Отличие права от социальных норм первобытного общества

Особенности возникновения права.

Относительно вопроса о происхождении права нет единства мнений, одни полагают, право существовало в первобытном обществе (архаическое право), другие полагают, что право возникает только вместе с государством. Правы и те и другие, все дело в том, что вкладывают исследователи в понятие «право». Если его рассматривать как исключительно юридическое понятие, то право возникает вместе с государством и причины его появления, аналогичны тем, что лежат в основе появления государства. Право продукт деятельности государственных органов, но оно возникает не на пустом месте, еще до возникновения государства складывается достаточно эффективная система социальных норм – право в неюридическом смысле («доправовая культура»).

Социальные нормы доправовой культуры явились основным источником права в юридическом смысле.

Можно выделить три относительно самостоятельных способа образования права.

  1. Государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в издаваемых им законодательных актах (законы Солона, Русская правда).
  2. Если в процессе разрешения конкретных юридических дел выяснялось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела, уполномоченное лицо на основе норм первобытного общества выносило юридически значимое решение, которое становилось прецедентом.
  3. Когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общества, государство само разрабатывало нормы права и закрепляло их в законодательных актах (частная собственность). В отличие от первых двух способов, рассматриваемый способ не основывался на социальных нормах первобытного общества.
  1. Право исходит о государства, а социальные нормы первобытного общества складывались бессознательно в результате многократного повторения целесообразных вариантов поведения.
  2. Право охраняется специальными правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия.
  3. Право закрепляется в определенных формах (НПА), то есть формально определено, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей.
  4. Право является динамическим регулятором общественных отношений, социальные нормы крайне консервативны.
  5. Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет.

Аристотель определял государство как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих».

Николо Макиавелли определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».

Французский мыслитель 16 в. Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Томас Гоббс определял государство, как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что может употребить силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Джон Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».

Л. Гумплович «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: