Причины установления профашистской диктатуры в Японии

Япония в Новейший период

После I мировой войны увеличились колониальные владения Японии. Активно развивалась экономика. Укреплялись позиции крупных финансово-промышленных концернов - дзайбацу. Шел процесс демократизации. Избирательная реформа 1919 г. снизила имущественный ценз (с 10 иен до 3), что привело к увеличению числа избирателей. В 1925 г. избирательное право стало всеобщим (только для мужчин; не распространялось на военнослужащих, осужденных, банкротов).

1) Два экономических кризиса (1927 и мирового 20-30-х гг.) – оказали сокрушительное действие на промышленность, с/х и всю страну; следовательно, ставка финансовой олигархии Японии на сильную власть – военщину с открытой диктатурой.

2) Неспособность парламентских буржуазно-политических партий навести в стране «твердый порядок».

Последствия установления диктатуры.

1) бурный рост профашистских организаций, создавшихся при поддержке правящей верхушки; усиление их политического взаимодействия.

2) Стержнем профашистской монархической идеологии милитаристской Японии становятся идейные позиции: традиционный (старый) тэнноизм и новые идеи – идеи расового превосходства японцев, оправдывающих их право на государство над всеми другими народами и расами.

3) В 1932 и 1936 гг. – подавляются попытки фашистских переворотов, а в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы окончательно устанавливается профашистский открыто террористический режим. Этот режим не был следствием государственного переворота: он был введен конституционным правительством при сохранении японской монархии путем создания «Новой политической структуры». Эта структура олицетворяла новый режим, но не была фашистской партией.

Она представляла собой:

1) разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов «движения помощи трону», начиная от верхушки «Ассоциация помощи трону» (премьер-министр, министры, генералы, высшие чиновники) и заканчивая сельскими отделениями движения (губернаторы, префектур, мэры городов, сельские старосты);

2) общество резервистов – объединяло всю военщину;

3) «политическая ассоциация помощи трону» - объединяла все «самораспустившиеся» буржуазно-помещичьи партии;

4) «женская ассоциация обороны родины», «общество женщин патриоток» - принудительно объединяли женщин;

5) писателей, работников печати – в «Патриотический союз работников печати и литературы» и т.д.

Жестоко подавляется все ранее созданные организации рабочих: профсоюзы; запрещен переход рабочих с одного предприятия на другое. Принимается ряд законов с ужесточением наказаний: Закон «об охране порядка» - вплоть до применения смертной казни; а по закону «об обеспечении национальной обороны» «преследовалось всякое распространение сведений, наносящих вред государству»… Как следствие этого - вводиться система повальной полицейской слежки.

Идеологической обработке в духе тэнноизма подвергается все население: в 1937 г. – создана «библия» тэнноизма, в которой записаны идеологические требования, предъявляемые к «подданным великой Японской империи», основанные на признании «божественного» происхождения императорской династии.

Японская экономика была полностью подчинена к войне – «новая экономическая структура»: создавались «контрольные ассоциации», принудительно объединившие предприятия той или иной отрасли.

После поражения во Второй мировой войне на территории Японии устанавливается оккупационный режим. Армию Японии демилитаризируют, проводится чистка госаппарата.

Конституция Японии 1947 г. явилась важнейший демократический случай послевоенного периода.

Особенности принятия: формально принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция; на самом деле это была принципиально новая конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.

В преамбуле – закреплен принцип народного суверенитета, сохранена наследственная императорская власть.

Согласно ст.1 император является «символом государства и единства народа». Такая формула монархии не встречается ни в одной из конституций (некоторые японские историки говорили о том, что в Японии фактически установлена не монархия, а республика).

Статус главы государства противоречив: Конституция отказывает императору в праве осуществлять государственную власть, но за ним закрепляется ряд полномочий: а) назначать премьер-министра по представлению кабинета; б) промульгировать поправки к Конституции; в) созывать парламентские сессии; г) распускать нижнюю палату; д) подтверждать назначения и отставки государственных министров и др. Конституция подрывает не только политические, но и экономические позиции императорского дома: имущество императорской фамилии передано государству; национализированы: императорская земельная собственность и капиталы в виде акций компаний, банковских вкладов, облигаций; доходы императорской семьи ограничиваются бюджетом, утвержденным парламентом; создано Управление императорского двора – решение вопросов, связанных с повседневным ведением дел императора и дома и т.д.

Высшие органы государственной власти – парламент – «высший орган государственной власти и единственный законодательный орган страны». Парламент - 2-х палатный: а) палата представителей (нижняя) – избирается целиком каждые 4 года; б) палата советников (верхняя) – срок полномочий 6 лет, с переизбранием через каждые 3-года ½ из них (ее состав более стабильный). По общему правилу законопроект может быть принят нижней палатой даже без одобрения верхней. Верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями при роспуске нижней палаты, во время созыва ее чрезвычайной сессии.

Исполнительной властью полностью обладает японское правительство, его премьер-министр (его полномочия): от имени кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики; вносит в парламент проект бюджета; руководит и контролирует все звенья исполнительной власти; кабинет министров ответственен перед парламентом; премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, определяет законодательную деятельность парламента. Полномочия кабинета: проведение законов в жизнь; руководство внешней политикой; заключение международных договоров; организация и руководство гражданской службой; издание правительственных указов.

Принцип разделения властей: модифицированный вариант американской системы «сдержек и противовесов» в процедуре импичмента, которая может быть принята в отношении судей; в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.

Во главе судебной системы Японии стоит – Верховный суд – состоящий из: а) главного судьи; б) и установленного законом числа судей – судьи действуют «согласно голосу своей совести и подчиняются только закону.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод (заимствованы из американской конституции): 1) право на жизнь, свободу, стремление к счастью; 2) равенство перед законом; запрещены все виды дискриминаций; 3) право избирать публичных должностных лиц; 4) свобода мысли и совести, собраний, печати; 5) право на разбирательство «дела в суде», на адвоката; 6) запрещение арестов, обысков, пыток и т.д.

Избирательное право: 1) возрастной ценз – 20 лет – активное избирательное право, 25 лет – пассивное избирательное право в нижнюю палату, 30 лет – в верхнюю палату; 2) ценз оседлости; 3) внесение залога кандидатом в депутаты; 4) преимущество отдается избирательным округам с преимущественно сельским населением => все это подрывает «всеобщий» и «равный» характер выборов в Японии.

Вывод: в Конституции Японии включена декларация об отказе Японии от войны, а также «от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Конституция провозгласила в качестве важной социальной обязанности государства «прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благополучия, социального обеспечения, а также народного здравия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: