Государство и право конца 50-х середины 80-х

1) Государственная политика ликвидации «культа личности»:

1953 г., умер Сталин, после этого идёт борьба за власть: Берия, Хрущев (Маленков, Жуков), после этой борьбы расстрелян Берия. До этого был генеральным секретарём, 1-ый секретарь партии (Хрущев).

Отправная точка – ХХ съезд КПСС в феврале 1956 г. (самый продолжительный съезд, с 14-25 февраля). Основные идеи докладов на этом съезде: обновление общества, демократизация, придание нового импульса экономическим и социальным отношениям. Так же доклад Хрущева о культе личности Сталина (готовила доклад специальная комиссия), не все политбюро (президиум ВС) поддержало доклад, после прочтения он был засекречен. Основные выводы опубликованы в постановлении ЦК КПСС “О преодолении культа личности Сталина”, без какой-либо конкретной информации. Выводы этого постановления:

  1. Был обозначен период советской истории – период культа личности Сталина, сложившегося по двум объективным и субъективным причинам. 1. (Объективная) - сложности социалистического строительства, война, сложность индустриализации и коллективизации, классовая борьба. 2. (Субъективная) - личные качества Сталина (все узнали о письме Ленина в политбюро о Сталине).
  2. Культ личности деформировал социализм, принес ущерб обществу, государству, но не изменил сути социалистического общества и его политических институтов. Поэтому необходимо преодолеть деформацию предыдущего периода, вернуться к до деформированному состоянию. И все дальнейшие мероприятия этим обуславливались.

Демократизация – проявляется:

  • Регулярно созываются съезды партии, заседания ЦК стали открытыми.
  • Демократизация государственных учреждений. Регулярно проводятся сессии ВС (реально до войны президиум 3-4 раза в год, в 50-е г. ни разу)
  • Передача части законодательных функций из центра на места. (1956 г. ликвидация Минюста СССР, вновь созданы Минюсты республик). Расширение полномочий Верховных Судов республик.
  • Расширены полномочия местных советов. В 1957 г. постановление ЦК об улучшении деятельности советов депутатов и трудящихся, и усиление связи с трудящимися. На его основе новые полномочия советов на всех уровнях. Особо расширялась компетенция советов в социально-экономической сфере. Возросли бюджеты местных советов.
  • Выдвижение кандидатов в депутаты проходило открыто, на общих собраниях рабочих и колхозников. Кандидатуры по разнарядке, обсуждение кандидата, обязательные встречи депутатов с избирателями, депутатский приём, регулярные его выступления с отчетами.
  • Всплеск общественной активности, повышается роль общественных организаций. Профсоюзы – огромные права по распределению жилья, социальные выплаты и др. Создавались уличные и квартальные комитеты, родительские советы при школе, народные дружины, советы ветеранов и др.
  • Восстановление национальных автономий: Чеченская, Ингушская, Калмыцкая, Карачаевская автономии и др. (не восстановлены крымские татары, немцы). До середины 50-х эти народы специальные переселенцы под надзором специальных комендатур при НКВД, после отмены этого режима отсутствовала политика возращения их на родные места, не было материальной поддержки, материальной компенсации.
  • Работа по реабилитации незаконно репрессированных граждан. Сначала заявления подавали лично, знакомые и родственники репрессированных, в Верховный Совет и прокуратуру с просьбой о пересмотре дела. После ХХ съезда, летом 56-57 г. созданы специальные комиссии, которые пересматривали дела на местах (нехватка людей для пересмотра дел). Основная масса реабилитирована, в том числе военные начальники, репрессированные 38 г. Не были реабилитированы политические деятели (Зиновьев, Каменев и др.) – проявилась ограниченность ликвидации культа личности Сталина.
  • Радикальная реформа в области управления. Попытка отойти от сложившегося административно-территориального деления. Вся территория СССР разделена на экономические административные районы, в которых создали совет народного хозяйства, подчиняющийся совету Министров союзной республики. Создано 105 СНК(Х) (70 в РСФСР), одновременно ликвидировано 141 министерство. Сохранился Госплан и Госснаб (координировал). При совете Министерств создано ряд комитетов, особенно в области обеспечения научно-технического прогресса (по авиации, машиностроению и др.).

Оценка экономических реформ неоднозначна - до 80-х отрицательно, после положительно. Но после Хрущева все свернуто.

2) Реформа суда и прокуратуры:

Изменения в уголовном праве сразу же после войны:

  • 1945 г. - амнистия участников войны за нетяжкие преступления.
  • 1947 г. - отменена смертная казнь.
  • 1950 г. - восстановлена смертная казнь по узкой группе преступлений.
  • 1951 г. - уголовная ответственность за пропаганду войны.

Изменения после смерти Сталина. 1953 г. – амнистия значительной части заключенных (специально повысили уголовщину в массах, для того, чтобы Берия, борясь с ней, повысился в авторитете). После ХХ съезда реабилитация многих репрессированных заключенных. 1958 г. – Основы уголовного законодательства Союза СССР, и принятие республиками новых УК на основании этих Основ. Основные идеи этих Основ:

  1. Целью УЗ является охрана государственного строя и граждан.
  2. Преступление – общественно опасное деяние, материальный признак четко дополнен формальным признаком. Нет преступления без указания на то в законе.
  3. Уголовная ответственность предусмотрена только за определенную вину (отличие от УК 22 и 37 г.).
  4. Возраст уголовной ответственности - с 16 лет.
  5. Отмена наказаний (выдворение из СССР и поражение в правах).
  6. Понижен максимальный срок наказания до 15 л., по большинству преступлений до 10 л.
  7. При отбытии наказания отменялась система зачетов.
  8. Досрочное освобождение после отбывания не менее 2/3 срока.

Явная гуманизация УП, но сохранялись нормы с политической направленностью: ч.1 ст. 190 распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государственный и общественный строй; ст. 70 антисоветская пропаганда и т.д. Они отменены только в 1989 г.

Изменения в уголовно-процессуальном праве (УПП). После войны сохранялась сеть военных трибуналов и прокуратур, ликвидированы особые совещания и “двойки”, “тройки”.

В 1954 г. проведена судебная реформа – в Высших Судах республик, краев и областей образованы президиумы. Они получают право пересматривать в порядке надзора дела по протестам генерального прокурора, Председателя ВС РСФСР, прокуроров и председателей судов соответствующей инстанции.

1958 г. – продолжены судебные преобразования, пересмотрена система народных судов, их стало меньше, но они укрепились и улучшились в кадрах. Проведены перевыборы народных судов, увеличен срок полномочий судей с 3-х до 5-ти лет.

1955 г. – положение о прокурорском надзоре. Проведена идея независимости прокуратуры и подчинение прокуроров вышестоящим, а все они - генеральному прокурору, их функции:

  • надзор за законностью при исполнении законов физическими и юридическими лицами.
  • надзор за законностью на предварительном следствии.
  • надзор за законностью при вынесении приговоров, т.е. обоснованность приговоров.
  • надзор за законностью в местах лишения свободы.

Эти мероприятия изменили порядок судопроизводства. Процесс – состязательный, равноправие сторон, устное судопроизводство, открытое по большинству дел заседание, гласное оглашение приговоров, тайна совещательной комнаты и др. Но сохранилось и старые положения – адвокат знакомится с делом только после завершения следствия, а не с момента возбуждения дела и др.

3) Конституция СССР 1977 г.:

Идея новой Конституции возникла еще при Хрущеве, в 1962 г. XXII съезд решил, что должны быть отражены в Конституции следующие изменения:

  • конституционный переход страны от социализма к коммунизму.
  • идея общенародного государства.

В 1962 г. создана конституционная комиссия, но результатов не было. В 1976 г. новый этап, активизация комиссии, и в 1977 г. появилась новая Конституция. Новые причины (в 70-ых годах) принятия новой Конституции:

  • Социально-экономические сдвиги и Основной закон, который их фиксирует (т.к. Конституция входит в систему права).
  • У советских людей должна быть идея, что общество развивается поступательно (иллюзия к поступательному движению).
  • Не совершенство Конституции 1936 года, многие ее положения устарели (увеличение количества союзных республик, их стало 15, число и название наркоматов увеличилось, изменились виды собственности, в 70-е г. появилась собственность общественных организаций).

Содержание Конституции:

  1. Идея о развитом социализме – пронизывала все основные сферы жизни. Развитый социализм – высшая стадия, длительный период, в котором социалистические отношения будут развиваться, и совершенствоваться на своей основе. Государство и право развитого социализма.
  2. Идея о народном государстве – до этого в 20-е г., доминировала идея об отмирании государства, так при Сталине не принято говорить о государстве.

К этому моменту времени стало очевидным, что традиционное деление на 2 класса – миф. Предприняты попытки реального изучения структуры советского государства (Заславская), в результате исследования выяснили, что социальная структура сложна, по одной классификации 30 групп, по другой 10 групп, основные:

  1. Партийно-государственная элита.
  2. Массовая интеллигенция.
  3. Работники торговли и общепита.
  4. Внизу структуры – люмпенизированные элементы.

Критерий выделения - не только фиксированные доходы, но и род занятий, отношение к собственности, образ и стиль жизни, реальное пользование материальными и духовными благами (всё в совокупности). Но результаты этого исследования были полулегальными. Официально же – социальная однородность, нивелировались национальные различия, ведущая роль у России (РСФСР): экономический центр тяготения, будущее человека зависело от русского образования и знания русского языка. Особенно яркий пример нивелирования – рост межнациональных браков. Национальность не имела значения – дети, рождающиеся от межнациональных браков, являлись русскими. В СССР сформировалась новая историческая общность – советский народ.

Конституция 1977 г. ее принятие и содержание, обусловлены в некоторой степени влиянием запада – в Германии, Японии, Франции приняты Конституции нового времени, где государство это социальный арбитр и надклассовый элемент, идеи правового государства, которые присутствуют и в Конституции 1977 г, но в видоизмененном виде. В данной конституции говорится о социалистической законности, о демократии и самоуправлении (разделы). В ст.6, которая в последствии будет много критиковаться, КПСС называется руководящей партией, ядром политической системы. Было и народное обсуждение данной Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: