Функции государства
В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.
Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.
В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эха функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.
Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений, закономерностей, присущих данному явлению.
Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает его природу и назначение государства в обществе, иными словами в чьих руках сосредоточена власть и чьи интересы она выражает.
В настоящее время сложилось два основных подхода к трактовке сущности государства.
Первый подход (классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, его сущность -диктатура экономически господствующего класса. Государство - аппарат насилия подавления, он служит интересам эксплуататоров.
Справедливости ради следует отметить, что классики марксизма отмечали, что государство выполняет также некоторые «общие дела», отражающие интересы всего общества, однако этот тезис, существенно уточнявший сущность государства, был предан забвению.
Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Общество состоит из различных слоев населения, которые имеют часто противоположные интересы и потребности, задача государства состоит в достижении социального компромисса.
Рассматриваемый подход имеет несомненное достоинство по сравнению с классовым подходом.
Во-первых, он основывается на общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.
Во-вторых, он ориентируется на демократические методы управления обществом.
В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной рациональной организации жизнедеятельности людей.
Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух походов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга, а напротив дополняют. Сущность государства двуедина: в ней присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Конечно, удельный вес этих «начал» неодинаков применительно к различным государствам и разным этапам их развития. Это обусловлено множеством факторов, среди которых серьезную роль играют национальные традиции, религиозная и культурная специфика, географическое положение и т.д.
Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать, в тоталитарном напротив основное содержание деятельности государства будет составлять выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.
Подводя итог вышесказанному о двуединой общесоциальной и классовой сущности государства можно предложить следующее его определение: