double arrow

Контрольные тесты

Тема 20. Государство и личность

Тема 19. Правовая система

Тема 18. Правосознание и правовая культура

План

1. Понятие, признаки, функции правосознания.

2. Структура и виды правосознания.

3. Правовая культура и правовое воспитание.

4. Правовой нигилизм.

5. Правовой идеализм.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правосознание? Каковы его особенности?

2. Какие факторы влияют на формирование правосознания общества и личности?

3. Чем правовая психология отличается от правовой идеологии?

4. Чем профессиональное правосознание отличается от научного?

5. Как правовая культура общества связана с правосознанием?

6. Охарактеризуйте правовую культуру современного российского общества.

7. Каковы причины распространения правового нигилизма в сознании российского общества?

8. Перечислите основные методы борьбы с правовым нигилизмом. Какие из них являются наиболее эффективными?

План

1. Понятие и элементы правовой системы. Система права и правовая система.

2. Классификация правовых систем.

3. Особенности романо-германской правовой системы.

4. Особенности англосаксонской правовой системы.

5. Особенности социалистической правовой системы.

6. Особенности религиозной правовой системы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое тип права? Какие существуют подходы к типологии права? В чем их различие?

2. Почему своего наивысшего развития рабовладельческое право достигло именно в Древнем Риме?

3. В XVIII в. французский философ Вольтер писал: «Когда путешествуешь по Франции, то меняешь законы всякий раз, когда меняешь лошадей». Какую особенность феодального права подметил философ?

4. Почему многие нормы феодального права носили неписаный характер?

5. В чем заключается отличия буржуазного права от иных исторических типов права?

6. Перечислите основные источники права романо-германской правовой семьи? Какова их иерархия?

7. Какую роль играет судебная практика в странах романо-германской правовой семьи?

8. Чем обусловлены и в чем проявляются особенности англосаксонской правовой семьи?

9. Объясните, почему именно доктрина, а не нормативные акты стала ведущим источником в мусульманском праве?

10. Сравните романо-германскую и социалистическую правовые семьи.

План

1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

2. Соотношение государства и права

3. Соотношение общества и государства.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правовой статус человека и гражданина? Из каких элементов он состоит?

2. Что такое права человека и чем они отличаются от свобод?

3. Что такое юридические обязанности и чем они отличаются от прав и свобод человека?

4. Каково соотношение государства и права?

5. Назовите виды правовых статусов личности.

6. Чем отличаются понятия: человек, индивид, личность, гражданин?

7. Каково положение личности в правовом государстве?

1. Укажите, какой из приведенных ниже тезисов является отражением нормативистской теории сущности прав:

а) право – это возведенная в закон воля господствующего класса;

б) право – это, прежде всего, правовые эмоции людей, которые носят императивный характер;

в) право – это система норм, представляющих собой пирамиду, в которой нижестоящая норма соответствует вышестоящей;

г) право – это система правоотношений, поведения людей в сфере права.

2. Укажите определение права, предлагаемое сторонниками материалистической теории происхождения государства и права:

а) право – это возведенная в закон воля всего народа;

б) право – это нормативно закрепленная справедливость;

в) право – это мера свободы;

г) право – это возведенная в закон воля господствующего класса.

3. Укажите признаки социальных норм первобытного общества:

а) общеобязательная нормативность;

б) формальная определенность;

в) неразделенность прав и обязанностей;

г) обеспеченность государственным принуждением.

4. Укажите, представителями какой теории происхождения права являлись Ф. Аквинский и Ж. Маритен:

а) естественно-правовой;

б) патриархальной;

в) теологической;

г) договорной.

5. Укажите элемент структуры нормы права:

а) гипотеза; в) абзац;

б) ссылка; г) дефиниция.

6. Назовите элемент правовой нормы, указывающий на содержание правила поведения:

а) гипотеза; в) преамбула;

б) диспозиция; г) санкция.

7. Укажите, какой вид гипотезы не существует:

а) абсолютно-определенной; в) бланкетной;

б) альтернативной; г) сложной.

8. Укажите, какого вида диспозиции не существует:

а) ссылочной; в) альтернативной;

б) бланкетной; г) правовосстановительной.

9. Укажите, какой элемент правовой нормы пропущен в ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет»:

а) гипотеза; в) санкция;

б) диспозиция; г) преамбула.

10. Укажите, к какому понятию относится нижеприведенное определение: «Осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения»:

а) директивному управлению;

б) правоприменению;

в) правовому регулированию.

11. Назовите основные элементы механизма правового регулирования:

а) правопорядок и законность;

б) норма права, правоотношение, акт применения нормы права;

в) форма права, функции права и принципы права.

12. Основные стадии процесса правового регулирования:

а) правовая регламентация общественных отношений, возникновение юридических прав и обязанностей, реализация норм права;

б) анализ фактических обстоятельств юридического дела, принятие решения по делу;

в) законодательная инициатива, обсуждение закона, принятие закона, опубликование закона.

13. Назовите способы (приёмы) правового регулирования:

а) декларация, программа, рекомендация;

б) запрет, дозволение, позитивное обвязывание;

в) убеждение и принуждение.

14. Какой способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий?

а) Запрет.

б) Обязывание.

в) Дозволение.

15. К какому понятию относится следующее определение: «Главная внутренняя, относительно устойчивая основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе»?

а) Функция права.

б) Ценность права.

в) Сущность права.

16. К какому понятию относится следующее определение: «Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность»?

а) Ценность права.

б) Принципы права.

в) Функции права.

17. Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Вся совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правил и норм, которые выработало человечество в процессе своей практической деятельности и которыми люди руководствуются, вступая во взаимоотношения друг с другом и с природой»:

а) система права;

б) система нормативного регулирования;

в) система законодательства.

18. По какому основному признаку социальные нормы отличаются от технических?

а) По времени возникновения.

б) По предмету регулирования.

в) По формам закрепления.

19. Назовите характерные признаки «правового» закона:

а) уравнительный принцип регуляции;

б) принцип формального правового равенства, нормативное закрепление всеобщего масштаба и равной меры свободы;

в) властно-приказной принцип регулирования.

20. Назовите блок элементов, не относящихся к гражданскому обществу:

а) производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

б) совокупность негосударственных экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;

в) совокупность высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения;

д) сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная от прямого вмешательства в нее со стороны государства.

21. Какая разновидность юридически значимого поведения определяется следующим образом: «Общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством»?

а) Противоправное поведение.

б) Правомерное поведение.

г) Юридически нейтральное поведение.

22. К какому понятию относится следующее определение: «Деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение законодательства»?

а) Систематизация законодательства.

б) Система законодательства.

в) Правовая система.

23. Подберите понятие к данному определению: «Общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного лица, которое в качестве юридического факта является основанием правовой ответственности»:

а) преступление;

б) правонарушение;

в) правореализующее поведение.

24. Укажите разновидность систематизации нормативных правовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и (или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания:

а) легитимация;

б) кодификация;

в) инкорпорация.

25. К какому понятию относится следующее определение: «Форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт»?

а) Инкорпорация.

б) Консолидация.

в) Кодификация.

26. Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Юридическая конструкция, включающая в себя совокупность необходимых и достаточных элементов объективного и субъективного характера, наличие которых позволяет признать деяние правонарушением, а лицо, его совершившее, привлечь к юридической ответственности»:

а) юридический состав;

б) состав правонарушения;

в) состав правоотношения.

27. Назовите элементы состава правонарушения:

а) объект и субъект;

б) объективная сторона и субъективная сторона;

в) причина и следствие.

28. К какому понятию относится данное определение: «Деятельность компетентных субъектов правотворчества по подготовке, обсуждению, принятию нормативных правовых актов»?

а) Правореализация.

б) Правоприменение.

в) Правотворчество.

29. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков характеризует объективную сторону правонарушения:

а) вина; в) мотив;

б) цель; г) общественно вредные последствия.

30. Какой из перечисленных правовых актов является актом правотворчества?

а) Федеральный закон от 5 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

б) Указ Президента РФ от 26 июля 1994 г. № 1553 «О награждении орденом Дружбы Алексеева С.С.».

в) Распоряжение Правительства РФ от 1 июля 1991 г. № 1023-р «О члене коллегии Росгидромета».

31. Закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности называется:

а) дееспособностью; в) правоспособностью;

б) правосубъектностью; г) деликтоспособностью.

32. Предположение о наличии некоторых обстоятельств, имеющих силу юридических фактов, называется:

а) юридическим условием; в) юридической функцией;

б) юридической презумпцией; г) верный ответ отсутствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: