Вопрос 5. Идея новой Конституции возникла еще при Хрущеве, в 1962 г. XXII съезд решил, что должны быть отражены в Конституции следующие изменения: конституционный

Вопрос 4.

Идея новой Конституции возникла еще при Хрущеве, в 1962 г. XXII съезд решил, что должны быть отражены в Конституции следующие изменения:

  • конституционный переход страны от социализма к коммунизму.
  • идея общенародного государства.

В 1962 г. создана конституционная комиссия, но результатов не было. В 1976 г. новый этап, активизация комиссии, и в 1977 г. появилась новая Конституция. Новые причины (в 70-ых годах) принятия новой Конституции:

  • Социально-экономические сдвиги и Основной закон, который их фиксирует (т.к. Конституция входит в систему права).
  • У советских людей должна быть идея, что общество развивается поступательно (иллюзия к поступательному движению).
  • Не совершенство Конституции 1936 года, многие ее положения устарели (увеличение количества союзных республик, их стало 15, число и название наркоматов увеличилось, изменились виды собственности, в 70-е г. появилась собственность общественных организаций).

Содержание Конституции:

  1. Идея о развитом социализме – пронизывала все основные сферы жизни. Развитый социализм – высшая стадия, длительный период, в котором социалистические отношения будут развиваться, и совершенствоваться на своей основе. Государство и право развитого социализма.
  2. Идея о народном государстве – до этого в 20-е г., доминировала идея об отмирании государства, так при Сталине не принято говорить о государстве.

К этому моменту времени стало очевидным, что традиционное деление на 2 класса – миф. Предприняты попытки реального изучения структуры советского государства (Заславская), в результате исследования выяснили, что социальная структура сложна, по одной классификации 30 групп, по другой 10 групп, основные:

  1. Партийно-государственная элита.
  2. Массовая интеллигенция.
  3. Работники торговли и общепита.
  4. Внизу структуры – люмпенизированные элементы.

Критерий выделения - не только фиксированные доходы, но и род занятий, отношение к собственности, образ и стиль жизни, реальное пользование материальными и духовными благами (всё в совокупности). Но результаты этого исследования были полулегальными. Официально же – социальная однородность, нивелировались национальные различия, ведущая роль у России (РСФСР): экономический центр тяготения, будущее человека зависело от русского образования и знания русского языка. Особенно яркий пример нивелирования – рост межнациональных браков. Национальность не имела значения – дети, рождающиеся от межнациональных браков, являлись русскими. В СССР сформировалась новая историческая общность – советский народ.

Конституция 1977 г. ее принятие и содержание, обусловлены в некоторой степени влиянием запада – в Германии, Японии, Франции приняты Конституции нового времени, где государство это социальный арбитр и надклассовый элемент, идеи правового государства, которые присутствуют и в Конституции 1977 г, но в видоизмененном виде. В данной конституции говорится о социалистической законности, о демократии и самоуправлении (разделы). В ст.6, которая в последствии будет много критиковаться, КПСС называется руководящей партией, ядром политической системы. Было и народное обсуждение данной Конституции.

Внешне остается прежнее очертание политической и государственной системы, которое зафиксировано Конституцией 1977 г.:

  • Партия – КПСС.
  • Государственные органы.
  • Общественные организации.

По мнению Медушевского, Конституция 1977 г. адекватней, чем предыдущие Конституции, отражает действительность. Некоторые (диссиденты и др.) полагают, что сложился новый класс – партийно-государственная хозяйственная элита, по уровню и стилю жизни приблизительно, как европейский средний класс.

В условиях 70-80-х – вся элита сосредоточилась в КПСС, но партия была шире, в середине 80-х – 17 млн. чел. Огромная масса членов не привилегированна. Вступали для карьеры (старший инженер на заводе не мог быть беспартийным). Рядовые члены были недовольны партийной иерархией, отсутствием демократии внутри партии. Первые всплески общественной активности – партийные собрания в середине 80-х.

Государственная власть. Государственные органы не имели самостоятельности в политической линии, выполняли партийные решения, все органы государства были типичными бюрократическими учреждениями.

Возросла роль президиума Верховного Совета, его председатель занимал главный государственный пост. Генеральный секретарь практически являлся главой государства – это критиковали, т.к. генсек не легитимное лицо – у него партийный пост.

С 1977 г. Брежнев совмещает 2 поста председателя и генсека.

С 1965 г. “взбухание” государственного аппарата. 29 министерств. 1975 - 135 министерств. 1985 - 160 министерств.

В СССР самый многочисленный государственный аппарат (1/7 всего трудоспособного населения страны). В 1965 проведена хозяйственная реформа, которая позволила сократить численность государственного аппарата, но её провели не до конца, и существенного влияния она не оказала.

Кризис советского государства – общее состояние 80-х. Состояние общества и государства оценить можно по-разному. Развитый социализм, в 60 – конец 80-е – это состояние получило название “застоя”. Период замедления темпов общественно-экономического развития. Некоторые говорят – системный кризис всего государства (социальных отношений и общества). Кризис проявлялся:

  1. Кризис политических институтов, прежде всего партии, разрыв между верхами и низами, огромный демократический потенциал партии, циничное отношение к партии (нужна для карьеры), государство и его аппарат воспринимались как декорация, прикрывающая реальные общественные отношения, ведомственность – все в силе отдельных министерств.
  2. В отчуждении народа в целом и отдельных социальных групп от власти (ярко проявилось в диссидентах конец 60-х). Скрытый протест народа: 1) писание в стол (не печаталось); 2) у историков-юристов – уход от актуальных современных проблем, так как все равно не дадут изучить. Все желают поступить на естественные факультеты. В массовом сознании доминировали ценности противоположные официальным. Но руководство страны это осознавало.

1982 – умер Берия. Генеральный секретарь Ю.А. Андропов (бывший председатель КГБ) сразу же навёл в стране относительный порядок.

1983 – К.В. Черненко, серая личность, ничем не известен.

Март 1985 – М.С. Горбачев, с апреля после пленума, начинается новая эпоха нашего общества. В его программе:

  1. В СССР обнаружились разные проблемы, самое главное – отставание СССР по экономическим показателям, необходимо ускорить экономический рост. Ускорение – под эту идею увеличены вложения в базовые отрасли экономики. В итоге обратный результат, средства ушли, уменьшились инвестиции в отрасли, производящие товары народного потребления, скрытая инфляция и дефицит. С 1987 – экономические проблемы увеличились. Руководство идеи экономических преобразований делало практическими реформами.
  2. Лозунг “Гласность” – говорить открыто о проблемах, открытие границ, появилась свободная пресса, митинги. Напечатаны произведения – в стол. Показали фильмы, которые до этого не показывали. Чем больше расширялась гласность, тем серьезнее ощущались проблемы общества и государства. Демократизация и перестройка общественных отношений (пик – 19 конференция, летом 1988 г.). Принят ряд резолюций о правой реформе, но она не была реализована, о реформе политической и государственной системы: предполагалось реформировать высший орган власти – созвать и выдвинуть депутатов на Съезд народных депутатов СССР. Первый съезд состоялся в конце мая - начале июня 1989 года (1/2 по мажоритарной системе избиралась – 750 чел., и от общественных объединений и организаций – 750 чел.). Нарушение принципа, 1 человек один голос.

Реформа высших органов власти Президента, Съезда Народных депутатов и совета Министров. Распад СССР. СССР – формально федерация, реально унитарное государство. В ряде территорий предпосылки для дальнейшего обособления: экономические, оформлены государственные структуры у узбеков и казахов и у др., образование национальных республик – создавали государственные структуры, сформировалась национальная элита. Этот процесс активизировался в ходе выборов, разрешены общественные объединения и партии в ряде республик. Сплотились массы вокруг национальной идеи.

1989-1990 г. период суверенизации народов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: