Особенности возникновения права.
Относительно вопроса о происхождении права нет единства мнений, одни полагают, право существовало в первобытном обществе (архаическое право), другие полагают, что право возникает только вместе с государством. Правы и те и другие, все дело в том, что вкладывают исследователи в понятие «право». Если его рассматривать как исключительно юридическое понятие, то право возникает вместе с государством и причины его появления, аналогичны тем, что лежат в основе появления государства. Право продукт деятельности государственных органов, но оно возникает не на пустом месте, еще до возникновения государства складывается достаточно эффективная система социальных норм – право в неюридическом смысле («доправовая культура»).
Социальные нормы доправовой культуры явились основным источником права в юридическом смысле.
Можно выделить три относительно самостоятельных способа образования права.
- Государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в издаваемых им законодательных актах (законы Солона, Русская правда).
- Если в процессе разрешения конкретных юридических дел выяснялось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела, уполномоченное лицо на основе норм первобытного общества выносило юридически значимое решение, которое становилось прецедентом.
- Когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общества, государство само разрабатывало нормы права и закрепляло их в законодательных актах (частная собственность). В отличие от первых двух способов, рассматриваемый способ не основывался на социальных нормах первобытного общества.
- Право исходит о государства, а социальные нормы первобытного общества складывались бессознательно в результате многократного повторения целесообразных вариантов поведения.
- Право охраняется специальными правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия.
- Право закрепляется в определенных формах (НПА), то есть формально определено, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей.
- Право является динамическим регулятором общественных отношений, социальные нормы крайне консервативны.
- Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет.
Аристотель определял государство как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих».
|
|
Николо Макиавелли определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».
|
|
Французский мыслитель 16 в. Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».
Томас Гоббс определял государство, как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что может употребить силы и способности всякого для общего мира и защиты».
Джон Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».
Л. Гумплович «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».