double arrow

История ритм-н-блюза


История ритм-н-блюза

Блюз – музыка чернокожих. Об этом, пожалуй, знают все. Однако, историю возникновения этого музыкального направления знают отнюдь не многие. Корни блюза уходят на юг Северной Америки, где испокон веков людей с темным цветом кожи использовали как рабов. Они выполняли всю самую грязную работу, находясь на плантациях по 14 часов в сутки. Такой ритм жизни, унижения и истязания не могли не отразиться на творчестве этих людей. Отсюда ударные ритмы, присущие блюзу, которые пришли из этнических произведений африканских народов. Проводя много времени в молитвах своим богам, африканцы непременно упоминали их в своих песнях и использовали известные им с детства ритмы.

В 1863 году Американское правительство отменило рабство и блюзовые мотивы зазвучали по всему континенту. Прародители жанра, теперь уже свободные люди, спешили поделиться с миром своим умением и своей музыкой. Джаз стремительно набирал популярность в США. Простые мотивы, незатейливые инструменты и необычайная харизма исполнителей – все это складывалось в успешность блюза как направления в музыке.




Однако широкую популярность блюзу подарил Уильям Хенди – американский собиратель африканского фольклора. Именно этот человек выпустил первую грампластинку, которая обошла весь мир и познакомила людей с блюзом. В блюзе важен не только вокал, но и музыкальное сопровождение. Вокальные особенности блюза приписывают африканским племенам, исполнение которых очень напоминает первоначальные версии исполнения блюза. Кроме того, еще в 60-е годы очень многие группы, которые состояли из ударных или же духовых инструментов начали активно записываться на студиях и продавать свои альбомы.

Это были первые записи музыки блюз, такой, какой она была в то время. Если внимательно послушать стиль исполнения музыки блюз афроамериканцами, то можно услышать далекие отголоски музыки племен, дикой, необузданной, полной страданий, переживаний и страсти. Вот именно такой предстала перед слушателями музыка в стиле блюз в 60-е годы. Сейчас истинный блюз исполняют очень многие музыканты, которые известны своими композициями по всему миру.

Но истинными исполнителями, которые умеют очень тонко прочувствовать все особенности исполнения, текста и мелодии до сих пор являются афроамериканцы. Очень часто мы слышим облегченные варианты блюза, которые подстроены специально под самый широкий круг аудитории. Не смотря на то, что исполнение может быть действительно замечательным, это все же не обязательно будет истинный блюз.

Ритм-н-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией так называемых «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вольф.



Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «чёрных» гетто больших городов. Приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителей в «черные» клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бенд из восемнадцати исполнителей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин «ритм-н-блюз», отражавший сложившиеся изменения.



Ритм-н-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-н-блюз стал гораздо более однообразным — на первый план вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза, отошла на задний план. Среди классиков раннего ритм-н-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Джей Макшенн, Хаулин Вольф и Джо Тернер.

Для «цветных» существовали свои публичные дома, в «черном» Сторивилле, и там тоже играли музыканты. Но были еще и те самые бесчисленные индивидуалки, как правило чёрные, которые нигде не числились и продавались за гроши как небогатым матросам, так и черным. Это именно они «в коротких одежках стояли в дверях своих комнат, распевая блюзы», чтобы привлечь клиентов, и именно эти «девочки» были первыми исполнительницами блюзов в Новом Орлеане, больше того – они-то и принесли блюз в этот город.

Стоит изучить вопросы миграции населения американского Юга, и прежде всего в штатах Луизиана и Миссисипи. Считается, что блюз привнесли в Новый Орлеан сотни или даже тысячи беженцев с хлопковых плантаций Дельты. Они бежали, надеясь получить хоть какую-то работу в порту, как правило самую тяжелую и почти неоплачиваемую. Но и это казалось им спасением. Кроме рабочих рук и истерзанных душ, они несли с собой еще и свои песни, которые стали называть блюзами. Возможно, это действительно было так. Но если бежали отчаявшиеся мужчины, то бежали и женщины, а иных многодетные родители сами отправляли в Новый Орлеан, чтобы те смогли прокормиться. Попасть в бордели для них было большим успехом, поэтому чаще всего они пополняли ряды бесчисленных индивидуалок, а чтобы привлечь клиентов, исполняли задушевные песни, и ничего лучшего, чем блюз, в этом смысле до сих пор не придумано. И эти поющие девочки из провинции довольно скоро составили серьезную конкуренцию знаменитым салунам Нового Орлеана, так что известные «мамаши» вроде Лулу Уайт были вынуждены привлекать блюзовых певиц, взамен устаревавших рэгтаймеров из менестрель-шоу.

В свое время странствующие музыканты наводнили собой весь Юг, перемещаясь от города к городу, от деревни к деревне, выступая прямо на улицах или площадях, на рынках, у магазинов. Они пели и играли старинные баллады, песни менестрелей, рэгтаймы, религиозные гимны, танцевальные мелодии… Часто такие музыканты становились участниками Медицинских шоу, когда они своими песнями или рассказами под гитару, банджо или гармонику привлекали местных жителей, чтобы те покупали различные мази, порошки и прочие целительные снадобья, эффективность которых была сомнительной, зато сами шоу превращались в праздник, – оттого и вошли в историю как музыкальное, а не медицинское явление. Этих странствующих музыкантов-одиночек и стали называть сонгстерами. Благодаря им, гитара, банджо, скрипка, флейта и гармоника, а вместе с ними и новые песни добрались до самых отдаленных и глухих мест Миссисипи, Алабамы, Джорджии, Техаса, Луизианы, Теннеси, обеих Каролин, и тамошняя молодежь смогла приобщиться к нехитрому ремеслу бродячих музыкантов. Сонгстеры таким образом подготовили почву и для пришествия блюзов, и для появления блюзменов; и если слух и музыкальный вкус будущих блюзовых сингеров формировались во время воскресной литургии в церкви, то форма подачи песни, гитара, светский репертуар, вольный дух, страсть к перемене мест – все это было заимствовано ими у сонгстеров.







Сейчас читают про: