Образование и развитие единого Русского государства. Россия в XVII в

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой экологическое право как отрасль права?

2. Какие видыотношений регулируются экологическимправом?

3. Какие Вы знаете принципы экологического права?

4. Каковы особенности методов регулирования экологического права?

5. Что представляет собой система экологического права?

6. Что такое источники экологического прав, их виды?

7. Что такое управление окружающей средой и природопользованием?

8. Каковы формы права собственности на природные ресурсы?

9. Каково содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды?

10. Что такое право природопользования и каковы его виды?

11. Что такое экологическое правонарушение?

12. Какие существуют виды юридической ответственности за экологические правонарушения?

Этапы образования Русского централизованного государства

Еще в ХII в. во Владимиро-Суздальском княжестве проявилась тенденция к объединению земель под властью одного князя. Со временем именно на владимирских князей население Руси стало смотреть как на защитников всей Русской земли.

В конце ХIII в. Орда вступила в затяжной кризис. Тогда активность русских князей усилилась. Она проявилась в собирании русских земель. Собирание русских земель в начале XVI в. завершилось созданием нового государства. Оно получило название "Московия", "Российское государство", научное название - "Русское централизованное государство".

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

· Возвышение Москвы - конец ХIII - начало ХIV в.;

· Москва - центр борьбы с монголо-татарами - вторая половина ХIV - первая половина ХV в.;

· Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III - конец ХV - начало ХVI в.

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\ha_21.html> Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар ярлык на Великое Владимирское княжение. В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступала в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар. В 1304 г. Великим князем Владимирским стал Михаил Ярославич, который первым принял титул Великого князя Всея Руси и стал пытаться подчинить важнейшие политические центры Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276-1303 гг.). Старшим сыновьям Александр Невский раздал почетные уделы, а Даниилу как младшему в удел досталось небольшое селение Москва с округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли. Перспективы занять великокняжеский престол у Даниила не было, поэтому он занялся хозяйством: отстраивал Москву, заводил ремесла, развивал земледелие. Случилось так, что за три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: в 1300 г. он отнял у рязанского князя Коломну, в 1302 г. бездетный переяславский князь завещал ему свой удел. Москва стала княжеством. В правление Даниила Московское княжество превратилось в самое сильное, а Даниил, благодаря своей созидательной политике, самым авторитетным князем на всем Северо-Востоке. В Москве Даниил выстроил монастырь, назвал его в честь своего небесного покровителя Даниловским. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html> По сложившейся на Руси традиции, почувствовав приближение конца, Даниил принял монашество и был упокоен в Даниловском монастыре. В настоящее время Свято-Данилов монастырь играет значительную роль в жизни православных и является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\ha_24.html>Даниил Московский стал также основателем московской княжеской династии. После Даниила в Москве правил его сын Юрий (1303-1325 гг.). Великим князем Владимирским в это время был Михаил Ярославич Тверской. Владимирским престолом он владел "по правде" - древнему праву наследования, установленному еще Ярославом Мудрым в ХI в. Михаил Тверской был похож на былинного богатыря: сильный, храбрый, верный слову, благородный. Он пользовался полным расположением хана. Такого князя давно ждала Русская земля. Реальная власть на Руси ушла из рук потомков А. Невского.

У Юрия Даниловича - внука Александра Невского - не было прав на первый престол на Руси. Но у него было одно из самых сильных княжеств на Руси - Московское. И Юрий Данилович вступил с тверским князем в борьбу за Владимирский престол.

Началось долгое и упорное противоборство за титул Великого князя на Руси между потомками Александра Невского - Даниловичами - и потомками младшего брата Невского Ярослава - Ярославичами, между московскими князьями и тверскими. В конечном итоге победителями в этой борьбе стали московские князья. Почему это стало возможным?

К этому времени русские князья уже полвека были вассалами монгольских ханов. Ханы жестко контролировали деятельность русских князей, используя хитрость, подкупы, предательство. Со временем русские князья стали перенимать у монгольских ханов стереотипы поведения. И более "способными" учениками монголов оказались московские князья.

Юрий Московский женился на родной сестре хана. Не желая усиления одного князя, хан ярлык на Великое княжение предоставил и своему родственнику Юрию. Не желая столкновений с Москвой, Михаил Ярославич Тверской отказался от Великого княжения в пользу Юрия Даниловича. Но московское войско постоянно подвергало разорению земли Тверского княжества. Во время одного из таких столкновений тверичами была захвачена в плен жена Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену она умерла.

Юрий Данилович и Михаил Ярославич были вызваны в Орду. В Орде тверской князь был обвинен в неуплате дани, гибели сестры хана и убит. Ярлык на Великое княжение был передан московскому князю.

В 1325 г. в ставке хана Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Ярославича Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был казнен, но ярлык на Великое княжение был передан следующему сыну Михаила Ярославича - Александру Михайловичу. Вместе с Александром Михайловичем в Тверь был послан татарский отряд Чолкана для сбора дани.

А в Москве после смерти Юрия стал править его брат Иван Данилович по прозвищу Калита, Иван I (1325-1340 гг.). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошел на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Больше московские князья ярлык на Великое княжение не выпустят из своих рук.

Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать ее для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный Калита старался поддерживать самые тесные связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно ездил в Орду со щедрыми подарками ханам, их женам, детям. Щедрыми подарками Калита в Орде расположил к себе всех. Ханши с нетерпением ждали его приезда: Калита всегда привозил им в подарок много серебра, столь необходимого в Орде. Но в Орде Калита постоянно что-то просил: ярлыки на отдельные города, целые княжения, головы своих противников. И Калита неизменно получал в Орде то, что хотел, ведь за него просили любимые ханские жены.

Благодаря расчетливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>

Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром русских земель. Для главы Русской Церкви - митрополита - он выстроил удобные палаты. Митрополит Петр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Митрополит Петр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нем, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в Москве Успенский собор (как во Владимире) и упокоил в нем главу Русской Церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит - Феогност - окончательно переехал из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.

Москва стала религиозным центром русских земель.

Но историки считают, что основной заслугой Ивана Калиты стало следующее. Во времена Ивана Калиты из-за преследований по религиозным мотивам в Москву хлынули толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита стал принимать на службу всех. Подбор служилых людей производился исключительно по деловым качествам при условии принятия православной веры. Русскими становились все, кто переходил в православие. Стало складываться определение - "православный - значит, русский".

При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед - Александр Невский. Этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.) (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>. Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами.

Столкновение произошло в правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.). Дмитрий Иванович получил престол в 9-летнем возрасте после смерти своего отца Ивана II Красного. При малолетнем князе положение Москвы как первого на Руси княжества пошатнулось. Но малолетнего князя поддерживали мощные силы - московское боярство и глава Русской Церкви митрополит Алексей. Митрополит понимал, что если Москва потеряет ярлык на Великое княжение, то ее многолетние усилия по собиранию русских земель будут сведены на нет.

Митрополит смог добиться у ханов, чтобы Великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских земель. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17-летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня (Камень был редким строительным материалом в Москве. Кремлевская стена из камня настолько поразила воображение современников, что с того времени возникло выражение - "Москва белокаменная"). Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всем русском Северо-Востоке. Он стал неприступным.

В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные орды. Они вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани, послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.

В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском двинулся к Москве.

Организовывать отпор татарам стала Москва. В короткое время под знамена Дмитрия Ивановича стали полки и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>

И все же решиться на открытое вооруженное выступление против татар Дмитрию Ивановичу было непросто.

Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html> Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Еще при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрек московскому князю победу. Это вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича, и во все русское войско.

8 сентября 1380 г. www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\ha_26.html>у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско - несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено.

Монголо-татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:

· на Куликовом поле Орда потерпела первое крупное поражение от русских;

· после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани;

· Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;

· у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, "на поле Куликово шли жители разных земель - вернулись с битвы как русский народ".

Современники назвали Куликовскую битву Мамаевым побоищем, а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской".

Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХV - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462-1505 гг.) (cм. иллюстративный материал) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html> и Василии III (1505-1533 гг.) (cм. иллюстративный материал) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>. Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html> Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.

В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. Хан Ахмат увел свои войска назад в степь.

Монголо-татарское иго закончилось.

После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.

Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв.:

· государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси;

· образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

· создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.

Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию.

Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.

При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.

Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.

Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).

На Руси началось складывание крепостного права. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле.

Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.

При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.

Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.

Монгольское влияние. К этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем.

Византийское влияние. Вторым браком Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html> В 1453 г. Византийская империя под ударами турок-османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать ее замуж за овдовевшего русского правителя. В далекую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.

Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.) При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>

Идеология времен Ивана III и Василия III. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий:

· в основном завершилось объединение русских земель;

· в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига;

· Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".

Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.

И вот теперь настал такой момент, когда московским князьям нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей.

Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты.

Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.

Важнейшими стали три идеи.

1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299-1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.

2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).

3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

2.7. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси

В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине образовалось государство. Оно получило название "Московия", "Московское государство". С ХVI в. за ним закрепилось название "Россия".

Московские князья объединили русские земли за очень короткий срок. Политического единства русских земель в государстве они добились, но крепких экономических связей между русскими землями не было. Внутренняя структура государства была "сырой". Государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества. Удержать государство от распада, скрепить его внутреннюю структуру могла только дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, четкое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, четкая вертикаль власти. Внутренние конфликты в государстве были неизбежны.

У Василия III в браке с первой женой детей не было, что было неслыханной ситуацией в великокняжеском доме. Интересы династии требовали наследника. Через 20 лет совместной жизни Великий князь отправил жену в монастырь и уже пожилым женился на молоденькой княжне Елене Глинской. Глинские принадлежали к обрусевшему татарскому роду. В начале ХVI в. семья Глинских выехала из Литвы ко двору Великого Московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. В честь деда Ивана III его нарекли Иваном.

Он войдет в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.

Через 3 года Василий III умер. 3-летний Иван Васильевич вступил на престол. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают от отравления, умерла и она.

Для управления страной до совершеннолетия Великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 г. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.

В результате центральная власть ослабла, произвол вотчинников не знал предела, в ряде городов произошли восстания горожан против знати. Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 г. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских.

Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой". Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.

Венчание на царство. В 1547 г. Великому Московскому князю исполнилось 17 лет. Это значит, что отныне власть должна была перейти в руки совершеннолетнего государя.

В январе 1547 г. Иван Васильевич в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчался на царство. Ритуал венчания был разработан главой Русской Церкви митрополитом Макарием. Из его рук Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Отныне Великий князь Московский стал именоваться "царем" (цезарем) - титулом римских императоров.

Титул царя возвышал Ивана IV над остальными Рюриковичами и означал переход всей полноты власти в руки молодого государя.

Реформы Избранной рады. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, князь А.М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А.М. Курбский назвал эту "ближнюю думу" Избранной радой. Во главе Рады стоял молодой дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под ее руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы, которые в научной литературе получили название "Реформы середины ХVI в.".

В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Термин "дворяне" - люди из двора Великого князя - был известен с ХII в. Первоначально так называли людей, состоявших при князе на военной службе и выполнявших различные административные, судебные поручения. В ХIII в. дворяне - низшая прослойка знати. С ХVI в. дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.

Один из близких царю людей - дворянин И.С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

Реформа государственного управления. Среди проведенных реформ важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>

· Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил ее состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупными из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

· Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице "земских старост", которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

· губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

· волость - земский староста (из черносошного населения);

· город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а "кормились" за счет населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно-представительная монархия.

Огромная в территориальном отношении, многонациональная, очень сложная в управлении страна обрела власть, при которой она в качестве европейской державы жила еще 400 лет. Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Монархия стала еще одной несущей конструкцией русского общества. Огромную помощь монархии оказывала Русская Православная Церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

Государственная власть, при которой общество может эффективно существовать, является важным национальным достоянием для любого народа.

Военная реформа. В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из-за слабого финансово-экономического положения страны постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

· Дворянское ополчение составило ядро армии. Под Москвой 1000 провинциальных дворян была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, "головы" - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено "Уложение о службе", которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Из-за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землей. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые "по отечеству" (по наследству - бояре и дворяне) и по "прибору" (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

· Стрелецкое войско - пехотинцы с огнестрельным оружием - составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землей. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли - "дачи". Из коллективной "дачи" каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

· Казачество стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России складывается особый слой русского общества - казачество (от тюркского "казак" - удалец, вольный человек).

· Иностранцы стали еще одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.

Судебник 1550 г. Был введен в действие новый свод законов - "Судебник". "Судебник" 1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. В "Судебнике" подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось "пожилое" (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввел "Заповедные лета" - переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне все население страны должно было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.

Церковная реформа. Второй властью в государстве была Церковь. Централизация государства потребовала перемен и внутри Церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Собор Русской Православной Церкви. В специальной книге - "Стоглав" (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублева, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.

Внешняя политика Ивана Грозного. Всеобъемлющие внутренние реформы Ивана IV создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

Восточное направление внешней политики. К этому времени главной внешнеполитической опасностью для государства была татарская.

www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\ha_28.html>К 1503 г. Золотая Орда распалась. Но на ее развалинах возник целый ряд государств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда. И каждое из этих государств стремилось жить за счет набегов на русские территории. Основным занятием татар были поставки рабов на невольничьи рынки Османской империи.

Главной задачей внешней политики России стала необходимость ликвидации татарской опасности.

Со времен Ивана IV начинается давление, продвижение России на Восток в ответ на многовековое давление Востока на Русь.

В 1552 г. после нескольких неудачных попыток русские войска взяли Казань. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\ha_33.html> Сопротивляющиеся были перебиты самым жестоким образом, но из татарского плена было освобождено 100 тыс. русских пленников. Эта победа произвела неизгладимое впечатление на русских. В честь взятия Казани Иван IV приказал возвести на Красной площади красивейший храм. Вначале он назывался Никольский собор, затем - Покрова-на-Рву. В Соборе жил блаженный (юродивый) Василий. На Руси всегда к блаженным было особое отношение, они считались "божьими людьми". Василий Блаженный был широко известен в Москве. После смерти он был погребен в этом Соборе. Со временем Собор стал называться Собор Василия Блаженного. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html> Казанское ханство было ликвидировано. В состав Русского государства было включено все Среднее Поволжье с его многонациональным составом: татарами, чувашами, мордвой, удмуртами, мари.

В 1556 г. бескровно была взята Астрахань. Вассалами московского царя признали себя Ногайская орда и Башкирия. После взятия Астрахани весь торговый путь по Волге оказался под контролем России. К России перешла Волга - широкая, величавая, как сама Россия. Мощь реки настолько поражала воображение, что появилось выражение "Волга - русская река". Со временем именно Волга стала речным символом России.

Ханы, их дети, татарская знать переезжали в Россию, принимали крещение, наделялись вотчинами, становились слугами русского царя и пользовались теми привилегиями, которыми пользовалась русская аристократия, хотя вживание в новую жизнь зачастую проходило болезненно.

После ликвидации Казанского и Астраханского ханств продвижение России на Восток продолжилось. В 1581 г. войска казаков под предводительством атамана Ермака взяли столицу Сибирского ханства - Искер или Сибирь (возле современного Тобольска). Продвижение России на Восток было успешным. За 100 лет русские присоединили огромную территорию от Большого Камня (Урала) до Тихого океана. Колонизация Сибири русскими была мирной и совсем не похожа на истребление индейцев англо-саксами.

Западное направление внешней политики - Ливонская война (1558-1583 гг.). Успешное решение "восточного вопроса" позволило правительству Ивана IV начать осуществление борьбы за выход России к Балтийскому морю. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\ha_32.html>

В то время Прибалтика находилась под властью Ливонского ордена, который был создан еще во времена Александра Невского (1237 г.). По договору 1503 г. Ливония выплачивала России дань за город Юрьев. Ливонский орден к середине ХVI в. находился на грани распада, и к его землям было приковано внимание соседних государств. В 1557 г. Ливония объявила России об отказе выплачивать дань. В 1558 г. Иван IV объявил Ливонии войну.

Начало войны сопровождалось победами русских войск. Было взято 20 ливонских городов. Вскоре Ливонский орден был разбит, но его земли перешли к Швеции, Дании, Польше. Вместо одного слабого Россия получила трех сильных противников. После этого война стала принимать затяжной характер.

Кроме того, в 1571 г. состоялся поход всех крымских сил на Москву. Татары подошли к самой Москве и сожгли ее. Уцелел только Кремль. К этим бедам добавились неурожай и двухлетняя эпидемия чумы.

В 1569 г. Польша и Литва объединились. В Восточной Европе родилось новое мощное государство - Речь Посполитая. В 1572 г. польским королем стал один из лучших полководцев Европы Стефан Баторий. В 1579 г. он начал военную кампанию против России. Кампания началась блестяще, и русские сдавали один город за другим. Наконец, в 1581 г. Баторию осталось взять Псков - последнюю, хорошо укрепленную русскую крепость. Со 100-тысячным войском Стефан Баторий осадил Псков.

Казалось, военная катастрофа для России неминуема. Россия, внезапно появившаяся в начале ХVI в. в Восточной Европе, путала все расчеты западноевропейских политиков, ломала сложившуюся в Европе систему взаимоотношений. По всем европейским расчетам она должна была исчезнуть со всех политических карт. Уже давно в Швеции был готов план расчленения России, в Риме - план окатоличивания ее населения.

Дни царя Ивана были сочтены. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>

Но Псков не сдавался. Защитники Пскова отразили 31 штурм войск Стефана Батория, 46 раз сами совершали вылазки в лагерь противника. Из России в Псков шли и шли новые войска. Это были народы Поволжья, только что вошедшие в состав России: чиганаки, буртасы, черемиса, касимовцы, севрюки, и они сменяли русских на крепостных стенах Пскова.

Под Псковом проявилась жизнестойкость Российского государства. Одна из причин этого - в многонациональном составе государства. В России стала складываться национальная традиция - перед лицом внешней опасности забывать внутренние ссоры и распри. Внешний враг стал восприниматься как враг общий.

Тяжелейшая оборона Пскова продолжалась шесть месяцев. Лучшие войска одного из лучших полководцев в Европе умирали под стенами Пскова. И Стефан Баторий не выдержал и пошел на мирные переговоры с Россией.

В 1582 г. было заключено перемирие с Речью Посполитой, а в 1583 г. - со Швецией. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию, получала захваченные русские земли. За Швецией оставалось побережье Балтийского моря.

Опричнина. Тяготы войны обострили внутреннее положение России. Участились измены бояр, в частности на сторону поляков перешел командующий русской армией в Ливонии, личный друг царя - А.М. Курбский. В рядах московского правительства возникла боярская оппозиция царю.

В обстановке роста боярских измен, неудач военных действий в Ливонии с 1565 по 1572 г. Иван IV проводит политику репрессий в отношении боярства, которая получила название опричнины. Точки зрения ученых на причины опричнины различны, одна из них - взгляды царя и верхушки боярства на свое место и роль в русском обществе пришли в противоречие.

В период возвышения Москвы бояре из других княжеств стали переходить на более перспективную службу к московскому князю. Они служили московскому князю и полностью от него зависели. В этот период отношения между московским князем и его боярами были "полюбовные".

Но в конце ХV - начале ХVI в. складывается новая ситуация. Дед Ивана IV Иван III завершил объединение русских земель, удельные княжества активно ликвидировались. В Москву стали переезжать удельные князья и их бояре. Удельные князья, как Рюриковичи, заняли видные места в Боярской думе, приказах, войске. В правление Ивана IV они стали играть огромную роль в управлении государством. И у них был свой взгляд на свое положение в обществе. Они считали, что руководить - это их законная привилегия, не зависящая от воли государя. Поэтому правили они от своего имени, а не от имени царя, при этом не считаясь с мнением царя.

А у Ивана IV было свое понимание места и роли царя в обществе. Он был глубоко религиозным человеком. В соответствии с православным мировоззрением, для Бога - все равны. Ни у кого нет привилегий перед Богом, есть только обязанность - спасти свою душу. Только царь у Бога - на особом положении. Он - помазанник, т.е. избранник Божий. Царя избрал Господь Бог для управления Русской землей. Царь - наместник Бога на земле. Поэтому и для царя все равны, ни у кого перед царем нет никаких привилегий. Всесилие же бояр в государстве делало власть царя, наместника Бога на земле, призрачной.

Кроме того, имелись многочисленные свидетельства измены боярства. В 1560 г. умерла, как подозревают от отравления боярами, любимая жена царя Анастасия Романова; в самый разгар Ливонской войны на сторону поляков перешел командующий русской армией А.М. Курбский. Еще в 1553 г. царь тяжело заболел, и бояре отказались присягать сыну царя Дмитрию, а присягнули дяде царя Андрею Старицкому.

И в 1565 г. царь принял решение - покончить с всесилием бояр. Неожиданно для всех царь уезжает со своим ближайшим окружением в Александровскую слободу. Территорию страны он делит на две части - земщину и опричнину. В опричнине царь начинает править сам вместе с опричниками. Из опричнины он изгнал всех неугодных ему бояр. Начались казни бояр, уличенных в измене. Причем казни бояр проводились на больших площадях при большом стечении народа, так как их основной целью было - запугать остальных бояр.

В 1572 г. Иван IV отменил опричнину. Боярская оппозиция и отдельные очаги сепаратизма были уничтожены.

Значение личности и деятельности Ивана Грозного. В исторической науке существуют различные оценки личности и деятельности Ивана Грозного.

· Одни ученые считают, что политика Ивана Грозного в исторической перспективе себя не оправдала. Она подорвала мощь страны, что предопределило дальнейшую Смуту в начале ХVII в. В начале ХIХ в. историк Н.М. Карамзин в своем труде "История государства Российского" создал противоречивый и зловещий образ Ивана Грозного. Карамзинский образ царя затем повторился в произведениях поэтов и писателей М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, в творениях скульптора М.М. Антокольского, художников И.Е. Репина, В.М. Васнецова и прочно вошел в сознание народа.

· Другие исследователи считают Ивана Грозного величайшим созидателем в истории России. Они отмечают, что в результате реформ Ивана Грозного Россия обрела государственную власть - сословно-представительную монархию, а русское общество-прочную внутреннюю структуру. Благодаря этому Россия смогла преодолеть тяжелейшие испытания, которые вскоре выпадут на ее долю. Деятельность Ивана Грозного следует оценивать с позиции его времени, то есть в XVI в. он был вынужден применить репрессии в отношении боярства, так как в то время верхушка боярства стала антигосударственной силой. По самым последним подсчетам ученых, за 37 лет правления Ивана Грозного было уничтожено от 3 до 4 тыс. человек, в том числе и уголовных преступников. Для сравнения, его современник французский король Карл IХ только за один 1572 г. с благословления папы римского уничтожил 30 тыс. гугенотов - католиков-протестантов. Поэтому жестокость Ивана Грозного не выходила за рамки того времени. Но почему именно репрессии Ивана Грозного получили столь широкий резонанс? На Западе репрессии в отношении огромных масс населения проводились с санкции папы римского и одобрения парламентов. Персонально ответственность за них возложить не на кого. В России репрессии были следствием личной воли царя. Поэтому в памяти народа ответственность за репрессии и легла на Ивана Грозного. Не следует также забывать и о том, что на Западе для многих русский царь был соперником: он был кандидатом на польский престол, пытался отобрать у Швеции выход к Балтийскому морю и т.д. Слава жестокого русского царя нужна была в Польше, Литве, Швеции, чтобы ослабить позиции русского царя и России вообще. Иван Грозный, несомненно, был деспотом. Но деспотизм царя был вызван теми внутренними и внешними обстоятельствами, в которых оказалась Россия в середине ХVI в.

2.8. Смута в Русском государстве (1598-1613 гг.)

XVII в. открыл новый период всемирной истории. В передовых странах Европы - Нидерландах и Англии - произошли буржуазные революции, положившие конец эпохе Средневековья.

В 1584 г. в возрасте 54 лет умер Иван Грозный. Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойного преемника у него не было, государство передать было некому.

Правление Федора Иоанновича (1584-1598 гг.). После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Федор был физически нездоровым человеком и все время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. Б. Годунов проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы.

Б. Годунов отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ливонской войны, в 1592 г. отразил последний набег крымского хана Казы-Гирея на Москву.

Но самым главным его достижением в этот период было следующее: в 1589 г., применив все свои дипломатические способности, Б. Годунов организовал возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - родоначальник, высший духовный сан в Православной Церкви). Со времен принятия православия в 988 г. Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. уже полтора века, Русская Церковь была фактически автокефальной (самоуправляемой). Возведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всем православном мире.

С возведением московского митрополита в сан патриарха Москва - столица самого крупного православного государства - становилась одним из столпов православия в мире.

Заслуга Бориса Годунова в этом неоценима.

Но во времена всесилия Б. Годунова при Федоре Иоанновиче произошла трагедия, которая в дальнейшем отразилась на политической судьбе Б. Годунова: в 1591 г. в г. Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб последний сын Грозного - девятилетний царевич Дмитрий.

После того, как в 1598 г. Б. Годунов стал царем, современники именно его стали обвинять в гибели малолетнего царевича.

В 1598 г. бездетный царь Федор Иоаннович умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась.

Возник династический кризис.

После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598-1613 гг.) и получили название "смута", "смутное время".

Точки зрения ученых на причины Смуты различны. Одна из них: русское общество утратило одну из своих несущих конструкций - законную монархию.

После этого русское общество стало предпринимать различные попытки для преодоления Смуты.

1. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.). Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов наотрез отказался. Тогда был собран Земский собор. Царем был избран Б. Годунов. Годунов упорствовал и отказывался от высшей власти в России. Тогда патриарх организовал крестный ход с иконами Владимирской и Донской Богоматери и пригрозил отлучить Годунова от церкви. Б. Годунов сдался. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html>

Так Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором.

Годуновы происходили из незнатных костромских бояр, которые всегда находились в услужении у бояр московских. Среди московского боярства находилось немало родов, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. Поэтому за новым царем сразу закрепилось название "безродного" царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского боярства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.

Но новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нем крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др.

Б. Годунов пытался быть хорошим царем для всех сословий:

· в интересах дворян-помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян;

· для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей;

· жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Распространялись слухи: "Что-то добр царь Борис, наверное, в чем-то виноват. Быть беде". Желание царя улучшить жизнь народа было воспринято как попытки обмана и угнетения. Целые деревни снимались с мест и бежали в Поволжье, Сибирь.

Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, потом ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. в стране возникла угроза голода. Б. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твердые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба.

Но опять благие намерения царя были неудачны. Прослышав, что в Москве бесплатно дают хлеб, работу, деньги, целые деревни снимались с мест и бежали в Москву. В Москве чиновники шли на различные махинации. Так, они заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, и весь хлеб отдавали им. Но чтобы не вызвать ненависть со стороны московского боярства, Б. Годунов не шел на репрессии в отношении бояр-мошенников. Бесплатная раздача хлеба только усилила бедствия в Москве.

В результате в стране разразился голод, достигший чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.

Народ быстро нашел объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие-то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Федора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.

А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши и которые Россия смогла вернуть к этому времени. Целью католической церкви было распространение католичества в России.

Королем Польши в это время был Сигизмунд III Ваза (1587-1632 гг.). (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\h2.html> Он был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространить католичество в России.

Сигизмунд III и стал главным режиссером русской Смуты.

В 1604 г., снаряженный на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. (См. иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\ha_41.html> Следует сказать, что на всем пути следования все слои населения встречали его хлебом-солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию.

А царь Борис к этому времени сильно переменился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер.

Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась трагично. Вся его семья заплатила самую высокую цену за высшую власть в стране - он сам, его жена, сын и дочь погибли в период Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед русской историей очень высоки: ведь именно он организовал возведение московского митрополита в сан патриарха. Вся семья Годунова была похоронена на территории самого святого места в России - в Троице-Сергиевой лавре.

Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Б. Годунов стал жертвой того, что был первым выбранным царем. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Б. Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.

2. Правление Лжедмитрия I (1605-1606 гг.). Через несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царем.

Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва еще не знала. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два раза в неделю - в среду и субботу - сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения.

Но с первых же недель Москва стала разочаровываться в молодом правителе: он не вписывался в представления москвичей о православном государе. Православный государь был величав, ходил степенно, важно, обязательно в сопровождении бояр. А Димитрий вел себя просто. Он не ходил, а буквально бегал по Москве, причем без бояр. Оказывается, сын Ивана Грозного не знал московских обычаев. В послеобеденное время с незапамятных времен Москва погружалась в сон. А молодой царь в это время принимался бегать по городу. Он заходил в лавки купцов, беседовал с ними, уговаривал бояр путешествовать по Европе, отправлять детей учиться за границу.

И ореол богоизбранности вокруг "царя Димитрия" постепенно исчезал, простые манеры выдавали в "сыне Ивана Грозного" обыкновенного человека.

Одной из главных ошибок царя было то, что он привез с собой из Польши католических священников. Царь любил устраивать прилюдные споры католических и православных священников на тему, чья же вера лучше. Кроме того, царь отверг русскую царевну Ксению, дочь Годунова, и сделал ее лишь наложницей. Борис Годунов был ненавистен всем, но вины Ксении перед народом не было ни в чем. К царю приехала невеста - дочь польского дворянина Марина Мнишек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских.

Иерархи Церкви потребовали, чтобы "Маринка" приняла православие. Невеста русского царя переходить в православие не захотела. Но она была венчана на русский престол и стала русской царицей. После этого состоялось бракосочетание Димитрия и Марины.

Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка-католичка. Сын католички мог стать русским царем. Этого терпеть бояре не захотели.

В 1606 г. в разгар свадебных торжеств Лжедмитрий I был убит.

Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашел опоры и понимания в русском обществе.

3. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царем был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами.

1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Шуйский пришел к власти при помощи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: