная точка – ХХ съезд КПСС в феврале 1956 г. (самый продолжительный съезд, с 14-25 февраля). Основные идеи докладов на этом съезде: обновление общества, демократизация, придание нового импульса экономическим и социальным отношениям. Так же доклад Хрущева о культе личности Сталина (готовила доклад специальная комиссия), не все политбюро (президиум ВС) поддержало доклад, после прочтения он был засекречен. Основные выводы опубликованы в постановлении ЦК КПСС “О преодолении культа личности Сталина”, без какой-либо конкретной информации. Выводы этого постановления:

  1. Был обозначен период советской истории – период культа личности Сталина, сложившегося по двум объективным и субъективным причинам. 1. (Объективная) - сложности социалистического строительства, война, сложность индустриализации и коллективизации, классовая борьба. 2. (Субъективная) - личные качества Сталина (все узнали о письме Ленина в политбюро о Сталине).
  2. Культ личности деформировал социализм, принес ущерб обществу, государству, но не изменил сути социалистического общества и его политических институтов. Поэтому необходимо преодолеть деформацию предыдущего периода, вернуться к до деформированному состоянию. И все дальнейшие мероприятия этим обуславливались.

Демократизация – проявляется:

  • Регулярно созываются съезды партии, заседания ЦК стали открытыми.
  • Демократизация государственных учреждений. Регулярно проводятся сессии ВС (реально до войны президиум 3-4 раза в год, в 50-е г. ни разу)
  • Передача части законодательных функций из центра на места. (1956 г. ликвидация Минюста СССР, вновь созданы Минюсты республик). Расширение полномочий Верховных Судов республик.
  • Расширены полномочия местных советов. В 1957 г. постановление ЦК об улучшении деятельности советов депутатов и трудящихся, и усиление связи с трудящимися. На его основе новые полномочия советов на всех уровнях. Особо расширялась компетенция советов в социально-экономической сфере. Возросли бюджеты местных советов.
  • Выдвижение кандидатов в депутаты проходило открыто, на общих собраниях рабочих и колхозников. Кандидатуры по разнарядке, обсуждение кандидата, обязательные встречи депутатов с избирателями, депутатский приём, регулярные его выступления с отчетами.
  • Всплеск общественной активности, повышается роль общественных организаций. Профсоюзы – огромные права по распределению жилья, социальные выплаты и др. Создавались уличные и квартальные комитеты, родительские советы при школе, народные дружины, советы ветеранов и др.
  • Восстановление национальных автономий: Чеченская, Ингушская, Калмыцкая, Карачаевская автономии и др. (не восстановлены крымские татары, немцы). До середины 50-х эти народы специальные переселенцы под надзором специальных комендатур при НКВД, после отмены этого режима отсутствовала политика возращения их на родные места, не было материальной поддержки, материальной компенсации.
  • Работа по реабилитации незаконно репрессированных граждан. Сначала заявления подавали лично, знакомые и родственники репрессированных, в Верховный Совет и прокуратуру с просьбой о пересмотре дела. После ХХ съезда, летом 56-57 г. созданы специальные комиссии, которые пересматривали дела на местах (нехватка людей для пересмотра дел). Основная масса реабилитирована, в том числе военные начальники, репрессированные 38 г. Не были реабилитированы политические деятели (Зиновьев, Каменев и др.) – проявилась ограниченность ликвидации культа личности Сталина.
  • Радикальная реформа в области управления. Попытка отойти от сложившегося административно-территориального деления. Вся территория СССР разделена на экономические административные районы, в которых создали совет народного хозяйства, подчиняющийся совету Министров союзной республики. Создано 105 СНК(Х) (70 в РСФСР), одновременно ликвидировано 141 министерство. Сохранился Госплан и Госснаб (координировал). При совете Министерств создано ряд комитетов, особенно в области обеспечения научно-технического прогресса (по авиации, машиностроению и др.).

Оценка экономических реформ неоднозначна - до 80-х отрицательно, после положительно. Но после Хрущева все свернуто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: