История отечественного государства и права. Глава 1. Предмет и метод истории отечественного государства и права. 2

Оглавление

Глава 1. Предмет и метод истории отечественного государства и права. 2

Глава 2. Древнерусское государство и право (IX – начало XII вв.) 13

Глава 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (нач. XII-XIV вв.) 62

Глава 4. Образование Русского централизованного государства. 81

Глава 5. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI – середина XVII вв.) 101

Глава 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.) 136

Г л а в а 7. Государство и право России в период разложения.

крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX века) 180

Глава 8. Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.) 223

Глава 9.Государство и право России в период первой русской революции до начала первой мировой войны (1900-1914 гг.) 278

Глава 10. Государство и право России в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.) 336

Глава 11. Государство и право России в период Февральской буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.) 354

Глава 12. Создание советского государства и права

(октябрь 1917 – 1918 гг.) 378

Глава 13. Советское государство и право в период гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.). 432

Глава 14. Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.) 470

Глава 15. Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.) 532

Глава 16. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны. 652

Глава 17. Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945 – 1953 гг.) 697

Глава 18. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х – середина 60-х гг.) 726

Глава 19. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х – середина 80-х гг.) 752

Глава 20. Распад СССР. Становление государства и права Российской Федерации (середина 80-х – 90-е годы) 793


[1] Ленин В.И. Полное собрание сочинений (ПСС), т. 39, с. 67.

[2] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1952, С. 146.

[3] А.П. Новосильцев в современном издании пишет: «По-видимому, в Восточной Европе IX в. возникло несколько княжеств, во главе которых стояли «призванные» русские князья. Арабские источники называют Киев, Славию т.е. землю славян ильменских, и некую Арсу, которую до сих пор идентифицировать не удается. Но их тех же источников видно, что важнейшими из этих политических объединений были Киевское и Северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода». (История России. С древнейших времен до конца XVII века. - М., Аст, 2001, С. 62).

[4] В современном издании говорится: «Давно уже доказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственности не принесли, поскольку эта последняя как таковая возникает в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. (История России с древнейших времен до конца XVII век. – М., Аст, 2001, С.58).

[5] Как считают историки, слово боярин произошло либо от существительного «бой» или «вой», либо от прилагательного «болий», т.е. больший (второе более вероятно). Профессор Сергеевич замечает, что «в первом случае боярин будет означать воителя и придется сродни рыцарю, во втором – большего или лучшего человека и придется сродни гранду».

[6] В XII в. боярин Мирослав, меняя князей, исколесил буквально всю Русь. Классическим примером отказа бояр, причем коллективного, является случай с отказом бояр князя Владимира Мстиславича. Этот князь задумал напасть на киевского князя Мстислава, вопреки совету своих бояр. «И рекоша к нему дружина его: о собе еси, княже, зам…, а не едем по тебе». Из летописного рассказа с очевидного явствует, что Владимир Мстиславич в этом отказе не усмотрел нарушения основных принципов тогдашнего служебного права. Но во время своей службы вассал должен был быть верным своему сюзерену.

[7] История России с древнейших времен до XVIII в. – М., 2001. С. 102.

[8] Территория Древнерусского государства составляла 1 млн. кв. км, население равнялось 4 млн.

[9] Более подробное деление Краткой Правды предусматривает четыре части: Правду Ярослава или Древнейшую правду(статьи 1-18, Устав Ярославичей (статьи 19-40), Покон Вирный (ст. ст. 41-42), Урок Мостников (статья 43)).

[10] В «Русской правде» не содержится точных и исчерпывающих указаний, каким образом ответчик или обвиняемый призывался в суд. Однако анализ ряда статей правового памятника 114(19), 103(114) Пространной правды, 14 Краткой правды позволяет сделать вывод о том, что судебные органы играли важную роль в возбуждении дела. В частности, дело об убийстве могло начаться по инициативе судебных органов, а не только по жалобе родственников. Кроме того, поскольку доходы от суда были достаточно существенными, государственные органы (суды) и должностные лица, связанные с процессом (вирники, мечники, метельщики), были заинтересованы в розыске лиц, совершивших преступления и осуждении их.

[11] Торговая казнь была скрытым видом смертной казни. Известный противник смертной казни адмирал Н.С. Мордвинов говорил: «Кнут есть орудие, которое раздирает человеческое тело, отрывает мясо от костей, мечет по воздуху кровавые брызги и потоками крови обливает человеческое тело, мучение лютейшее всех других известных,.. палач стами ударами может сделать наказание легким, десятью – жестким и увечным, если не смертельным. Есть примеры, что платили ему (палачу) до 10 тысяч рублей, чтобы не изувечить или менее мучительным сделать наказание».

[12] Первый подобный опыт относится к концу XV в., когда Иван III пожаловал за службу примерно 200 чел. из конфискованных новгородских земель. Судебник 1497 г. упоминал о «помещиках» (испомещенных за службу).

[13] Что значит бессрочный сыск? Уложение распространило кре­постную зависимость по прямой нисходящей линии до 4 колена, т.е. должны были возвращаться правнуки беглого, а по боковой - до 3-го колена (дети племянников). При этом устанавливалось, что мужья дочерей, сестер, племянниц оставались у прежних своих хозяев. Таким образом, как видим, закреплялось отношение к крестьянам как к вещи, сельскохозяйственным животным, правовое положение крестьян сближалось со статусом холопов.

[14] Псковский наместник князь А. Шуйский, к примеру, организовывал фиктивные судебные процессы и взыскивал непомерные штрафы с населения. Власть была вынуждена признать, что наместники и волостели «многи грады и волости пусты учинили».

[15] Проведение реформы строилось на расчете, что само население гораздо больше заинтересовано в поддержании порядка в месте проживания, нежели пришлые (на 2-3 года) кормленщики.

[16] По поводу последних двух судебников нет единства во взглядах на авторство и территорию их действия.

[17] Площадные подьячие – чиновники, находившиеся в «площадной избе» у колокольни Ивана Великого в Кремле с кувшинами чернил у пояса и гусиными перьями. Они оформляли частные сделки, а также давали юридические консультации. Площадная изба – нотариальная контора.

[18] Самосуд запрещался. Закон упоминал о нескольких казусах: в случае самосуда над татем (кто-либо «учнет пытать у себя в дому») виновный должен был компенсировать преступнику бесчестье и увечья, кроме того он освобождался от последующих пыток при проведении следствия государственными органами; помещики за самосуд над крестьянами, замешанными в разбое и татьбе, лишались поместий.

[19] «Став перед судьями искати и отвечати вежливо и смирно и не шумно, и перед судьями никаких невежливых слов не говорити и межь себя не бранитися».

[20] Обзор различных точек зрения по данной проблеме можно найти в многообразных источниках. См. например, кн.: Советская историко-правовая наука. Очерки становления и развития. — М., 1978, с. 97—98. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9т. Законодательство периода становления абсолютизма. Т.4, с.5-10; Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. В 2т. – Т.1. V – начало ХХ в. М., 2003, с. 378 – 401 и др.

[21] Ленин В. И. Об избирательной кампании и избирательной платформе. — Поли. собр. соч. — Т.20, с. 359.

[22] История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред. А. А. Радугина. — М., 1997, с. 117.

[23] Маркс К. Революционная Испания. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.10, ст.431.

[24] Ленин В. И. Речь с лобного места на открытии памятника Степану Разину I мая 1919 г. — Полн. собр. соч., т.38, с.26.

[25] Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. — Полн. собр. соч., т. I, с. 153-154.

[26] Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М., 1993, гл.8 «Буржуазия, которой не было», с.252-290.

[27] Этот указ обязывал каждого подданного «доносить» словесно и письменно царю по следующим трем пунктам: «1) о каком злом умысле против персоны его царского величества или измены; 2) о возмущении или бунте; 3) о похищении казны».

[28] История отечественного государства и права. Ч. 1, с. 292-293; История полиции России / Под ред. В.М. Курицына. – М., 1998, с. 46.

[29] Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти т. – М.-Л., 1958. Т. 7. С. 275.

[30] Говоров А.А. История книжной торговли в СССР. – М., 1976. С. 146-148; Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция России начала XIX века. – М., 1923.

[31] Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование. – СПб., 1898. Т. 4. С. 86.

[32] См.: Сафонов М.М., Филиппова Э.Н. Журналы Непременного Совета. Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 13. – М., 1970. С. 156.

[33] Берендтс. О прошлом и настоящем русской администрации. Записка 1903 г. – М., 2002. С. 141.

[34] Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России. В кн.: Абсолютизм в России. – М., 1964. С. 457.

[35] Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990. С. 101.

[36] ПСЗ. Т. 26. № 20007.

[37] Кринг М. Императорская Финляндия. – СПб., 2005. С. 5.

[38] Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. – М., 1993. С. 171.

[39] См.: Ананьич Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России. В кн.: Российская Империя в сравнительной перспективе. – М., 2004. С. 236-237.

[40] Баршев Я. Историческая записка о содействии II отделения СЕИВК развитию юридических наук в России. – СПб., 1876. С. 4.

[41] Косачевская Е.М. М.А. Балугьянский и Петербургский университет. – Л., 1971. С. 262.

[42] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993. С. 160.

[43] Шляхтой называли польское дворянство.

[44] Характерно, что руководство повстанцев (особенно из числа крупного дво­рянства) основную ставку делало на военное вмешательство западных держав. Эти надежды были небеспочвенны. Англия. Франция и Австрия попытались интерна­ционализировать конфликт в Польше, чтобы создать дипломатический повод для военного вмешательства. В действительности целью правительств этих стран была вовсе не помощь Польше (хотя им приходилось считаться с общественным мнени­ем своих стран и маскировать свои истинные цели), а попытка восстановить дей­ствие ограничительных для России условий унизительного Парижского мирного договора, заключенного после проигранной Россией Крымской войны, и подо­рвать ее влияние на европейскую политику.

Однако твердая позиция российского правительства, быстрое подавление польского восстания и отправка двух эскадр военного флота в Атлантический и Тихий океаны охладили пыл британского, а затем и французского, и австрийского правительств.

[45] Российский флаг над Сахалином был поднят еще в 1806 г.

[46] Теократическое - это государство, в котором монарх одновременно является главой государственной и духовной (религиозной) власти.

[47] О распространении взяточничества можно судить хотя бы по такому факту: министр юстиции граф В.Н. Панин при совершении рядной записи в пользу своей дочери для ускорения дел был вынужден передать судьям через одного из чиновни­ков Министерства юстиции взятку в 100 рублей (см. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи. 1802-1917 гг. М., 1988, С. 60).

[48] Достаточно сказать, что III Отделение царской канцелярии (главный орган политического сыска) в начале 30-х годов, насчитывало лишь около 40 штатных сотрудников. Даже к концу его существования (1880 г.) штат III Отделения не пре­вышал 120 человек.

[49] Генерал Спиридович, бывший начальником Киевского жандармского управ­ления, а затем начальником личной охраны царя, в своих мемуарах описывал, как жандармские унтер-офицеры вели наружное наблюдение (т.е. шли по следу подоз­реваемого), надев гражданское пальто поверх формы, со шпорами на сапогах и с саблей под пальто.

[50] Государственные долги были следствием непомерных расходов на войны (русско-турецкая война 1877-1878 гг. обошлась более чем в миллиард рублей), пе­ревооружение армии, строительство броненосного флота, освоение Дальнего Вос­тока, завоевание Средней Азии, массовое железнодорожное строительство, выкуп­ную операцию.

[51] Обер-прокурорами Синода назначались особо доверенные лица, как правило, из императорской свиты: наиболее курьезным было назначение на эту должность генерал-адъютанта графа Протасова, до этого командовавшего лейб-гвардии гусарским полком. В 70-80-е гг. обер-прокурорами синода были граф ДА. Толстой, (последствии ставший министром внутренних дел, и К.П Победоносцев, бывший воспитатель царя Александра III.

[52] Делами других конфессий - христианских, но не православных (католи-ческой, протестантской и т.д.), а также мусульманской, иудейской, буддийской и др. ведал департамент духовных дел Министерства внутренних дел.

[53] Характерно, что царизм сохранял в строжайшем секрете сам факт наличия конституционных проектов и их обсуждения. Но шила в мешке не утаишь Генерал после отставки выехал в Ниццу во Франции и вывез свой архив Царская охранка получила приказ любой ценой вернуть архив и даже совершила налет на виллу генерала. Но граф М. Т. Лорис-Меликов хорошо знал повадки своих бывших под­чиненных и надежно спрятал архив. Впервые выдержки из проекта «конституции» и протоколов его обсуждения были опубликованы в лондонской «Вольной русской типографии» в 1893 г. и перепечатывались в России в 1905 г, однако полностью все материалы стали известны лишь в советское время, когда распахнулись двери бывших царских архивов.

[54] См.: Живое слово. 1909. 17 февраля.

[55] В дальнейшем (1903 г.) введена в действие первая глава этого Уложения о го­сударственных преступлениях.

[56] Так, в 1863 г. указами царя были отменены клеймение, наказание плетьми, шпицрутенами, существенно ограничено наказание розгами.

[57] Феоктистов Е.М. Воспоминания. За кулисами политики и литературы (1848-1896 гг) М.-Л., 1929.

[58] Понятие «прав состояния» определяло правовой статус подданного, зави­севший в том числе и от сословной принадлежности.

[59] Конечно, возможны были иски потерпевших к работодателям о возмещении ущерба здоровью в общегражданском порядке. Но высокие судебные пошлины и высокие гонорары адвокатам за ведение дела и проблематичность судебного реше­ния резко сужали возможность предъявления таких исков.

[60] Доступен был такой вид развода потому, что за недорогую плату можно было легко найти профессиональных лжесвидетелей, выступавших в церковных судах «очевидцами» прелюбодеяний

[61] У казахов и киргизов женщины не носили паранджу.

[62] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. – Т. 31. – С. 155.

[63] Министерство внутренних дел. Исторический очерк. - С. 81.

[64] Цитируется по кн. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. 1902-2002. - С. 82.

[65] Россия на рубеже веков: Исторические портреты. - С. 329-330.

[66] Минц И.И. История Великого Октября. В 3-х т. – Т. 1. – М., 1977. – С. 665.

[67] В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч. Т. 31. - С. 351.

[68] Ленин В. И. ПСС. Т. 39. С. 279.

[69] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 34. С. 304.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 35. С. 53.

1 Должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики исполняли: И.И. Вацетис (2 сентября 1918г. – 9 июля 1919г.), С.С. Каменев (10 июля 1919г. – 1 апреля 1924г.). Должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики была упразднена в мае 1924 г.

[70] В ноябре 1919 г. Президиум ВЦИК представил право совещательного голоса на VII Всероссийском съезде Советов представителям всех партий, принявших решение о мобилизации своих членов для защиты Советской Республики. Тогда же ВЦИК издал постановление об амнистии членов политических партий и групп, объявивших мобилизацию своих членов на защиту Советской Республики.

[71] Только в 1919 г. через систему всеобщего обязательного обучения прошло 800 тысяч человек.

1 Данишевский К.Х. Революционные военные трибуналы. М., 1920, с. 41-42.

[72] Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 38, с. 295.

[73] К этому времени некоторый опыт построения федерации из равноправных членов был накоплен в Закавказье. Там 12 марта Полномочная конференция Центральных Исполнительных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла «Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья», который в декабре 1922 г. был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

[74] Так до 1925 г. называлась Казахская АССР.

[75] Партийное решение было принято гораздо раньше. Уже 9 марта 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) секретным постановлением расширялись права ГПУ. Оно могло расстреливать на месте лиц, уличенных в вооруженных ограблениях, уголовников-рецидивистов, пойманных с оружием. Остальных рецидивистов было разрешено заключать в Архангельский концлагерь так же, как и «подпольников анархистов и левых эсеров». В апреле 1922 г. состоялось еще одно аналогичное решение.

[76] Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т.44,- С.412.

[77] К наказаниям относились: а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; в) принудительные работы без содержания под стражей; г) условное осуждение; д) конфискация имущества – полная или частичная; е) штраф; ж) поражение прав; з) увольнение от должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить вред. Допускалось применение расстрела по делам, находившимся в производстве революционных трибуналов, когда соответствующими статьями особенной части предусматривалась такая мера наказания. В качестве других мер социальной защиты назывались: а) помещение в учреждения для умственно или морально дефективных; б) принудительное лечение; в) воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом; г) удаление из определенной местности.

[78] Эта мера активно применялась в начале 1923 г. Наркомюст издал циркуляр, обязывавший суды в случае, если будет недостаточно улик для признания лица виновным во взяточничестве, но будет установлена опасность преданного суду "по роду занятий и связи с преступной средой", применять высылку на срок до трех лет».

[79] Положение об ИТЛ было утверждено постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г.

[80] Октябрьская революция 1917 года в России серьезно напугала капиталистический Запад. Помимо ужесточения законодательства о наказаниях за политические преступления и совершенствования полицейского аппарата, в ряде стран Запад существенные изменения претерпело социальное и трудовое законодательство (легализованы профсоюзы, введены пособия по безработице, расширено бесплатное начальное и восьмилетнее образование для детей и молодежи и т.д.). Предоставлено было избирательное право женщинам. Даже в такой цитадели капитализма как США в середине 30-х годов получило распространение «доктрина Рузвельта», гласившая, что «государство ответственно за благосостояние своих граждан».

[81] Суть этих разногласий подробно излагалась в главе I.

[82] Как известно, в 20-е годы в ряде окраинных национальных регионов широко использовались в качестве источников права обычное право и даже шариат (мусульманское право). Так, в частности, временное положение об управлении народами Крайнего Севера 1926 года разрешало применение местных обычаев в выяснении конфликтов между аборигенами. В постановлении ЦК РКП(б) «О туркестано-бухарских делах» 1922 года в Средней Азии были восстановлены суды биев и казиев, судивших по местным обычаям и по шариату, который тоже признавался источником права. В конце 20-х годов суды биев и казиев были упразднены.

[83] Ведомости Верховного Совета СССР. № 31. 1941. 6 июля.

[84] Сталин И.В. Речь на предвыборном собрании избирателей 9 февраля 1946 г., М., 1946, с.10.

[85] В.В. Путин, президент Российской Федерации, в своем последнем послании Федеральному Собранию РФ назвал происшедшее «настоящей драмой» для российскрго народа (См.: //Российская газета. 2005. 26 апреля.

[86] Волгоградская правда. 2000. 16 сентября.

[87] См., например: В. Путин. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. // Российская газета. 2005. 26 апреля.

[88] См., например: Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., Терра. 1992. С.3, 345, 367 и др.

Советский период.

Ничего нового, ни одного нового института: ни репрессии, ни жесткое законодательство не новинка. ППЛ на стороне законодателя советского периода.

Создание советского государства и права (октябрь 1917 – июнь 1918)

План.

1) Коренные преобразования общественного строя

2) Слом старого и создание нового государственного механизма

3) развитие государственного единства (устройства)

4) возникновение советского права

1) До Октябрьской революции существовало 4 сословия: дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство. 10 ноября 1917 – декрет об отмене сословий, гражданских чинов. Отменялись все сословные различия, сословий больше нет, все жители России – граждане России. Классовые различия сохранялись. Классы (по Конституции 1917г):

Класс нетрудящихся (бывшие помещики, лица, применяющие наемный труд, торговцы-спекулянты, священно- и церковнослужители, те, кто жил на нетрудовые доходы (на проценты и дивиденды), сотрудники бывших полицейских органов, члены дома Романовых, ВП еще в июне лишило их прав) – лишенцы (до 36г.). Лишения:

- избирательное право (сов власть строит социализм == обобществление средств производства, но владельцы фабрик, заводов… не будут голосовать за обобществление своего имущества == они лишены избирательного права – и активного, и пассивного);

- лишение права защиты родины с оружием в руках – призывали для строительных работ, семьи красноармейцев получали надбавки, льготы, высокий доход, жилищные условия

Нетрудящиеся не лишались всех политических прав. НО: были и другие лишения (любая группа населения может быть лишена любых прав, если использует их во вред советской власти, в ущерб интересам революции - ст. 23 Конституции)

+ требование регистрации по месту пребывания – учет для возложения трудовой повинности

Помещики – декрет о земле 26 окт.19 17г. (ДЗ – первые декреты советской власти; вопросы: вещные права на землю, субъекты права землепользования, * объяснить колебания в законодательстве) Частная собственность ликвидирована – отобрали землю у помещиков, но отнять производство сразу нельзя, т.к. мог быть вызван бунт рабочих, получавших здесь зарплату – если они уйдут, кто будет работать??? == рабочий контроль – фабрично-заводские комитеты (органы рабочего контроля) стали подключаться к управлению предприятий (могут контролировать кадровую политику, вопросы сбыта, калькуляция себестоимости продукции). 28 июня – этап повальной национализации – изъятие предприятий в государственную собственность.

Церковь. Большевики не первые, кто отнимают привилегии у церкви. 23 января - Декрет об отделении церкви от государства, церковь лишается прав юридического лица == у церкви нет собственности, она переходит в безвозмездное пользование общин верующих. Налоговый пресс давил больше на имущие классы, сохранялись все дореволюционные налоги + вводятся чрезвычайные революционные налоги на буржуазию (на местную тоже (Путилов)). Контрибуции взыскивались и с помощью заложников.

Класс трудящихся (лица, работающие по найму: рабочие, служащие, деревенская беднота) (сейчас в фирме не зарплата, а доход) предприниматель отчуждает часть того, что заработал трудящийся, нетрудящийся полностью получает доход. Также признак, того, что человек – трудящийся – это трудовая книжка. Те крестьяне, которые имели свою землю, орудия труда, не являются трудящимися

Вся полнота прав, кроме уже названного ограничения (ст. 23)

Существовали неравенства между рабочими и крестьянами (городское и сельское население) в избирательном праве.

2) Слом старого, создание нового государственного механизма

Теория вопроса выражена в работах Ленина, он делит бывшие государственные органы на две части:

· эксплуататорский аппарат (служит целям подавления класса эксплуатируемых): органы власти и управления, правоохранительные органы, армия

· учетно-регистрационный аппарат (органы социального обеспечения, органы статистики, банковская система, система управления народным хозяйством)

Судьба прежних органов.

Государственная Дума – нет выборов в новую ГД

Госсовет – еще в марте - апреле не назначена половина ГС, затем закончились полномочия выборных членов == с ГС покончено.

Временное правительство низложено, арестовано, заключено в Петропавловскую крепость, потом отпущено под честное слово, что они не будут выступать против советской власти.

Правоохранительная система 24(27) ноября – декрет о суде №1 – упразднены все суды(окружные, губернские, коммерческие, военные, сенат), а деятельность мировых судей приостановили (восстановили в 1913г после упразднения в 1889), ликвидируется адвокатура, прокуратура. Эти суды не могли служить советской власти – в мировые суды попадали по имущественному цензу собственники имущества, в судьи чаще всего попадало дворянство, в юридических организациях не было, как правило, ни рабочих, ни крестьян.

Армия. Начинается явочная демобилизация. Она вводится в правовые рамки, при наркомате внутренних дел создается комитет по демобилизации (демобилизация служащих старших возрастов) + декрет о выборных началах… (начала демократизации) - командиры избираются, недовольные солдаты могли их смещать == армия сломлена.

Учредительное собрание. Выборы не могли быть не проведены из-за больших ожиданий населения. Большевики проиграли выборы – находились на полулегальном положении. Лидеры – эсеры – поддержка крестьян. В конце 17 г – декрет об аресте противников гражданской борьбы… - арестованы лидеры многих партий, 5 января УС открыто, большевики покинули собрание, за ними ушли левые эсеры == УС лишилось кворума. Председатель Чернов, повестка собрания – вся власть советам, никто не согласен == УС было сломлено. 6 января УС делает перерыв, вечером депутаты не смогли войти в Таврический дворец, в этот же день декрет о ликвидации УС. После этого Правительство не временное, а постоянное.

Проблема реформированных органов.

- Органы управления народным хозяйством – комитеты (например, ГЭК, его функции вскоре передаются комиссариатам)

- органы МС: местные управы и городские думы - до 18 г действуют, затем их функции переданы местным советам

- органы общественного призрения (наркомат социального обеспечения)

- органы управления Вооруженными силами, сохраняется множество главков (по снабжению, авиации, реформированы штабы)

- сохраняется банковская система – все банки под управлением Государственного банка.

Все структуры сохранены, только поменяли руководителей.

Новые органы.

Высший орган – Всероссийский съезд советов. Первые два Съезда прошли еще до Октябрьской революции (в мае - Съезд крестьянских депутатов и июне – рабочих и солдатских депутатов и солдатских депутатов), в январе 1918г из 2 съездов был образован один – Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Представительство – каждый совет и другие общественные органы (профсоюзная организация, армейский комитет) могли послать депутатов. Такой порядок сохранился до принятия первой конституции (первые 5 съездов). Съезды собирались по случаю: 2ой – октябрь 1917г.,3ий – объединительный, 4ый – ратификация Брестского мира, 5ый – первая советская конституция.

Компетенция. Полновластный орган. Компетенция по конституции (ст. 49 – полномочия, ст. 50 - … и любые другие полномочия == полновластный орган).

Между Съездами действовал Всероссийский центрально-исполнительный комитет (ВЦИК). Формирование (маленькое зеркало Съезда) – часть депутатов – на Съезде, часть – напрямую от общественных организаций (так было до 4го Съезда – на нем решено, что все депутаты должны назначаться Съездом). ВЦИК - изначально около 300 человек, потом 200. Создавался как орган постоянно действующий (затем сессионный порядок). Помимо пленарных заседаний были возможны заседания в узком составе, существовал Президиум ВЦИК (готовил документы и проекты для заседаний, но с апреля 1918 г получил право принимать решения от имени ВЦИКа == полномочия ВЦИКа). ВЦИК имеет отраслевые отделы: крестьянский, иногородний, промышленности, юридический, агитационный, издательский… Эти отделы – первые советские органы отраслевого управления. Создается и система народных комиссариатов == отделы ВЦИКа ликвидируются, их полномочия передаются наркоматам. ВЦИК – руководящий орган.

Компетенция ВЦИК также не ограничена. ВЦИК обладал полномочиями Съезда, но у него была и исключительная компетенция (ст. 51).

Совет народных комиссаров (термин «комиссар» от Французской БДР) – учрежден на 2 Съезде. Состав – однопартийное правительство (затем – левые эсеры: юр, по делам мест самоуправления, но они покинули правительство в связи с ратификацией Брестского мира == однородное большевистское правительство). Состав назначается в октябре 1917г на Съезде, затем – формируется ВЦИКом. Народные комиссары возглавляют народные комиссариаты.

Народный комиссар – начальник наркомата, коллегия наркоматов – аппарат служащих, комиссары входят в СНК. Ст. 49 – конфликты между народным комиссаром и коллегиям принадлежит президиуму ЦИК.

СНК – законодательный орган, большевики были противниками всякого разделения властей == СНК, ВЦИК, Съезд – законодательные органы. ВЦИК и СНК долгое время считались единым правительством. ВЦИК действовал во исполнение решений СНК, хотя ВЦИК выше СНК == считалось, что власть одна.

Малый СНК (вермишельная комиссия) – узкий состав СНК. Вермишельная – не от кулинарии, а от царской госдумы. На большие дела госдумы не хватало, решали текучку – вермишель.

Аппарат народных комиссариатов действовал параллельно с отделами ВЦИКа. Постепенно отделы ВЦИКа ликвидируются, их полномочия передаются комиссариатам.

Местные советские органы – не придумка советской власти. Пока ничего нового.

· 1 тип – советы поселений:

o Городские

o Сельские

· 2 тип – съезды советов административно-территориальных областей (губернские, областные(new))

· 3 тип – исполкомы (советы поселений + съезды советов)

В ноябре 17 года образуется наркомат по самоуправлению, вместе с СНК принял 2 документа: обращение и инструкция местным советам. Объявляется на местах передача всей власти советам, но нижестоящие подчиняются вышестоящим. Полномочия местных советов:

- законодательная власть, их постановления могли быть выше, чем центральные декреты, которые имели рекомендательный характер == стали появляться уголовные уложения отдельных деревень, возрождаются архаичные нормы

- Право изменять границы административно-территориальных округов, в случае спора с центральными органами решение за местными советами

- Международная комиссия – создание советов за рубежом, вопросы о границах России (наркомат внешней политики Туркестанского края)

- Создание собственных вооруженных сил, упразднен военно-окружной принцип, армия создается по территориально-производственному принципу. В апреле 18 г – декрет об организации военных комиссариатов – органы управления местными подразделениями

- Взимание налогов (иногда под угрозой расстрела заложников) – чрезвычайные налоги на буржуазию

- Создание собственных судов, местных судей назначали местные советы (до К 1936г)

СНК начал конфликтовать с СНК Московской области: СНК М принял решение о напечатании собственных денег, принял решение, по которому СНК М – обязательный посредник при общении с областью == урезание полномочий местных советов == остается:

· Решение вопросов чисто местного значение

· Поднятие местности в культурном плане

· Подчинение решениям вышестоящим органам

Исполнительные комитеты местных советов.

Исполкомы – органы, действующие постоянно, исполкомы состоят из отделов (юстиции, народного хозяйства и т.д. – точного перечня нет, их могло быть сколько угодно)

Правоохранительные органы

Судебная система – декрет о суде №1: создаются новые суды:

Местный советский суд – формируется местными советами (чаще исполкомами), состав: судья и 2 народных заседателя (один постоянный, а 2 - временных) - аналог шеффенского суда – все полномочия судьи принадлежат народным заседателям. Компетенция этого суда:

· гражданские иски (до 10 тыс.)

· уголовные дела (наказания – до 5 лет лишения свободы)

Кто решает дела выше? Нет ответа. Обжаловать решения местного суда можно было на съезде советских судей. Съезды – несколько раз в год.

2 варианта: те дела, которые превышали полномочия местных судов поступали или туда же или в рев трибуналы.

Декрет о суде 2 (февраль 18г) – создание окружных судов – они имеют более сложный состав: 3 члена суда, 4 народных заседателя, по уголовным делам – 12 заседателей, один из них – председатель. Обжаловать их решения можно в областной суд, но области еще не до конца сформированы == в губернские судебные палаты

Высший судебный контроль в Петрограде. Однако ни окружные суды, ни высший судебный контроль не были созданы == октябрь 1918 г – создание единого суда

Революционные трибуналы. 19 декабря – первая инструкция по ревтрибуналам – создавались для рассмотрения дел, угрожающих советскому строю. Состав: 3 судьи без заседателей. Могли вынести решение быстро. Были территориальные, военно-революционные и специализированные (для отдельных категорий дел: по делам печати, по делам о спекуляции(при ВЧК)) трибуналы. Были высшие органы в трибунальной системе – Кассационный трибунал при ВЦИК, Верховный трибунал при ВЦИК (по преступлениям, совершенным высшими должностными лицами, первый смертный приговор - адмирал Счастный)

Декрет о суде №1 – ликвидация прокуратуры. Была идея создать наркомат общественного обвинения, но она не реализована. При трибуналах – коллегии обвинителей (Крыленко)

Адвокатура упразднена, но образуются новые органы – коллегии правозаступников – из числа обычных граждан – они могли быть как защитниками, так и обвиняющими.

Была идея создания третейского суда, но она не была реализована.

Понятие милиции знает еще Россия до 1918 года. Милиция – вооруженные отряды рабочих и служащих (28 октября 1917 года – официальная дата создания, но до мая 1918 года милиция не была отдельным органам. Ее полномочия - у отрядов красной гвардии). В отдельных городах сознаются милицейские органы: Московский уголовный розыск и Административный совет.

Горбезопасность. Петроградский ВРК образован в октябре 1917 года, занимался беспорядками, организацией обороны Петрограда, борьба со спекулянтами, с врагами революции. 5 октября 1917 года он упразднен, образуется ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, преступлениями по должности (саботаж – субботствование – ничегонеделание должностных лиц). Структура – 3 отдела: информационный (внутренняя разведка), организационный отдел, отдел борьбы. К лету 18 года информационный отдел сливается с иногородним, образуется ЧК на местах. При ВЧК образуется боевой отряд, 6 июля 18г он чуть не покончил с советской властью – левоэсеровский мятеж.

Компетенция ВЧК:

· создавался как орган агентурной работы (выявление преступников)

· следственная работа

· административные репрессии (публикация списков врагов народа, лишение продовольственных карточек)

· 21 февраля 1918г.- «Социалистическое общество в опасности!»- органы ВЧК могут расправляться с громилами, контрреволюционерами на месте преступления. Был пример, когда расстреляли без следствия (единственный случай) – граф Эболи с женой – подделывали мандаты ВЧК, обыскивали народ и грабили

Проблема управления народным хозяйством.

Декрет о народном хозяйстве.

Первый орган управления – фабзавкомы – контроль за деятельностью прежний администрации, дек 17 – создается ВСНХ (высший совет народного хозяйства) (создавали Ларин и Бухарин), через него проходили все экономические проекты, использование транспорта и топлива, регулировал деятельность местных органов.

Структура ВСНХ – входит в совет рабочего контроля. Образуются Президиум и бюро – высшие органы управления. 2 вида отделов: отраслевые (управляют отдельными видами производства) и функциональные (занимались отдельными видами деятельности – то, что обеспечивает работу производства). Советы народного хозяйства на местах – областные. Образованы по экономическому принципу (московская, уральская, ….). Образуются губернские и уездные совнархозы (на правах отелов местных исполкомов).

Управление сельским хозяйством.

Наркомат земледелия занимался землеустройством (наделение земельными участками) и землепользованием (контроль за использованием земель). Для наделения крестьян землей созданы земельные комиссии. Создавались земельные отделы местных исполкомов.

Народный комиссариат продовольствия. Вопросы заготовки сельхоз продукции. Методики:

· Натурального обмена (невыгодна крестьянам)

· Классовый паек – каждой семье оставался минимум для пропитания и посева, остальное подлежало принудительному возмездному изъятию (реквизиция – не конфискация!), 9 мая 18 г – получены полномочия применения насильственных методов. Позднее – полномочия по применению уголовных санкций для укрывателей имущества (конфискация имущества, принудительное выселение)

Вооруженные силы.

До конца 17 года стоял совет органов народных комиссаров по военным и морским делам. Март 18г – по военным делам и по морским делам – 2 наркомата. Главки (главные комитеты) – основаны на дореволюционной системе (по воздушным силам, артиллерии, снабжения), новые – Всероссийский главный штаб, Всероссийское бюро военных комиссаров, Военно-законодательный совет – выработка первых советских уставов, Управление армией на местах – наркоматы, комиссариаты, восстановлено военно-окружное деление.

Комплектование и прохождение службы.

Должны были служить в течение срока 4-5 лет. Демобилизация была приостановлена с февраля 1918 года до 1920.

Один из декретов РККА 15 января 1918г.:

· Отменяется принцип всеобщей воинской повинности

· Действует принцип классовости

· Льготы красноармейцам: повышение пайка членам семей, семья не подлежит уплотнению, на них не распространяются буржуазные налоги

Красная гвардия - 10 тыс. человек == с апреля действует принцип: всеобщая военная повинность с сохранением принципа классовости. Призывной возраст – 21 год. Кадровая служба в годы войны.

Развитие государственного единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: