Оценка самостоятельной работы студентов (СРС).
Вариант 3.
1. Подберите конкретные примеры, иллюстрирующие взаимосвязь права и государства.
- Охарактеризуйте Римское право: основные этапы развития и важнейшие черты.
Вариант 4.
1. Охарактеризуйте рабовладельческий тип права. В чем состоит основное отличие древневосточной модели права от античной? Приведите примеры.
- Изучите содержание статьи 76 части 4 и 6, а также статьи 85 часть 2 Конституции РФ. Дайте ответ на вопрос: вправе ли Президент РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если эти акты изданы ими в соответствии со статьей 76 части 4 Конституции РФ, но при этом нарушаются права и свободы человека и гражданина? Попытайтесь обосновать свой ответ.
Вариант 5.
1. Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Ряд ученых юристов называют комплексные отрасли права «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своего предмета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отраслями законодательства. Согласны ли вы с их точкой зрения? Ответ обоснуйте».
|
|
- Как вы думаете, почему конституции многих государств мира закрепляют приоритетное значение норм международного права по отношению к национальному законодательству.
Вариант 6.
- Поясните, что имел в виду поэт, характеризуя современную ситуацию, когда писал: «Свод законов так огромен, что не хватит всех каменоломен».
- Заполните таблицу, на тему: «Признаки нормы права», состоящую из двух колонок:
Признаки нормы права, общие для всех социальных норм. | Признаки, отличающие норму права от иных общественных регуляторов. |
Вариант 7.
- Исходя из текста статьи 66 Конституции РФ и из содержания ее третьей главы «Федеративное устройство», ответьте на вопрос, что такое «Статус субъекта Российской Федерации»? Укажите на элементы этого статуса.
- Охарактеризуйте сравнительно-правовой метод изучения теории государства и права и приведите конкретные примеры полученных знаний на основе применения данного метода.
Вариант 8.
1. Что такое «лоббизм» и какую роль он играет в правотворческом процессе. Приведите примеры законов в Российской Федерации, отражающие это явление.
- Используя текст Декларации прав человека ООН и Конституции РФ, заполните таблицу.
Группы прав и свобод человека | Декларация прав человека ООН | Конституция РФ |
Вариант 9.
- Сторонники формационного подхода к типологии государства и права полагают, что в коммунистическом обществе не будет ни государства, ни права. Что можно возразить сторонникам теории «отмирания права» в коммунистическом обществе? Ответ обоснуйте.
- Каково соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья». Приведите примеры.
Вариант 10.
|
|
1. Известный английский политический деятель Б. Дизраэли говорил: «Прецедент увековечивает принцип». Объясните его высказывание. Приведите примеры прецедентов.
2. Подберите, используя Конституцию РФ, а также Кодексы, примеры правовых норм различных видов по каждому из оснований классификации.
Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения и организуется в соответствии с разделом 6 УМК. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом семинарском и практическом занятии (кроме студентов заочной формы обучения, для которых контроль СРС организуется перед зачетно- экзаменационной сессией. Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно - экзаменационной сессии.
3.2.4. Тестирование по результатам изучения тем №№1-8 и тем №№ 9-20 дисциплины Данное тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем,а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями, и проводится раздельно (т.е два тестирования) по темам №№1-8 дисциплины и темам №№9-20. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях в течении 20 минут.В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в разделе «Практикум» настоящего УМК. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.
Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (8-10 тестовых заданий) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении 20 минут преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка «зачтено» или «незачтено».
3.2.5. Экзамен Экзамен служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Экзаменационные билеты включают в себя два вопроса. Перечень вопросов к экзамену изложен ниже,.
Критерии оценки знаний
Оценка определяется следующими четырьмя составляющими:
- результатами ответа на 1-й вопрос;
- результатами ответа на 2-й вопрос;
- результатами ответов на дополнительные вопросы.
При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.
Отвечать на экзаменационные вопросы следует по существу и без лишних слов. Не следует затрагивать смежные вопросы при ответе, не относящиеся непосредственно к вопросу.
Ответ должен основываться на соответствующей нормативно-правовой базе, строиться в строгой логической последовательности, без повторений. Студент должен уделить большее внимание той части ответа, где сообщаются важные фактические данные, определения.
Результаты экзамена оцениваются:
- «отлично» - при наличии у студента глубоких, исчерпывающих знаний, грамотном и логически стройном построении ответа.
- «хорошо» - при наличии твердых и достаточно полных знаний, логически стройном построении ответа при незначительных ошибках в изложении материала.
- «удовлетворительно» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов.
|
|
- «неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов.
Оценка выставляется в экзаменационной ведомости
1. Предмет теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права. Система методов, применяемых при изучении государства и права.
5. Первобытное общество: общественная власть, социальные нормы, экономика.
6. Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
7. Функции государства и права в раннеклассовых обществах.
8. Понятие и признаки государства.
9. Типология государств в формационном подходе.
10. Цивилизационный подход к типологии государства.
11. Понятие формы государства. Ее элементы.
12. Понятие формы правления. Ее виды.
13. Разновидности монархий.
14. Президентская и парламентская республика.
15. Территориальное государственное устройство: понятие и виды.
16. Унитарное и федеративное государство.
17. Конфедерация и иные межгосударственные объединения.
18. Понятие и виды политического режима.
19. Тоталитарное государство. Понятие и признаки.
20. Характеристика демократического политического режима.
21. Теории происхождения государства.
22. Понятие и классификация функций государства.
23. Понятие государственного аппарата и его структура.
24. Государственные органы: понятие и классификация.
25. Представительные органы государственной власти (порядок формирования, структура, компетенция).
26. Органы государственной исполнительной власти: структура, функции.
27. Контрольные и надзорные органы государственной власти,
28. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
29. Место и роль государства в политической системе общества.
30. Государство и партии. Виды партий.
|
|
31. Государство и церковь.
32. Понятие бюрократии, ее роль в осуществлении функций государства.
33. Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений.
34. Социальные и технические нормы.
35. Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.
36. Понятие и признаки права.
37. Функции и принципы права.
38. Объективное и субъективное право.
39. Право и государство, право и политика.
40. Право и мораль.
41. Основные концепции правопонимания.
42. Понятие формы (источника) права. Виды форм права.
43. Нормативно-правовые акты: понятие и виды.
44. Судебный и административный прецедент.
45. Правовой обычай. Обычное право.
46. Нормативно-правовой договор и юридическая доктрина как источники права.
47. Закон: понятие, признаки. Виды законов.
48. Подзаконные нормативно-правовые акты.