ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО
Средневековая Германия
В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г.) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:
«Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов» от того,
Что право в нем дано,
И чтоб его правдиво отражало,
Как образ женщины зерцало»[1].
Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.
Сборник состоит из 2ух крупных разделов:
1) Земского права (Ландрехта, 3 книги)
2) Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).
ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении.
Свободные делились на:
- благородных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,
- и неблагородных.
Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает.
Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:
1) шеффенские люди (участвовали в суде епископа),
2) чиншевики (заседали в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)
3) и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).
+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):
- наёмные бойцы (судебный поединок),
- дети наёмных бойцов,
- актеры,
- все незаконнорожденные,
- осужденные за кражу / грабеж,
- откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.
Несвободные люди делились на:
- крепостных
- и зависимых людей (холопов), которые:
▪ несли денежные повинности,
▪ платили чинш,
▪ пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.
Самый желаемый статус — статус свободы.
Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.
Кроме того, Земское право регулировало нормы:
- государственного,
- имущественного,
- семейного,
- наследственного,
- уголовного права,
- уголовного процесса,
которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия.
В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской власти, трактующемся в духе концепции двух мечей: «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный <меч>, императору — светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается»[2].
ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений:
- порядок получения, держания и утраты ленов,
- обсуждает виды ленов, в том числе городских,
- и особенности ленного быта и нравов.
Ленное право было основой всех имущественных отношений между лицами благородного происхождения. Правовое положение человека вообще определялось по его месту в феодально-служебной иерархии (ранее упоминались условных 7 «щитов», начиная с короля). Только принадлежность к одномуизтаких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных[3] земель.
Не являлись субъектами ленного права:
- духовенство,
- женщины,
- крестьяне,
- купцы,
- незаконнорожденные дети,
- лица, лишенные своего статуса
Соответственно, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству.
Причисление к ленному праву было напрямую связано с рыцарским достоинством: никакие другие юридические основания не давали прав на лен.
Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор. Он заключался в определенной процедуре и с учетом взаимных обязательств сеньора и вассала. Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу,
- обязаться оказывать «уважение»,
- участвовать в суде сеньора
- и нести службу,
Однако право жестко ограничивало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требовали согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Собственнические права имели свои ограничения.
1) Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. П.
2) Во-вторых,права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника». ЗП кн.1 ст.35: «Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивае т плуг, принадлежат королевской власти».
Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени — серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. КОНЦЕССИИ) того, кому принадлежали верховные сеньориальные правана эти земли.
ВЛАДЕНИЕ. Наряду правом собственности признавалось владение, в том числе, и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения — в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) — владелец становился собственником.
Владение признавалось и за женщинами. Считалось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она сама («утренний дар»). Однако наследование по женской линии ограничивалось, «так как женщины по своему полу все лишены наследства вследствие греха их предков».
Владению придавалось большое значение. Владельцем, в отличие от римского права, признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем вещи считался также и залогоприниматель.
СЗ также уделяет внимание разграничению понятий «добросовестного» и «недобросовестного» владения и защите прав добросовестного приобретателя (как и во французском праве), купившего вещь, находясь в заблуждении относительно того, что продавец был ее собственником (ЗП кн.2 ст.36).