double arrow

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС


Тема 1. Сущность государства

Сущность – философская категория, отражающая совокупность
основных свойств явления. Для государства главное – это власть: кому эта власть принадлежит, и чьи интересы она отражает. По этому вопросу
существует три основные точки зрения. Их сторонники считают:

· сущность государства – это диктатура (ничем не ограниченная власть) господствующего класса, отражающая его интересы;

· сущность государства – это обеспечение единства общества
на основе согласования интересов всех классов и социальных групп;

· сущность государства двойственна: оно, с одной стороны, выражает интересы господствующей элиты (класса, блока классов,
социальной группы), а с другой – объединяет общество, сочетая интересы всех классов и социальных групп.

1. В чем же заключается сущность государства? Какова Ваша точка зрения по этой проблеме? Приведите обоснование своей позиции.

2. Как Вы считаете, может ли существовать государство,
не выражающее ничьих интересов, кроме своих собственных?

& Литература: 7, 12, 13, 22, 28, 48, 49, 51, 52.

Тема 2. Понятие и признаки государства

Государство является особой организацией, которая отличается,
с одной стороны, от организации власти первобытного общества, а с другой – от различных общественных и иных объединений. Существующие определения государства отражают его сущность и некоторые из этих
признаков. Вот два из таких определений:

· государство – это особая организация суверенной политической власти определенного класса (блока классовых сил, социальной группы), обладающая аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство всем обществом и его интеграцию;

· государство – это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая политическая организация суверенной публичной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства.

1. Укажите, какие элементы этих определений отражают:

· сущность государства;

· признаки государства, отличающие его от власти в первобытном обществе;

· признаки, отличающие государство от других организаций в государственно-организованном обществе.

2. Как Вы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущности государства, и какие?

& Литература: 7, 8, 22, 29, 48, 51.

Тема 3. Проблема относительной самостоятельности государства

Долгое время распространялся взгляд, согласно которому государство, как и право, не имеет собственной истории. Оно целиком и полностью зависит от экономического строя, от классовой борьбы и других экономических и социальных факторов. Такого рода суждения являлись,
по-видимому, догматическим истолкованием отдельных высказываний Маркса и Энгельса, согласно которым «государство не составляет самостоятельной области и не развивается самостоятельно», а за государственным устройством можно признать только «видимость самостоятельной
истории» (см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 310; Т. 39. С. 83).
Вместе с тем отдельные ученые (В.Е. Гулиев, Г.Н. Манов, В.В. Лазарев и др.) акцентировали внимание на тех положениях теории государства,
которые показывают относительно независимое развитие и функционирование государства. Более того, в учебнике «Общая теория права
и государства» утверждается, что «относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием».




1. Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах
по этому вопросу?

2. Как Вы считаете, каковы исторические формы относительной самостоятельности государства?

3. В чем проявляется относительная самостоятельность государства? Как соотносятся, на Ваш взгляд, относительная самостоятельность государства и зависимость последнего от внешних социальных факторов?

4. Изучите характеристики «чрезвычайной» («исключительной») самостоятельности государства и сделайте свой вывод о том, когда она возникает. Приведите конкретные примеры.

& Литература: 2, 25.

Тема 4. Классификация форм государства



Форма государства – это способ организации высших органов государственной власти (форма правления), территории (форма государственного устройства) и взаимодействия власти с населением (государственный или политический режим).

По форме правления государства делятся на монархии (абсолютную
и конституционную) и республики (президентскую и парламентскую);

по форме государственно-территориального устройства – на уни-тарные, федеративные и конфедеративные;

по государственному режиму – на демократические и антидемократические.

1. Как Вы считаете, чем отличаются монархия от республики, абсолютная и конституционная монархии от президентской
и парламентской республик?

2. Каковы, на Ваш взгляд, черты различия унитарного государства, федерации и конфедерации? Сравните несколько демократических (недемократических) режимов и определите их виды.

3. Какие тенденции развития государственных (политических) режимов в современных условиях Вы бы выделили в первую очередь? Какими причинами обусловлены эти тенденции?

4. Посредством анализа соответствующих статей Конституции Российской Федерации определите характер формы правления, государственно-территориального устройства и политического (государственного) режима современного Российского государства. При ответах делайте ссылки на эти статьи.

& Литература: 3, 4, 19, 22, 41, 42, 45, 51, 53, 54.

Тема 5. Классификация функций государства

Функции государства – это основные направления государственной деятельности, отражающие его назначение и сущность. Существует два основных подхода к классификации функций государства. Первый предполагает деление функций на внешние и внутренние, а последний – на классовые и общесоциальные. При втором подходе выделяются экономические, политические, идеологические, социальные и экологические функции.

Определите свою позицию по следующим вопросам:

1. В каком соотношении, на Ваш взгляд, находятся функции
государства с его целями, задачами и сущностью? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами (Российская Федерация, США и т.д.).

2. В чем заключается различие между классовыми и общесоциальными функциями государства? Приведите примеры. Обладает
ли современное Российское государство классовыми функциями?

3. Чем вызван интерес в государственно-правовой науке к новому варианту классификации государственных функций (на экономические, политические и др.) без их разделения на внутренние и внешние? Как Вы считаете, в чем заключается особое значение экологической функции государства в современных условиях?

Какие формы осуществления функций государства можно
отнести к правовым, и какие – к неправовым?

& Литература: 18, 32.

Тема 6. Проблема легитимности государственной власти

Легитимность – одно из свойств государственной власти. Традиционно легитимность связывали с законностью получения власти (вначале
с законностью происхождения и способом установления власти короля).
Однако в Новое время получает развитие иной взгляд, согласно которому на первое место выходят признание власти и готовность ей подчиняться.

1. Какой признак, на Ваш взгляд, является определяющим
в легитимации государственной власти?

2. Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти.

3. Актуальна ли для России 90-х гг. проблема делегитимации государственной власти? Если да, то где, по-Вашему, лежат причины этого явления: в сфере сознания граждан или в бюрократизации и мафизации власти? Каков магистральный путь решения проблемы?

& Литература: 2, 36.

Тема 7. Определение механизма государства
и вопросы его совершенствования

По мнению большинства ученых, механизм государства – более
широкое понятие, чем государственный аппарат (или аппарат государства). Если в последний входят только органы государства, которые обладают властными полномочиями, то в государственный механизм наряду
с ними – все государственные учреждения (например, государственные предприятия) и другие структуры, участвующие в осуществлении государственных функций (в частности, вооруженные силы, внутренние войска, ОМОН и другие специальные подразделения, тюрьмы и пр.).

Но есть и сторонники «узкого» понимания механизма государства, которые отождествляют его с государственным аппаратом. В свете
теории М. Вебера наметилось аналитическое (менее критическое) отношение к бюрократизации государственного аппарата.

1. Какую точку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию.

2. Классифицируйте органы государственной власти в соответствии с выполняемыми ими властными полномочиями. Укажите, какие федеральные органы России входят в каждую из классификационных групп.

3. Какие проблемы совершенствования аппарата Российского государства существуют, по Вашему мнению, в настоящее время?

& Литература: 8, 14.

Тема 8. Проблемы соотношения государства, права и личности

Реальное положение человека в обществе зависит, прежде всего,
от политического (государственного) режима, существующего в данном государстве.

При тоталитарном и авторитарном режимах первичными признаются интересы государства, человек же нередко становится лишь средством для достижения определенных, поставленных государством целей.

При либеральном или демократическом режимах приоритетными признаются интересы личности: именно человек становится высшей ценностью, целью государственной деятельности. Проявляется все это,
с одной стороны, в закреплении правового статуса личности, а с другой –
в обеспечении возможностей реализовать соответствующие права
и свободы.

1. Рассмотрите существующие в литературе различные определения понятия о правовом статусе личности, выберите из них наиболее точное, на Ваш взгляд, и определите его отличие от других определений.

2. Как Вы считаете, может ли государство произвольно устанавливать правовой статус личности? Чем определяются возможности государства в этом вопросе?

3. Какими обстоятельствами определяется реальная возможность гражданина использовать свои права и свободы? Что должно делать государство для того, чтобы обеспечить своим гражданам такую возможность? Каковы, по Вашему мнению, основные направления деятельности Российского государства в целях создания для своих граждан соответствующих условий?

& Литература: 2, 17, 20, 34, 42, 46, 55.

Тема 9. Проблема определения роли государства
в регулировании экономики

В соответствии с общепринятой у нас в недавнем прошлом
марксистско-ленинской концепцией государство является мощным орудием преобразования экономического строя общества и дальнейшего развития экономики. Это осуществляется путем национализации основных средств производства, государственного планирования
экономического развития, введения монополии внешней торговли,
государственного регулирования цен.

В западной науке существуют две основные концепции соотношения государства и экономики. По мнению сторонников либерального направления (Ф. фон Хайек, М. Фридман и др.), вмешательство государства в экономику должно быть минимальным: оно устанавливает только необходимые правовые рамки, а все остальное осуществляется посредством саморегуляции рыночных отношений.

Представители «максимального государства» (Дж. М. Кейнс,
Д. Хикс, Дж. Гэлбрейт, В.В. Леонтьев и др.) делают акцент на необходимости использования уникальных возможностей государства, которое «должно способствовать счастью и процветанию общества». Среди
российских политиков идет острая борьба по вопросу экономической роли государства между правыми и левыми.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Чем отличается роль государства в рыночной и плановой
экономике? Охарактеризуйте экономическую функцию государства.

2. Какие, на Ваш взгляд, вопросы экономической сферы должны быть в обязательном порядке урегулированы государством?

3. В чем заключается различие между теорией «максимального государства» и марксистско-ленинской теорией в решении вопроса
о роли государства в регулировании экономики? Приведите исторические примеры, подтверждающие правильность той или иной теории.

& Литература: 9, 10, 12, 15, 23, 24, 33, 35, 40.

Тема 10. Проблемы соотношения государства
и права с культурой

Существует множество определений культуры. Однако чаще всего
она понимается как совокупность ценностей, созданных человечеством
и передаваемых из поколения в поколение. Могут быть выделены,
с одной стороны, материальная культура (здания, производственные комплексы, механизмы и пр.), а с другой – духовная культура (идеи, теории, произведения искусства и т.п.).

Духовная культура включает ряд комплексов: политическую,
правовую, нравственную, эстетическую культуру и др. Культура в целом и все ее комплексы в той или иной мере оказывают влияние на деятельность государства, в том числе и на правовое регулирование общественных отношений. В свою очередь, государство и право воздействуют
на развитие культуры и ее комплексов.

1. Как воздействует правовая, нравственная и политическая культура общества на развитие государства и его правовой системы?

2. В какой степени, и каким путем государство влияет на развитие культуры и ее основных комплексов?

3. Какую роль, на Ваш взгляд, в национальном развитии играет официальная идеологическая доктрина?

& Литература: 2.

Тема 11. Роль государства в решении глобальных
проблем современности

Глобальными называются проблемы общепланетарного характера,
от решения которых зависит существование человечества. В их числе – экологическая, демографическая, продовольственная, сырьевая, проблема предотвращения термоядерной войны и др.

1. Какое место среди политических институтов, призванных
решать глобальные проблемы, занимает государство?

2. Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых,
и какие в неправовых формах?

3. В чем заключается роль международно-правовых норм и принципов, а также международного сотрудничества государств в решении глобальных проблем?

Приведите примеры решения экологических, сырьевых и других проблем вышеназванными средствами.

& Литература: 2, 6, 11, 16, 26, 31, 37, 47.

Тема 12. Роль государства в обеспечении
общественной безопасности

Одним из основных условий нормального развития любого общества является его общественная безопасность, тесно связанная с собственно государственной безопасностью.

Общественная безопасность – сложное явление, включающее различные сферы: социальную, экономическую, внешнеполитическую,
информационную и др.

Осуществляя свои функции, государство призвано обеспечивать безопасность, как в целом, так и в отдельных сферах социальной жизни, используя при этом различные средства.

1. Каково соотношение общественной и государственной безопасности?

2. Какими средствами и методами государство обеспечивает
общественную и государственную безопасность? Какие средства обеспечения безопасности государства и общества, на Ваш взгляд, можно отнести к правовым, а какие – к неправовым?

3. Каков круг вопросов, подлежащих правовому регулированию
в сфере обеспечения общественной безопасности?

Ответы иллюстрируйте примерами исходя из конкретных сфер общественной безопасности.

& Литература: 2, 27.

Тема 13. Проблемы формирования правового
и социального государства

Основными признаками правового государства считаются:

· верховенство правового закона во всех сферах социальной
жизни;

· взаимная ответственность государства и личности при приори-тетности интересов человека;

· реализация принципа разделения властей.

Главное заключается в том, что законы в таком государстве отражают интересы большинства граждан, в связи, с чем эти законы добровольно и сознательно соблюдаются подавляющим большинством граждан. Поэтому правовое государство может быть построено не во всяком обществе. Необходимы определенные социальные условия, которые обеспечивали бы все это. Ряд государств непосредственно в их конституциях характеризуется в качестве социальных (Германия, Россия и др.). Однако многие ученые и политики видят в данных положениях, скорее стремление к идеалу, а не реальность.

1. Существуют ли, по Вашему мнению, государства, которые
сегодня можно было бы назвать социальными или правовыми?

2. Каковы социальные условия формирования правового государства (экономические, социально-политические, культурные)?

3. Каковы юридические средства формирования правового
государства и какова их роль в создании социальных условий для его построения?

4. Каковы, по Вашему мнению, основные признаки социального государства?

5. Связаны ли между собой процессы формирования правового
и социального государства? Каков характер этой связи?

6. Каковы перспективы формирования в современных условиях правового государства в России?

& Литература: 1, 12, 14, 21, 30, 38, 43, 44, 50.

Тема 14. Проблема определения исторических судеб
государства и права

При всем многообразии оценок права и государства западная политическая мысль связывает с ними дальнейший прогресс общества.
В свою очередь сами государственно-правовые институты рассматриваются в качестве итога прогрессирующего общественного развития.
В противоположность данным воззрениям марксистско-ленинское учение пропагандирует теорию отмирания государства и права.

1. Как Вы считаете, в силу, каких причин появляются противоположные оценки роли права и государства и их исторических судеб?

2. Какие свойства права позволяют прогнозировать перспективы правового регулирования как одного из способов эффективного
воздействия на общественные отношения.

3. В чем специфика социальной роли государства? Не может
ли эта роль выполняться негосударственной организацией? Свой ответ аргументируйте.

& Литература: 2.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: