Внешняя политика Советского государства и ее организационно-правовые формы. Целью внешней политики являлось обеспечение внешней безопасности для проведения форсированной модернизации экономики, преобразования социальной и политической структуры общества.
Внешние сношения (представительство СССР в международных отношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами, вопросы войны и мира, принятие в состав СССР новых республик, внешняя торговля на основе государственной монополии, заключение и предоставление займов и т.д.) согласно ст. 14 Конституции СССР были отнесены к ведению Союза ССР. Самыми высокими полномочиями в области внешних сношений в соответствии со ст. 31 Конституции обладал Верховный Совет СССР. При его обеих палатах были образованы постоянные комиссии по иностранным делам для предварительного рассмотрения важнейших вопросов внешней политики и дачи соответствующих рекомендаций Верховному Совету. В период между сессиями Верховного Совета полномочия в области внешних сношений осуществлял Президиум Верховного Совета СССР. Именно он, согласно п. «н» ст. 49 Конституции, был уполномочен объявлять состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии. Ему было предоставлено право ратификации и денонсации международных договоров, назначения и отзыва полномочных представителей (послов, посланников) СССР в иностранных государствах и право приема верительных или отзывных грамот аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. Общее руководство внешними сношениями возлагалось на правительство — СНК СССР, в состав которого входили органы отраслевого управления: общесоюзный Наркомат иностранных дел и общесоюзный Наркомат внешней торговли. Оба эти наркомата имели своих уполномоченных при правительствах союзных республик и агентства в наиболее важных для осуществления внешних сношений и внешней торговли пунктах страны. В странах, с которыми у СССР были установлены дипломатические отношения, действовали полномочные представительства (посольства), а в их составе — торговые миссии, возглавлявшиеся торгпредами.
|
|
Такова была система государственного управления в области внешних сношений (как внешнеполитических, так и внешнеэкономических), установленная Конституцией.
В действительности система принятия решений в области внешней политики существенно отличалась от той, что была установлена Конституцией. Непосредственное руководство внешней политикой реально осуществлялось высшей партийной инстанцией правящей партии — Политбюро ЦК ВКП (б) и лично Сталиным, который до мая 1941 года (когда он стал Председателем СНК СССР) формально не занимал никаких государственных постов. При необходимости решения этой инстанции облекались в форму постановлений Верховного Совета СССР или указов его Президиума, постановлений СНК и проводились в жизнь аппаратом наркоматов иностранных дел и внешней торговли. Конечно, нарком иностранных дел являлся советником по международным делам при Сталине и руководителем исполнительного аппарата, но решения по вопросам внешней политики он не принимал.
|
|
Мировой экономический кризис конца 20 — начала 30-х годов привел к обострению внутренних социальных противоречий в ведущих странах Запада. Соответственно усилилась и международная напряженность. Это способствовало возрождению определенных иллюзий в международном коммунистическом движении относительно краха капиталистической системы и возможности мировой революции. Подобные иллюзии получили свое отражение в политике Коминтерна. Однако внешняя политика, проводившаяся по государственной линии, была нацелена на обеспечение мирного сосуществования государств с различными социально-политическими системами. Это выразилось, в частности, в том, что еще в конце 20-х годов СССР присоединился к «пакту Бриана —Келлога» об отказе от войны как средства внешней политики, подчеркнув при подписании этого акта, что не признает никаких изъятий из договора и всякую войну сочтет нарушением этого пакта. В 1929 году были восстановлены (прерванные в 1927 г.) дипломатические отношения с Англией. 16 ноября 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. Как известно, до 1933 года США не признавали СССР, и лишь с приходом к власти Ф. Рузвельта, победившего на президентских выборах 1932 года, стало возможным признание СССР со стороны США и установление между этими странами нормальных дипломатических отношений.
В 1932—1933 годах в дополнение к подписанным ранее были заключены договоры о ненападении и нейтралитете с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией, Италией.
Приход к власти нацистов в Германии резко усилил опасность войны в Европе.
В своем интервью английской газете «Дейли Телеграф» 5 мая 1933 г. Гитлер заверял англичан, что он будет искать новое «жизненное пространство» для Германии на Востоке Европы.
Убаюканные подобными заверениями, стремясь направить гитлеровскую агрессию на Восток, правительства западных стран, и в первую очередь Англии и Франции, практически не препятствовали Гитлеру вооружаться и готовиться к войне за мировое господство.
В 1934 году СССР вступает в Лигу Наций. Кстати, и по линии Коминтерна прекращается риторика о мировой революции. VII конгресс Коминтерна в 1935 году провозглашает тезис о создании единого антифашистского народного фронта.
Все попытки создания общеевропейской системы международной безопасности, предпринятые советской дипломатией наталкивались на отказ со стороны стран Запада.
Попустительство западных держав вдохновило Гитлера на новую агрессию. В марте 1938 года он захватил Австрию и присоединил ее к Германии.
Сразу же после захвата Австрии Гитлер начал готовить агрессию против Чехословакии.
29 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция четырех держав — Англии, Франции, Германии и Италии. 0В Мюнхене главы правительств Англии и Франции — Чемберлен и Даладье, — уступая диктату Гитлера, согласились на отторжение от Чехословакии Судетской области и передачу ее Германии.
В ночь на 15 марта 1939 г. Гитлер предъявил чехословацкому правительству новый ультиматум: согласиться на оккупацию страны немецкими войсками. И вновь чехословацкое руководство капитулировало. 15 марта территория Чехословакии была оккупирована немецкими войсками и Чехословакия как государство исчезла с политической карты Европы.
|
|
В марте 1939 года Гитлер предъявил территориальные претензии Польше.
Теперь уже и в Англии и особенно во Франции начали осознавать реальность. На восточных границах Франции возникла огромная, мощная империя, угрожавшая национальной безопасности и самому существованию Франции. Было резко нарушено равновесие сил в Европе, достижение которого всегда составляло основную цель британской дипломатии.
Весной 1939 года Гитлер расторг договор о ненападении с Польшей. Теперь уже и Англия, а вслед за ней и Франция заявили о своих гарантиях территориальной целостности Польши. Однако эти гарантии не имели ценности без России. В этой ситуации весной 1939 года начались переговоры между Англией, Францией и СССР о взаимопомощи в случае нападения Германии. Переговоры эти проходили с большими трудностями, английская и французская дипломатия стремилась связать СССР односторонними обязательствами оказывать помощь Англии и Франции в случае вступления их в войну с Германией, а самим уклониться от взаимных обязательств в отношении СССР.
Тем не менее 25 июля 1939 г. англо-французская сторона под давлением общественного мнения дала согласие на переговоры военных делегаций на предмет заключения соглашения сторон, определившего бы их конкретные военные обязательства в случае войны с Германией.
Однако советское руководство получило сообщение своей разведки о том, что наряду с переговорами с Москвой английское правительство вело секретные переговоры с немцами в Лондоне.
В ходе этих переговоров английская сторона выразила готовность к сотрудничеству с Германией в Китае и России, а также признать Восточную Европу естественным жизненным пространством Германии и даже обсудить колониальную проблему. Более того, детали будущего сговора предполагалось уточнить при личной встрече Чемберлена с Герингом, назначенной на 23 августа 1939 г.
|
|
Таким образом, руководители английского правительства — премьер-министр Нэвиль Чемберлен, министр иностранных дел Галифакс и другие «герои Мюнхена» — все еще надеялись, продолжая «мюнхенскую» политику, отвести войну от Англии и направить ее на Восток, рассчитывая, что, завоевав Польшу и выйдя на границы СССР, Гитлер не остановится на этих границах, а вторгнется на территорию СССР.
Однако Гитлер в ходе секретных переговоров в Лондоне понял, что Англия и Франция не будут всерьез вести войну из-за Польши и их можно не опасаться.
Гитлер стремился немедленно разгромить и завоевать Польшу. В дальнейшем он склонялся к тому, чтобы, используя военное превосходство над англо-французской армией, нанести удар на Запад и, разгромив Францию, принудить Англию к заключению мира на своих условиях, а затем уже готовить агрессию против СССР. А на время войны на Западе безопасность своего тыла на Востоке он хотел обеспечить дипломатическим путем. Однако он не исключал и возможности заключения соглашения с Англией, чтобы вообще удержать ее от вступления в войну.
Наконец 12 августа в Москве начались переговоры с английской и французской военными делегациями. Оказалось, что французская делегация имеет полномочия только на ведение переговоров, но не имеет их на подписание договора, а английская делегация вообще не имеет каких-либо письменных полномочий даже на ведение переговоров, не говоря уж о подписании документов.
Одним из важнейших на переговорах стал вопрос о пропуске советских войск (в случае гитлеровской агрессии) через территорию Польши. Ведь СССР в то время не имел общей границы с Германией и советские войска могли войти в соприкосновение с немецкими, только пройдя через территорию Польши. Отказ Польши от пропуска советских войск делал дальнейшие переговоры беспредметными, и 21 августа они были прерваны.
17 августа 1939 г., когда уже стала ясна бесперспективность дальнейших переговоров с англо-французской стороной, а из донесения разведки из Лондона стало известно, что на 23 августа намечен приезд в Англию Геринга для встречи с премьером Чемберленом, в Москве было решено принять предложение немцев с приезде в Москву Риббентропа, а через два дня — 19 августа — Политбюро ЦК ВКП(б) приняло окончательное решение о подписании пакта о ненападении с Германией и проекта секретного протокола к этому пакту, предложенного немецкой стороной.
Принимая это решение, советское руководство, конечно, понимало, что хотя это и был всего лишь пакт о ненападении, но в действительности его роль была более значительной. Он обеспечивал Гитлеру спокойный тыл в случае войны на Западе. Но, во-первых, нападение Германии на Польшу все равно бы произошло независимо от того, был бы заключен пакт или нет. Во-вторых, военные делегации западных демократий все равно не собирались подписывать договоры о военной взаимопомощи (по крайней мере, английская делегация не собиралась этого делать). А без формального военного союза с Англией и Францией СССР все равно и без пакта не собирался вступать в войну, тем более что Польша категорически отказывалась от военной помощи СССР.
Советское руководство осознавало также, что СССР оказался бы в случае англо-германского сговора перед опасностью войны на два фронта (с Германией на Западе и Японией на Востоке) в полной международной изоляции. Ведь следует учитывать, что как раз в это же время — в августе 1939 года — на Дальнем Востоке развернулись крупномасштабные боевые действия. Еще в мае 1939 года японские войска вторглись на территорию Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол.
Известие о подписании пакта Риббентропа—Молотова вызвало шок и взрыв ярости в Париже и особенно в Лондоне. Стало ясно, что попытки направить войну в сторону СССР, а самим остаться в стороне провалились.
Пакт от 23 августа 1939 г. вызвал шок и в Токио. Он серьезно ослабил Антикоминтерновский пакт и породил недоверие японских правящих кругов к Германии.
Безусловно, в 30-е годы и даже в 1939 году еще существовала объективная возможность обуздать агрессора и предотвратить вторую мировую войну, если бы был заключен военный союз между СССР, Англией и Францией. Однако взаимное недоверие, самоубийственная политика «каждый за себя», стремление направить войну подальше от своих границ, а самим получить от этого какие-то выгоды возобладали. Весной и летом 1939 года все ведущие державы Европы (в том числе и СССР) вместо сплочения своих сил против агрессора вели с ним постыдный торг за спинами друг друга.
Заключение пакта о ненападении не представляло само по себе ничего необычного. Ведь такие пакты с Германией заключили Англия, Франция, Польша и другие страны. Тем более, что пакт был заключен открыто, прошел полагающуюся по Конституции ратификацию. Но ведь органической частью этого пакта был приложенный к нему и также подписанный секретный протокол. В соответствии с этим протоколом в «сферу интересов» СССР попадали Финляндия, Эстония, Латвия, восточная часть территории Польши и Бессарабия.
Если сам пакт был правомерным международно-правовым актом и вполне соответствовал международному праву, то секретный протокол нарушал нормы международного права, так как в нем решались судьбы третьих стран и народов без их ведома и за их спиной. Таким образом, это был противоправный документ, хотя, справедливости ради, надо отметить, что практика заключения подобных документов имелась и ранее. Достаточно вспомнить «мюнхенское» соглашение, решившее судьбу Чехословакии за ее спиной, подписанное Чемберленом и Даладье. Так что обвинения в адрес СССР по поводу секретного протокола со стороны английских, французских и других западных политиков во многом носят лицемерный и ханжеский характер. Хотя это ни в коей мере не умаляет противоправности этого протокола. Пакт имел и другие негативные последствия: он нанес ущерб международному престижу нашей страны, поскольку до августа 1939 года СССР рассматривался международной общественностью как оплот борьбы против фашизма. Он нанес ущерб и международному коммунистическому и рабочему движению, дезориентировал его. Дезориентировал он и народ нашей страны, годами воспитывавшийся в антифашистском духе.
Однако, с точки зрения практически понимаемых государственных интересов пакт и протокол давали СССР ряд стратегических выгод. Во-первых, пакт воспрепятствовал готовившемуся англо-германскому сговору за счет интересов нашей страны и предотвратил возможность войны на два фронта в международной изоляции, о реальной опасности которой говорилось выше. Во-вторых, он позволил сохранить нейтралитет и получить отсрочку от войны, которая могла быть использована для перевооружения и реорганизации вооруженных сил, завершения создания военно-промышленного комплекса. Ведь в 1939г. Советские вооруженные силы насчитывали 2 млн. чел., а у Германии - 4 млн. чел. Кроме того, Сталин и советское руководство считали, что война на Западе примет затяжной характер (по образцу первой мировой войны) и настолько серьезно ослабит обе воюющие группировки, что они вряд ли будут способны к вторжению в пределы СССР. В-третьих, секретный протокол позволял остановить продвижение немецких войск в 200—250 км от границ нашей страны.
Сталин, стремясь закрепить мирные отношения с Германией и оттянуть как можно дольше неизбежную войну с Германией (ибо время работало на СССР), шел на любые уступки. Уступки эти состояли также в заключении ряда торгово-экономических соглашений между Германией и СССР. В соответствии с ними СССР поставлял Германии нефть, металлы, особенно цветные, платину и другие стратегические товары, а также продовольствие (зерно, мясо, жиры и т.д.). Установлены были льготные условия транзита поставляемых через советскую территорию товаров для Германии с Востока (в том числе каучука и другого стратегического сырья). Германия тоже продавала нашей стране продукцию своей машиностроительной и приборостроительной промышленности и предоставила СССР кредит в 200 млн. золотых марок. Гитлер распорядился даже продать образцы новейшей военной техники. СССР купил у Германии ряд боевых кораблей, в том числе тяжелый крейсер «Лютцов», который, будучи переименованным в «Таллин», громил (вместе с другими кораблями Балтфлота) из своих тяжелых 8-дюймовых пушек немецкие войска на подступах к Ленинграду в 1941—1944 годах. Продали немцы советской стороне и новейшие технологии по производству военной техники. Гитлер разрешил эту продажу, считая, что русские все равно не успеют их внедрить в производство.
Реализация пакта Риббентропа—Молотова и ее конституционные последствия. Молниеносный разгром Польши создал условия для реализации договоренностей между Германией и СССР по секретному протоколу от 23 августа 1939 г. 17 сентября, когда польская армия перестала существовать как организованная сила, а польское правительство и верховное командование бежали из страны, бросив свой народ и остатки еще сопротивлявшихся войск на произвол судьбы, советским войскам был отдан приказ о переходе границы. Но советские войска остановились на так называемой «линии Керзона». Эта линия была предложена еще в 1919 году британским министром иностранных дел Керзоном в качестве границы между Польшей и Советской Россией.
Это была этническая граница (граница расселения украинцев, белорусов и поляков). Таким образом, советские войска в 1939 году заняли только ту территорию, которая была заселена западными украинцами (Галиция) и белорусами, воздержавшись от оккупации территорий, населенных поляками.
Однако при этом не надо забывать, что сама территория к востоку от «линии Керзона» (т.е. западные регионы Украины и Белоруссии) была захвачена Польшей в ходе советско-польской войны 1920 года. Выход советских войск в 1939 году на «линию Керзона» вернул границу с Польшей к состоянию на 1919 год.
На территории Западной Украины и Западной Белоруссии, занятой советскими войсками, стали создавать местные органы власти — временные управления в городах, крестьянские комитеты в сельской местности из представителей местного населения. Учреждены были и в воеводствах областные (воеводские) временные управления.
4 октября 1939 г. Львовское воеводское временное управление обратилось к Станиславскому, Тернопольскому и Луцкому воеводским управлениям с предложением о создании комитета по проведению выборов в Национальное собрание Западной Украины. Аналогичный комитет был образован и в Западной Белоруссии по инициативе Белостокского воеводского временного управления. Комитеты по организации выборов приняли Положения о выборах.
Выборы провозглашались всеобщими и равными как для мужчин, так и для женщин, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, социальной принадлежности, имущественного положения и прошлой деятельности. Выборы были прямыми при тайном голосовании. Сами выборы состоялись 22 октября. Народное собрание Западной Украины открылось 26 октября во Львове, а народное собрание Западной Белоруссии — в Белостоке 28 октября.
Народные собрания обсудили вопрос о государственной власти и приняли решения, во-первых, о провозглашении советской власти, а во-вторых, о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссии соответственно в состав Украинской ССР и Белорусской ССР.
Конечно, далеко не все приветствовали вступление советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Довольно многочисленные социальные слои сопротивлялись советизации и реформам. Это были прежде всего помещики, крупная и средняя буржуазия, верхи интеллигенции (связанные с прежней властью), католическое духовенство, офицеры и подофицеры старой польской армии, служащие старой полиции, судов, прокуратуры, часть мелкой буржуазии, а также члены организаций украинских националистов, уже давно связанные с немецкими спецслужбами, и т.д. Таким образом, в обществе вновь присоединенных к СССР регионов возникло серьезное противостояние. Оно не выливалось в открытые вооруженные столкновения только из-за присутствия советских войск и советской военной администрации. И акции органов НКВД были направлены именно против этих социальных групп в ходе «чисток» новых территорий от враждебных устанавливавшемуся новому строю элементов, а также против иностранной агентуры, точно так же, как карательные органы довоенной Польши арестовывали и изолировали в знаменитом концлагере в Березе Картузской всех, кто выступал против социальной, национальной и религиозной дискриминации украинцев и белорусов.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что территория Западной Украины (Галиция) длительное время (еще с конца XVIII в.) находилась в составе Австрийской империи Габсбургов. Даже Львов, имевший в то время значительный слой немецкого населения, назывался до 1918 года Лембергом. После 1918 года Галиция была завоевана поляками, а возникшая тогда Галицийская республика разгромлена польскими войсками. Иными словами, население Галиции почти полтора века воспитывалось в антирусском духе, а мужчины, отбывавшие воинскую обязанность в австрийской, а затем и в польской армии, воевали против России и в первой мировой войне, и в советско-польской войне 1919—1920 годов.
После присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии настала очередь Прибалтики. При принятии решения о присоединении к СССР Прибалтики в 1939—1940 годах преобладали прежде всего военно-стратегические, а во вторую очередь экономические и геополитические соображения.
В сентябре — октябре 1939 года между СССР и республиками Прибалтики были заключены договоры о взаимопомощи, на основании которых предусматривалось создание на территории Прибалтийских республик ряда военных баз и размещение на них ограниченных контингентов советских войск (по одному корпусу в каждой республике: по 25 тыс. человек в Латвии и Эстонии и 20 тыс. человек в Литве).
В качестве жеста доброй воли советское правительство еще в 1939 году передало Литве город Вильнюс и весь Вильнюсский край, захваченные Польшей в 1920 году. Здесь следует заметить, что нынешние литовские политики доказывали, что следует уничтожить все последствия пакта Риббентропа—Молотова и вернуться к положению, существовавшему до этого пакта. Но если это так, то как же быть с Вильнюсом? Что-то не слышно, чтобы кто-то предлагал возвратить Вильнюс Польше.
Экономический и политический кризис, который переживали Прибалтийские республики еще с начала 30-х годов, приведший к установлению в них авторитарных режимов, существенно усугубился с началом второй мировой войны. Блокада морских торговых путей, и в частности Балтийского моря, привела к параличу морских портов (Рижского, Таллинского и др.), резкому сокращению экспорта сельскохозяйственной продукции (мяса, бекона, масла и т.д.), которая вывозилась главным образом в Англию, и импорта из Англии запасных частей и ряда компонентов для прибалтийской промышленности. Все это привело к падению производства, увеличению безработицы, усилению социальной напряженности. И если господствовавшая элита видела выход из кризиса в сближении с Германией, которую она считала оплотом против коммунизма, то левая интеллигенция и довольно широкие слои трудового населения ориентировались на СССР, который для них был оплотом против фашизма и гарантией включения экономики Прибалтики в общероссийский рынок. Пришедшие к власти 17— 21 июня 1940 г. новые правительства были сформированы из известных ученых, писателей, общественных деятелей. Их возглавляли И. Варес (Эстония), проф. А. Кирхенштейн (Латвия), Ю. Палецкис (Литва). 14, 15 июля 1940 г. состоялись выборы новых составов народных сеймов Литвы и Латвии, а также Государственной думы Эстонии. Выборы проходили на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но при этом все левые силы объединялись в единых избирательных блоках — «союзах трудового народа», выдвигавших единых кандидатов. Правые силы, деморализованные многотысячными демонстрациями, приведшими к падению выражавших их интересы правительств, бегством многих бывших видных правительственных деятелей в Германию и Швецию, в большинстве случаев не могли противостоять левым.
7-я сессия Верховного Совета СССР постановила принять новые советские республики в состав СССР: 3 августа, — Литву, 5 августа — Латвию и 6 августа — Эстонию.
Соответственно в Конституцию СССР были внесены надлежащие поправки, которые отразили расширение числа субъектов Союза ССР и определили представительство новых субъектов в союзных органах власти. Одновременно на территорию новых членов Союза распространялось действие Конституции СССР и общесоюзного законодательства.
25 августа 1940 г. парламенты Латвии, Литвы и Эстонии приняли новые конституции республик.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. установил, что со дня принятия конституций все граждане Прибалтийских республик являются гражданами СССР и соответственно своих республик. Лицам без гражданства (из числа национальных меньшинств), которые не могли приобрести при старых авторитарных режимах гражданство, теперь предоставлялось право (при желании) получить гражданство.
Присоединение Прибалтики позволяло существенно усилить оборону северо-западных границ СССР. Поскольку Финский залив (а значит, и акватория Ленинградского порта) зимой замерзал, то незамерзающие прибалтийские порты (Рижский, Таллинский и др.) стали играть важную роль во внешней торговле СССР. Таким образом, присоединение Прибалтики имело для СССР не только военно-стратегическое, но и экономическое и геополитическое значение.
Как уже говорилось выше, в соответствии с протоколом от 23 августа 1939 г. к «сфере интересов» СССР была отнесена Финляндия. Первоначально советское руководство предложило Финляндии вариант обмена территориями. Дело в том, что советско-финская граница на Карельском перешейке проходила в 32 км от Ленинграда, то есть такой крупнейший промышленный и культурный центр, как Ленинград, вторая столица страны, находился в зоне досягаемости тяжелой полевой артиллерии с сопредельной стороны. Советское руководство считало такое положение слишком опасным. Кроме того, ряд участков мурманской железной дороги, связывавшей центр страны с Мурманском, единственным в то время на севере и северо-западе страны незамерзающим морским портом, находился в опасной близости к границе. СССР предлагал Финляндии отодвинуть границу на несколько десятков километров от Ленинграда и от некоторых участков мурманской железной дороги, передать СССР несколько островов в Финском заливе и часть территории полуострова Рыбачий и Средний в Баренцевом море, что отодвинуло бы границу от Мурманска, а также передать в аренду полуостров Ханко для строительства военно-морской базы, прикрывшей бы морские подступы к Кронштадту и Ленинграду. В обмен СССР предлагал Финляндии вдвое большую территорию советской Карелии. Финская делегация отказалась сдавать в аренду Ханко, но по другим вопросам готова была вести переговоры.
В руководстве обеих сторон возобладали силы, решившиеся на силовое решение проблемы. Тем более, что Англия и Франция активно толкали Финляндию на конфликт, обещая свою помощь. 30 ноября 1939 г. советские войска перешли границу Финляндии и началась так называемая «зимняя война», которая оказалась гораздо более тяжелой, чем это первоначально представлялось советскому руководству. Эта война привела к исключению СССР из Лига Наций и резкому обострению отношений с Англией и Францией. Несмотря на «странную войну» на Западном фронте, англо-французское командование не только организовало поставки вооружения в Финляндию, чего оно не делало в отношении Польши, но и планировало удары бомбардировочной авиации из Сирии по бакинским нефтепромыслам, да не успело их провести до окончания советско-финской войны. Однако на переговорах, которые 12 марта 1940 г. привели к завершению войны, Сталин ограничился передвижкой границы и арендой Ханко, а также обязательством финского правительства не вступать ни в какие коалиции против СССР, которое в 1941 году было нарушено.
Советское руководство не пошло на оккупацию Финляндии (такая возможность была после взятия Выборга), но в качестве средства политического давления 3 марта 1940 г., как раз непосредственно перед подписанием мирного договора с Финляндией, последовало преобразование Карельской автономной республики (в составе РСФСР) в Карело-Финскую союзную республику — новый субъект Союза ССР. Для такого преобразования не было никаких социально-экономических предпосылок.
Это политический акт, призванный оказать определенное сдерживающее воздействие на Финляндию, напомнить ей о выполнении еще одного условия советско-финляндского мирного договора от 12 марта 1940 г., а именно: неучастии Финляндии в любых группировках или союзах государств, прямо или косвенно направленных против СССР.
Карело-Финская союзная республика просуществовала до 1956 года, когда после повторного военного разгрома в Финляндии 1944г. возобладала политика здравого смысла, победила внешнеполитическая линия, ставшего президентом Финляндии, видного государственного деятеля Паасикиви и премьер-министра (в дальнейшем президента) Урхо Кекконена дружбы и добрососедства с с СССР был заключен Договор 1948 года о дружбе и взаимопомощи.
Следующей на очереди была Бессарабия. Суть вопроса состояла в следующем: еще в начале 1918 года, пользуясь временным ослаблением России в связи с начавшейся в ней революцией и гражданской войной, Румыния захватила территорию Бессарабии (которая с 1812 г. находилась в составе России) и объявила о ее присоединении к Румынии. В 1924 году на левобережье Днестра, в районах Украины, где проживало компактно молдавское население, была образована Молдавская автономная республика в составе Украинской ССР со столицей сначала в городе Балте, а с 1929 года — в городе Тирасполе.
По секретному протоколу от 23 августа 1939 г. Бессарабия была отнесена к «сфере интересов» СССР. 26 июня 1940 г. последовала советская нота правительству Румынии, в которой предлагалось «приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу».
28 июня 1940 г. советские войска вступили на территорию Бессарабии и Северной Буковины. Были упразднены румынские органы управления, распущены румынские политические партии и организации и стали создаваться советские органы. 2 августа 1940 г. 7-я сессия Верховного Совета СССР по ходатайству Верховного совета и правительства Молдавской АССР преобразовала Молдавскую автономную республику в Молдавскую союзную республику в составе Союза ССР. В нее вошли как территория бывшей автономии, так и вновь присоединенная Бессарабия.
Так завершились преобразования, связанные с реализацией пакта Риббентропа—Молотов а. В результате состав Союза ССР к 22 июня 1941 г. расширился до 16 союзных республик — субъектов федерации. Таким образом СССР возвратил часть утраченных в 1917—1920 годах территорий бывшей Российской империи.