double arrow

Материалы и технология


Гравюра на картоне - вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Картоном называют особо толстую бумагу («не менее 0,5 мм), склеенную из многих слоев тонкой бумаги. Кроме того, еще существует так называемая папка, сорт толстой бумаги, получаемой не склеиванием, а отливом. Обычно она более тонка, легка и ломка, нежели картон. Самый лучший, дорогой картон, так называемый бристольский, приготовляется из лучших сортов белой бумаги. Особый сорт тонкого и очень прочного, хорошо проклеенного и спрессованного картона с блестящей глянцевитой поверхностью называется прессшпаном. Из тряпичного сырья и целлюлозы изготовляется так называемая матричная папка, которая отличается большой прочностью и пластичностью. Неплохой картон приготовляется из макулатуры, а также из пеньки. Он бывает серого и черного цвета. Уступает ему по качеству бурый картон, изготовляемый из древесины.

Наконец, наиболее рыхлый и ломкий картон приготовляется из соломы и имеет желто-бурый цвет. Одним словом, существует много разных сортов картона с различными свойствами, и почти все они пригодны для гравирования, если правильно учитывать их свойства в соответствии с поставленной задачей. Гравирование тонких и нежных рисунков будет лучше удаваться на бристольском картоне, прессшпане и матричной папке, более грубые гравюры могут выполняться на других сортах картона. Приготовление доски в этой технике по существу может свестись лишь к отрезанию соответствующего куска картона, да закруглению его углов и снятию фаски, если он толстый. Затем можно приступить к гравированию на чистом картоне. Ни шлифовать, ни полировать картон не нужно.

Однако предпочтительней для работы не чистый картон, а загрунтованный. Эта грунтовка может быть сделана теплым жидким столярным клеем или насыщенным раствором гуммиарабика, которые втираются в картон тампоном из марли. Такая грунтовка, во-первых, позволяет во время печати легко удалять лишнюю краску с поверхности формы, а во-вторых, не допускает зажирения формы, что привело бы к появлению грязной вуали на оттисках. Еще лучшая грунтовка доски — с помощью клея БФ-2, который работает, как прозрачный и эластичный лак.

Клей выдавливается из тюбика и раскладывается с одной стороны доски. Линейкой, поставленной на ребро, его распределяют по всей поверхности тонким ровным слоем. Эта грунтовка особенно ценна тем, что позволяет гравировать электрической горячей иглой, применяемой для выжигания на дереве. Можно использовать готовый грунтованный картон, который продают в магазине Художественного фонда. Еще более совершенная подготовка доски состоит в обклеивании картона калькой или бумажным пергаментом с последующим покрытием лаком. Этот прием одновременно наилучшим образом решает и перевод подготовленного эскиза на доску. Делается все это так.

Картонка оклеивается с лицевой стороны гладкой, плотной белой бумагой, типа полуватмана. Чтобы картонка не покоробилась, ее надо оклеить и с обратной стороны. Бумага намазывается клеем сплошь, чтобы приклеиться всей поверхностью, без каких-либо пропусков. Оклеенный картон следует подержать под прессом. Затем берут кальку несколько большего размера, снимают на нее рисунок, быстро с помощью щетки намазывают ее со стороны рисунка жидким теплым столярным клеем и накладывают на подготовленный картон, рисунком к картону. Клей прозрачен, рисунок (обратное изображение) прекрасно просвечивает. Излишек кальки со всех сторон (по 1—1,5 см) загибают на обратную сторону. Оклеенную доску кладут под пресс. При наклейке кальки, косточкой проглаживать ее не следует — она может растянуться и исказить рисунок. Проглаживать можно только руками, от середины к краям.

Никаких морщинок или вздутий остаться не должно, иначе надо снова переклеить. Чтобы сделать поверхность гравюры более прочной и устойчивой, кальку следует2—3 раза покрыть самодельным лаком. Такой лак приготовляется просто: очищенная от светочувствительного слоя и мелко нарезанная фотопленка кладется в стеклянный флакон и заливается ацетоном (1 часть пленки на 3 части ацетона), при взбалтывании она растворяется. На этом подготовка доски заканчивается, приступают к гравированию.

Для гравирования можно использовать и уже подготовленный материал — светочувствительную фотобумагу (а лучше — картон). Эмульсионный слой фотокартона — готовая лицевая поверхность будущей гравюры. Рисунок на нее можно перенести, сфотографировав его и отпечатав с негатива, как обычную фотографию. Затем приступить к гравированию, как на всяком другом картоне. Инструменты для гравирования на картоне наиболее просты: иглы, ланцет и ножи. Для игл могут быть использованы плоские, граненые и полукруглые надфили. Концы игл должны быть особенно хорошо отшлифованы — они должны не царапать кальку, а разрезать ее. Острым ланцетом выбирают особо глубокие штрихи, вырезая их в толще картона в виде канавки треугольного сечения. Положение иглы по отношению к доске при гравировании может быть вертикальным или наклонным в направлении ее движения. Это определяет характер штриха — он будет рваный, с барбами или с чистыми краями.

При гравировании на рыхлом чистом картоне очень тонкие прорезы, сделанные ножом, не дадут оттиска, так как при печати они сожмутся. Иглы для такого картона надо иметь со слегка затупленными концами — такая игла свободно движется во всех направлениях и дает открытый штрих. По возможности следует избегать перекрестной штриховки — это может привести к вырыванию целых ромбических кусочков картона. Чтобы получить на оттиске то или иное тоновое пятно, острием ножа больше или меньше разрушают структуру гладкой поверхности картона. В этих местах краска задерживается и переходит на оттиск.

При гравировании на загрунтованном (особенно клеем БФ-2) картоне можно наносить более острые, тонкие линии и делать более плотную штриховку. Еще одно большое преимущество грунтовки клеем БФ-2 состоит в том, что она позволяет применить для гравирования горячую иглу выжигательного аппарата для дерева. Такая игла легко преодолевает сопротивление грунта, бумаги и картона, что делает характер линий более свободным и непринужденным. К тому же клей БФ-2, расплавляясь и снова затвердевая, придает краям штрихов большую жесткость, увеличивая прочность доски. Тираж оттисков при такой технике может быть увеличен вдвое и даже втрое. Эта техника позволяет получить разнообразные градации тоновых пятен, что достигается соскабливанием (например, лезвием бритвы) кальки, лежащей под ней бумаги и, наконец, даже картона. Каждый из этих материалов, впитывая краску, отдает ее на эстамп с разной силой тона. Дополнительная обработка таких мест иглой и ножом позволяет получить в оттиске передачу различных фактур.

Для обогащения фактуры могут быть использованы точки, наносимые с помощью крупнозернистой шкурки, накладываемой в нужных местах и пробиваемой молотком. Своеобразный эффект достигается созданием зернистой поверхности доски при нанесении на нее в соответствующих местах порошка или песка, закрепляемого с помощью тонкого слоя клея БФ-2 или лака. Исправление гравюр после получения пробных оттисков ведется в основном путем нанесения новых, дополнительных штрихов и ослабления старых с помощью гладилки и покрытия лаком. Полное уничтожение старых штрихов трудно достижимо.

При печати с гравюры на чистом картоне с доской следует обращаться особенно осторожно и не брать густую краску. Перед работой форму слегка протирают слабой олифой. Лишнюю краску с доски удаляют, накрыв ее рыхлой бумагой и протирая сверху рукой. При надобности это можно повторить. Затем, при слабом давлении, не нанося новой краски, делают подряд несколько оттисков. Первый из них обычно бывает слишком черный, последующие — все светлее и светлее. Самые лучшие оттиски — второй и третий. Печатание с доски, загрунтованной столярным клеем, и с фотокартона ведется обязательно на сухой бумаге — влажная стала бы прилипать к доске.

Доски, покрытые лаком (клеем БФ-2), перед печатью протираются олифой. Набивка краски и печать производится так же, как и с глубоких гравюр из любого другого материала (см. «Офорт»). Печать ведется на влажной бумаге, так как к лаку бумага не прилипает. И последнее. Гравирование на картоне — техника очень своеобразная, некоторые мотивы в ней получаются лучше, другие — хуже. Надо учитывать эти особенности. Для гравюры на картоне более всего подходят такие сюжеты, в которых можно обойтись без больших черных пятен, одними полутонами, светлыми местами и штрихами.


Сейчас читают про: