Понятие ритм-н-блюза

Что такое ритм-н-блюз

Отправной точкой, где начались разногласия, где зародилась будущая рок-музыка и где наметилось отслоение от джаза и джазового блюза чего-то иного, стал именно ритм-н-блюз.

Ритм-н-блюзом называют (и раньше называли) что попало - сам термин изначально обозначал не стиль музыки, а всю чёрную развлекательную музыку, чтобы отделить её от записей белых исполнителей. Ещё раньше такая музыка называлась race records ("расовые записи"), но позже она получила более политкорректное название "ритм-н-блюз".

Термин «Rhythm and Blues» впервые появился в 1949 году в июньском выпуске журнала «Billboard». Наконец-то, состоявшуюся ритм-н-блюзовую музыку назвали. В чем же характерные особенности ритм-н-блюза? Первое, что бросается в глаза, новый блюз перестал быть музыкой уныния, разочарования и жалоб на несложившуюся жизнь. Он потерял камерность, интимность и превратился в развлекательную, танцевальную, живую, громкую, агрессивную музыку, которая создает позитивное настроение. Можно говорить о коммерциализации блюза, который стал ориентироваться на потребителя, каковым была широкая аудитория, жаждущая развлечений. Из вечного нытика блюз превратился в позитивного шоумена.

Ритм-н-блюз унаследовал от традиционного блюза ладово-мелодическую основу. В центре остался двенадцати тактовый блюзовый квадрат, который, однако, лишился всяческих усложнений. Остались незыблемыми блюзовые ноты – пониженные третья, седьмая и пятая ступени. Особенностью этих нот является то, что они исполняются особым образом – это скользящий и растягивающийся в пространстве звук, высоту которого блюзмен ощущает внутренним особым седьмым, восьмым …чувством. Блюзовые ноты невозможно исполнить на инструменте с постоянным строем. Их исполняют на духовых или на струнных инструментах. Тональность для исполнения композиций определяется во многом удобством игры на гитаре. Пьесы исполняются преимущественно в тех тональностях, которые позволяют оставлять струны открытыми: ми-диез, ля-диез, ре-диез, соль-диез. В ритм-н-блюзе часто используется «стоп-тайм»: двухтактовая пауза после первой ноты композиции. Во время паузы партию исполняет только солист. Через два такта мелодию подхватывают остальные музыканты.

Хотя в ритм-н-блюзе используются тональности, удобные для гитариста, часто в ансамблях присутствует и саксофон. Блестящими ритм-н-блюзовыми саксофонистами были Иллинойс Джекет, Хэл Сингер, Максвелл Дэйвис, Джек Мак Ви и Уайлд Билл Мур.

Отличается ритм-н-блюз прежде всего ритмической основой. Акценты музыканты делают на слабые доли такта: на вторую и четвертую. Но весь смак ритм-н-блюза заключается в более мелких ритмических прорисовках. Это, прежде всего, свинговый триольный ритм, который является наследием джаза. Что такое свинг? Свинг – это оттяжка ноты. Несмотря на то, что в партитуре две восьмые ноты равны по длительности, музыкант несколько затягивает одну из них. В результате следующая нота получается короче. Такое раскачивание мелодии называют свингом. Музыканты делятся на тех, кто обладает чувством свинга, и тех, кто свинговать не умеет. Последние не способны исполнять настоящий блюз и джаз.

Скорость распространения новых ритмов была сравнима с эпидемией. Их влияние на культуру нарождающегося столетия было настолько велико, что его нельзя объяснить иначе, как тем, что ритмы эти отвечали на какую-то потребность белого человека. Влияния были взаимными. Блюз, с его языческими ритмами, менялся под воздействием европейской, христианской музыки, а последняя тянулась к блюзу. Так возник джаз. Классический пианист и композитор Джордж Гершвин писал симфоническую музыку, которая принимала образцовые джазовые очертания. Его мелодии входят в репертуар лучших симфонических оркестров, но также исполняются и ведущими джазовыми музыкантами. Подобная ассимиляция еще до Гершвина породила "госпел" - уличные песни-молитвы негров, основанные на языческом ритме и обращенные к Христу.

Очевидно, что блюз явился единственной музыкальной формой, которой удалось на протяжении столетия сохранить свою энергетическую мощь. Видимо, своим пульсирующим ритмом он как бы напоминал человеку о напряженном, предельном противоборстве Добра и Зла - антиномии, ставшей главной реальностью в эпоху "сумерек духа". Случайны ли это процессы? Бывают ли вообще случайности в области культуры?

Именно блюзовый ритм XX в. помогал человеку сохранять индивидуальность и устойчивое ощущение собственного "Я" наперекор всем попыткам манипулировать человеческим сознанием. Мелодия блюза то расходится, вовлекая в свое пространство трансцендентную надежду, то усыхает до ломаного пунктира, символизируя неустойчивость, тревожную готовность, невротизм бытия. Блюз - а внутри его мелодики всегда жив примат индивидуальности - повествует о том, что, несмотря на любые испытания и любое давление, человек способен оставаться человеком, то есть личностью - самим собой. Ритм тамтамов оказался неожиданно схож со структурой привычного военного марша. Марш - это почти единственная форма европейской музыки, которая была изначально призвана растворять индивидуальное начало слушателя. Действительно, для победы в военных действиях необходимо не скопище разрозненных индивидуальностей, а управляемая единой волей и не рассуждающая масса людей.

Маршевый ритм состоит из четырех долей такта. Блюз и джаз - это маршевый ритм, в котором одна из таких долей утрачивается. Внутри этого ритма возникает диссонанс. Диссонанс становится импульсом трагедии среди фигур обезличенной маршевой мелодии. На джазовом языке это свинг, и отсюда такое неповторимо-индивидуальное, импровизационное звучание джазовых и блюзовых композиций. Скрытый в корнях блюза, трагический диссонанс делал джаз не мелодическим, но духовным родственником христианской музыки. Культура хотела обновления, но сохраняла потребность в диссонансе как чувстве, охраняющем индивидуальность. Внутренняя трагичность диссонанса создала музыкальную индивидуальность блюза-джаза. Ее энергетика оказалась необходимой европейцам, так как помогала сохранить чувство "Я". Жестокий век пытался уничтожить личность - джаз помогал ей выжить.

Отнюдь не случайно и не по глупости сталинский "дионисический" социализм запретил джаз, поставив слушание музыки в один ряд с... уголовным преступлением. Сталин правильно ощутил джаз как "музыку анархистов", это и была музыка ярких одиночек, непрерывно напоминавшая слушателю о существовании "Я" - образа Бога в человеческих душах.

Суфий Х. Инайят Хан пытался понять роль современной ему популярной музыки: «Как возникает огромная популярность джаза. Джаз не заставляет мозг много думать о технической стороне музыки; он не принуждает душу углубляться в духовное; он не заставляет сердце чувствовать глубже - он затрагивает тело. Он позволяет ему обновить жизненную силу с помощью определенного ритма и определенного звука; это дает людям - я имею в виду большинство - большую энергию и заинтересованность, чем музыка, которая напрягает ум. Тех, кто не хочет быть возвышенным духовно, кто не верит в духовные вещи, и кто не хочет утруждаться, джаз оставляет в одиночестве; хотя в то же время он затрагивает всех, кто слышит его»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: