Реорганизация вооруженных сил

Вооруженные силы (один из важнейших элементов государ­ственного механизма) до начала 30-х годов были весьма скромны­ми. Их численность не превышала 600 тыс. человек, а техническая оснащенность оставалась практически на уровне времен граждан­ской войны. В 20-е годы, когда основные европейские державы только оправлялись после потерь и разрушений первой мировой войны и не были способны на широкомасштабную интервенцию, даже и столь скромные вооруженные силы вполне обеспечивали обороноспособность страны. Иное положение складывалось с конца 20-х годов и в 30-х годах. Оправившись после потерь первой мировой войны, основные европейские державы вновь включились в гонку вооружений. Эта гонка особенно усилилась в связи с начав­шимся в 1929 году мировым экономическим кризисом, крайне обострившим международные противоречия и усилившим тенден­ции решить эти противоречия за счет нашей страны.

Первоочередной задачей стала реорганизация и увеличение численности вооруженных сил. При­нципиальное решение по этому вопросу было принято Политбюро ЦК ВКП (б) 15 июля 1929 г. в постановлении «О состоянии обороны СССР».

Уже в первой половине 30-х годов начинается перевооружение армии. Армия получила модернизированные винтовки, новые пистолеты, пулемёты и т.д. Поступили на вооружение новые лёгкие танки Т-26, БТ, новые самолёты, новое зенитное вооружение. Увеличивается численность войск до 930 тыс. чел. и до 2 млн. чел. в 1939 г. Не забыт был и военно-морской флот: восстанавливаются и модернизируются корабли дореволюционной постройки, стоятся новые корабли (эсминцы, подводные лодки, торпедные катера).

В середине 30-х годов был проведён ряд серьёзных реформ. В 1934 г. был упразднён Реввоенсовет СССР и вместо него создан Наркомат оборон. Тем самым коллегиальный метод руководства военным ведомством был заменён единоначалием, поскольку ранее нарком по военным и морским делам был лишь председателем Реввоенсовета, а теперь Нарком стал полноправным руководителем. Военный совет стал совещательным органом при наркоме. Соответственно, расширены права командующих военными округами и военно-морскими флотами. Штаб красной армии был преобразован Генеральный штаб, что существенно усилило его руководящую роль в войсках. Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона были превращены в самостоятельные виды вооружённых сил. Соответственно, учреждались Главное управление ВВС и Главное управление ПВО. Начальники этих главков стали командующими этих видов вооружённых сил. Созданы были воздушно-десантные войска.

В 1937 г. была утверждена программа строительства «Больного океанского военно-морского флота» и для её реализации учреждён Народный комиссариат военно-морского флота. А также для защиты Дальнего Востока и Северного побережья созданы Тихоокеанский флот и Северный флот, и Каспийская флотилия.

В связи с резким увеличением численности вооружённых сил и появлением новых их видов остро встал вопрос о подготовке командных кадров. Эта задача решалась путем существенного расширения сети военно-учебных заведений. Так, если в 1928 году было 7 военных академий и 48 военных училищ, то к 1939 году командные кадры готовили 14 академий и 6 военных факультетов при гражданских вузах, в которых обучалось в общей сложности 20 тыс. слушателей. Численность военных училищ возросла до 107.

Кроме того, действовали курсы переподготовки старшего и высшего командного состава (для тех, кто не имел высшего воен­ного образования). В 1936 году была открыта Академия Генераль­ного штаба для подготовки высшего командного состава. Лица, поступавшие в эту академию, как правило, уже имели высшее во­енное образование.

Для того чтобы поднять авторитет командного состава и его социальный статус, в 1935 году были введены персональные воинские звания от лейтенанта до Маршала Советского Союза (до 1935 г. военнослужащие командного состава обозначались по должностно­му положению: комполка, комроты и т.д.).

Для всего командного и политического состава были введены регулярные переаттестации со сдачей техминимума (зачетов) по владению оружием и боевой техникой.

В 1937-1938 г.г. волна репрессий захлестнула и вооруженные силы. О причинах этих репрессий проводившихся во всех управленческих структурах уже говорилось в предыдущем параграфе. Власть добивалась этнического и политико-идеологического единообразия государственного механизма. Но в вооруженных силах положение осложнялось некоторыми дополнительными обстоятельствами. Дело в том, что главой военного ведомства с момента образования Советской армии и до 1925г. был Л. Троцкий. Именно в его руках находились вопросы подбора, продвижения кадров командного состава и назначение на высшие командные должности.

Уже будучи в изгнании Троцкий писал в издававшемся им в Париже журнале, что Красная армия якобы по-прежнему любит и ждет своего вождя – т.е. его. Это, конечно, был блеф. Но он порождал недоверие Сталина и его окружения к военной «верхушке». Было и еще одно обстоятельство. В середине 30-х годов в высшем военном руководстве шли споры о путях дальнейшего развития вооруженных сил и их организационно структуре, а также соотношений механизированных войск и кавалерии. К этим теоретическим спорам примешивались личные амбиции и личное соперничество военачальников. К началу 1937 г. борьба зашла так далеко, что группа высших военачальников во главе с двумя заместителями наркома обороны маршалом М. Тухачевским и Я. Гамарником (нач. Главного политуправления) готовились потребовать у Сталина отстранит от руководства Наркоматом обороны Ворошилова и передать его Тухачевскому. Этот спор был решен в пользу Ворошилова. Эта группа военачальников была арестована, а затем осуждена и расстреляна (Гамарник успел перед арестом застрелиться). За каждым крупным военачальником тянулся «шлейф» его сторонников и его назначенцев. Соответственно, расширялся круг репрессий, шло «выкорчевывание кланов» опасных военачальников. В общей сложности (по свидетельству Ворошилова) из армии было уволено свыше 40 тысяч чел., в том числе 13 тысяч из них были реабилитированы и возращены в вооруженные силы.

Негативные последствия этих репрессий состояли не только в потери значительного числа командных кадров, главном образом старшего и высшего звена. Репрессии привели к безынициативности командных кадров, их стремление подстраховаться, дождаться по любому поводу указаний «сверху», что дорого обошлось в первые месяцы Отечественно войны. Но и это еще не все. Репрессии привели к потере солдатами доверия своим командирам. Для того, чтобы как-то преодолеть это недоверие пришлось в 1937 году восстанавливать в вооруженных силах институт военных комиссаров и коллегиальные формы управления войсками. Предприняты были и иные меры для усиления партийного контроля в вооруженных силах. Так, в апреле 1937 г. был образован при СНК СССР Комитет обороны СССР под председательством главы правительства В.М. Молотова – второго человека в партийной иерархии того времени, лично преданного Сталину. Сам Сталин вошел в состав Главного военного совета Красно армии, а А. Жданов (второй секретарь партии) вошел в состав Главного военного совета военно-морского флота. Таким образом, три первые фигуры иерархии – Сталин, Молотов, Жданов лично контролировали вооруженные силы.

1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят но­вый Закон о всеобщей воинской обязанности.

По этому закону советские вооруженные силы состояли из Красной армии, подчиненной Наркомату обороны, военно-морско­го флота, подчиненного Наркомату военно-морского флота, и пог­раничных и внутренних войск НКВД. К особенностям указанного закона следует отнести:

во-первых,законодательство о военной службе было приведе­но в соответствие с Конституцией СССР 1936 года. Дело в том, что действовавшим до 1 сентября 1939 г. Законом о всеобщей воинс­кой обязанности 1925 года «почетное право защищать социалисти­ческое Отечество с оружием в руках» предоставлялось лишь трудя­щимся. Нетрудовые элементы должны были нести иные обязан­ности военной службы, не связанные с владением оружием. Конституция СССР 1936 года отменила ограничения прав граждан по классовому признаку, а закон от 1 сентября 1939 г. закре­пил и конкретизировал это конституционное положение примени­тельно к военной службе. Таким образом, все граждане СССР муж­ского пола соответствующего возраста, годные по состоянию здоровья к несению военной службы, должны были проходить во­енную службу на общих основаниях. Собственно, отмена ограничений военной службы по классо­вым признакам началась еще в 1935 году, когда были сняты огра­ничения в военной службе для казачества. Эти ограничения были связаны с тем, что казаки в царской России были привилегирован­ным военно-служилым сословием (привилегии в местном сослов­ном самоуправлении, владении землей, ношении оружия и т.д.). Казачьи воинские части как особо надежные использовались для разгона демонстраций, подавления массовых беспорядков. В годы гражданской войны значительная часть казачества участвовала в ней на стороне белых. Однако немало казаков в гражданскую вой­ну служило и в Красной армии, особенно в 1-й и 2-й конных ар­миях;

во-вторых, новый закон закрепил окончательный переход от территориальной к кадровой (экстерриториальной) системе ком­плектования вооруженных сил.

Но переход от территориально-милиционной армии к кадровой касался не только системы ее комплектования. В территориально-милиционных воинских частях военнослужащие срочно службы по призыву рядового и младшего комсостава («переменный состав») жили дома и работали в народном хозяйстве и лишь раз в году (каждый год действительной службы) проходили лагерные сборы (от до месяцев), а также занимались военной подготовкой в выходные дни. По истечении срока призыва увольнялись в запас. Уровень боевой подготовки таких считавшихся военно-обученными запасных был весьма невысок.

В кадровой армии призывники все время срочной службы прибывали в своих воинских частях и занимались военным обучением. Уровень их боевой подготовки был неизмеримо выше.

в-третьих, был снижен призывной возраст — с 21 года до 19 лет, а для лиц, окончивших полную среднюю школу, — до 18 лет; увеличены сроки действительной службы — до 2 лет (в пехоте и кавалерии) и до 3 и даже 5 лет (в технических, танковых частях, пограничных войсках и военно-морском флоте). Сокращались ос­нования для освобождения от военной службы, отсрочек призыва и иных льгот. На 10 лет удлинялись для военнообязанных сроки состояния в запасе (с 40 до 50 лет). Увеличивались сроки учебных сборов переподготовки военнослужащих запаса.

Удлинение сроков службы было связано с необходимостью обеспечить освоение новой боевой техники, поступавшей на во­оружение армии и флота.

Таким образом, Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. создал правовую базу для развертывания массо­вой армии и ее дальнейшего совершенствования.

При оценке этого закона следует учитывать, что по состоянию на 31 августа 1939 г. советские вооруженные силы составляли не­многим более 2 млн. человек, в то время как вооруженные силы Германии насчитывали к сентябрю 1939 года свыше 4 млн. человек.

Мощные вооруженные силы имела и Япония, в том числе 300-тысячную Квантунскую армию, сосредоточенную непосред­ственно на нашей дальневосточной границе и нацеленную на рос­сийское Приморье.

Закрепление в законе кадровой (экстерриториальной) системы комплектования войск потребовало коренной реорганизации аппа­рата местного военного управления.

Старая, территориальная система, когда каждая дивизия и каж­дый корпус имели свои территориальные управления, занимавши­еся мобилизационной работой для своих соединений, была упраз­днена. Вместо нее была создана новая стройная система местных органов военного управления: военные комиссариаты, союзных и автономных республик, областей и районов. Они вели учет при­зывников и военнослужащих запаса в своих регионах и направляли их по призыву или мобилизации по заявкам Наркомата обороны на службу в любой точке СССР.

Реформа аппарата местного военного управления завершила переход от территориальной к кадровой организации армии.

Переход к кадровому принципу комплектования армии, увели­чение срока службы и снижение призывного возраста (что позво­лило призвать на действительную службу сразу несколько возрас­тов призывников) дали возможность резко увеличить численность вооруженных сил: с 2 млн. человек в 1939 году до 5,7 млн. человек к июню 1941 года.

Одновременно начался новый этап перевооружения армии и флота. Поэтому именно в 1939—1940 годах начался новый этап перевооружения Красной армии. Из лагерей ГУЛАГа отправлены в специальные конструк­торские бюро НКВД оставшиеся в живых после «ежевских» разгромов 1937— 1938 годов конструкторы и ученые, часть из них была освобождена из заключения. Привлечены были новые молодые конструкторские кадры, созданы новые конструкторские бюро. В короткие сроки были разработаны и приняты в 1939—1940 годах новые образцы вооружения: самолеты-истребители Як-1, Лагг-3, Миг-3, бомбарди­ровщики Пе-2, ДБ-3, не имевший в то время аналогов в мире штур­мовик Ил-2, танки KB и Т-34, признанный лучшим танком второй мировой войны, ряд новых артиллерийских систем, в том числе залпового огня — «Катюша», и т.д.

Но серийное производство новых образцов боевой техники только начиналось. Первый этап перевооружения планировалось завершить в 1942 году. Однако промышленность отставала от гра­фика поставки новой техники.

В марте 1940 года опыт войны с Финляндией об­суждался пленумом ЦК ВКП(б), а затем на совещании высшего командного состава вооруженных сил в декабре 1940 года с учас­тием Сталина и других членов Политбюро. Смещен был наконец с поста наркома обороны Ворошилов. На этот пост был назначен Тимошенко.

Способствовало укреплению руководства вооруженными сила­ми и назначение в мае 1941 года на пост Председателя СНК СССР Сталина. Поскольку по Конституции общее руководство вооружен­ными силами и ответственность за состояние обороны страны воз­лагались на правительство (СНК СССР), то его глава в случае войны, естественно, предназначался на роль верховного главноко­мандующего. Однако Сталин не согласился с предложениями Ген­штаба, внесенными накануне войны, об учреждении поста верхов­ного главнокомандующего и назначении его на этот пост.

Таким образом, накануне войны так и не была создана единая централизованная система командования вооруженными силами страны.

В целях укрепления единоначалия в вооруженных силах в 1940 году упраздняется институт военных комиссаров. Вместо них были учреждены должности заместителей командиров по политчасти. Но в военных округах, а впоследствии и во фронтовом и армейском звеньях сохранились военные советы, действовавшие на основе принципа коллегиальности.

Для повышения авторитета высшего командного состава и его социального статуса в мае 1940 года были введены генеральские и адмиральские звания. В связи с присвоением новых званий весь высший командный состав был переаттестован.

Разрабатывались и принимались новые боевые уставы, отра­жавшие опыт уже начавшейся второй мировой войны. В них про­водился принцип: учить войска тому, что понадобится в боевой обстановке. В боевых уставах и наставлениях вновь вернулись к разработанной еще в начале 30-х годов теории «глубокой опера­ции», получившей свое подтверждение в сражениях второй миро­вой войны; соответственно вновь стали формироваться крупные танковые, авиационные, артиллерийские соединения.

Промышленность была не в состоянии обеспечить все эти соеди­нения новой боевой техникой. Однако в войсках было много боевой техники устаревших образцов. Одних только легких танков Т-26 и БТ-5 насчитывалось около 16 тыс. При разумном ее использовании она вполне могла бы представлять собой грозную силу.

Однако, крайне остро не хватало командных кадров и технических специалистов. И, хотя действовало к 1941 г. 19 военных академий, 10 военных факультетов в гражданских вузах, 203 военных училища, 7 военно-морских училища и множество курсов младших лейтенантов, кадров катастрофически не хватало. В наше исторической литературе сформировался миф, что эта нехватка репрессии сыграла свою роль и это отрицать нельзя. Но главная причина была в том, что армия стремительно увеличивалась. Ведь в 1937 г. она насчитывала чуть больше миллиона человек. А с тех она увеличилась почти в 6 раз. Все те 20 тыс. чел, что тогда были уволены, составляли только 7% от потребности в командном составе для вновь формируемых воинских частей и соединений. Тем более, что 13 тыс. чел. из числа репрессированных ранее лиц командного состава в 1939-1940г. были реабилитированных и возращены в армию.

Таким образом, немногим более чем за полтора года (с сентября 1939 г. и по 22 июня 1941 г.) была сформирована заново почти шестимиллионная армия, вооруженная новой боевой техникой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: