Контрольные работы

В соответствии с учебным планом в межсессионный период каждый студент-заочник должен выполнить письменную контрольную работу. Целью ее является углубление знаний по изучаемому предмету и совершенствование навыков работы с нормативными актами и литературными источниками.

Вариант работы выбирается согласно первой букве фамилии студента.

Контрольная работа выполняется в стандартной ученической тетради объемом 12 страниц разборчивым подчерком либо набирается на компьютере (бумага формата А4). Контрольная работа имеет титульный лист, который является источником информации о теме, авторе, месте и времени написания работы (приложение 1). На последней странице помещается библиография (необходимо указывать все использованные при написании источники в алфавитном порядке по форме: автор, наименование, место издания, издательство, год издания (приложение 2).

Выполняйте работу самостоятельно, внимательно вникнув в суть каждого задания и изучив необходимые нормативные и литературные источники (на них должны быть ссылки).

Правильно оформленная работа сдается согласно графику методисту в деканат факультета за месяц до начала экзаменационной сессии и регистрируется в журнале учета с указанием даты ее получения. Прорецензированные контрольные работы возвращаются преподавателем в деканат в течение семи дней. Контрольная работа оценивается: «зачтено» или «не зачтено».

Зачтенная контрольная работа и участие в семинарских занятиях, предусмотренных учебным планом и расписанием, – основания для допуска к зачету.

Вариант 1 (А–Е)

1. В ст. 1 Конституции РФ закреплена форма Российского государства. Используя примеры из законодательства и политической практики, дайте характеристику формы правления, формы государственного устройства и политического режима Российской Федерации.

2. Опишите основные пути возникновения государства. Какие причины предопределили его появление?

3. Составьте схему «Классификация методов ТГП».

4. Используя текст Декларации прав человека и Конституции РФ заполните табл. 1.

Таблица 1

Группы прав и свобод человека Декларация прав человека ООН Конституция РФ
Экономические    
Политические    
Гражданские    
Культурные    

5. Какое влияние оказывает политическая система общества на другие сферы – экономическую, социальную и культурную? Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

6. Крупнейший немецкий юрист конца XIX в. Георг Мейер писал: «Первая и важнейшая задача государства есть обеспечение правовой защиты: как ни разнообразно может сложиться круг деятельности государств, от этой задачи не может уклониться ни один общественный союз, претендующий на обозначение его государством».

О какой функции государства идет речь? Согласны ли вы с точкой зрения Г. Мейера? Ответ аргументируйте.

7. Пользуясь справочной литературой, определите форму правления указанных ниже государств:

а) Великобритания; б) Франция; в) Израиль; г) Иордания; д) Норвегия; е) США; ж) Швейцария; з) Бельгия; и) ФРГ; к) Япония; л) Колумбия; м) Бразилия; н) Китай; о) Италия; п) Марокко; р) Дания; с) Австрия; т) Кувейт; у) Испания; ф) Канада; х) Катар; ц) Оман; ч) Саудовская Аравия.

Вариант 2 (Ж–М)

1. Дайте характеристику принципа разделения властей. Проанализируйте, как этот принцип (ст. 10 Конституции РФ) реализуется в механизме Российского государства.

2. Сравните характеристики гражданского общества и правового государства: что общего между ними и в чем отличия?

3. Составьте схему «Классификация функций ТГП».

4. Заполните табл. 2 «Власть и нормы поведения в первобытном обществе и в государстве».

Таблица 2

Вопросы для сравнения Первобытное общество Государство
1. Принцип организации власти    
2. Принадлежность власти    
3. Регламентация поведения членов общества    

5. Каково соотношение формы правления и типа государства. Какие факторы определяют существование в том или ином государстве конкретной формы правления?

6. В конституциях современных федеративных государств закрепляются три категории (уровня) власти. Первая включает в себя обязанности общенационального (федерального) правительства. Это обычно вопросы обороны, международных отношений, торговли, денежного обращения и т.д. Вторая категория – это властные полномочия, переданные в ведение региональных властей. Как, правило, это функции, связанные с широким спектром муниципальных дел, здравоохранения, местных налогов и прочее.

В чем заключается содержание третьей категории власти? Проиллюстрируйте это при помощи текста Конституции РФ.

7. Укажите, в каком пункте перечислены явления и понятия, противоречащие друг другу:

а) парламентская монархия, назначение главы правительства по принципу партийного большинства, институт контрасигнатуры, право абсолютного veto у монарха;

б) дуалистическая монархия, неограниченное право роспуска парламента у монарха, ответственность правительства перед монархом, право монарха на чрезвычайное указное законодательство в период между сессиями парламента;

в) президентская республика, ответственность правительства перед президентом, отсутствие поста премьер-министра, избрание президента внепарламентским путем;

г) парламентская республика, наличие права роспуска парламента у президента, существование поста премьер-министра, избрание президента парламентским путем.

Вариант 3 (Н–Т)

1. Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как правовое государство. На примере политической и юридической практик нашего государства покажите реальность конституционного положения. Каковы особенности, признаки правового государства?

2. Что такое функции государства? Какие виды функций государства вы знаете? Приведите примеры того, как российское государство реализует свои функции.

3. Составьте схему «Причины происхождения государства».

4. Заполните табл. 3.

Таблица 3

Вопросы для сравнения Формы государственного устройства
Унитарное государство Федерация Конфедерация
Статус административно-территориальных единиц      
Государственный аппарат      
Гражданство      
Правовая система      
Судебная система      
Налоговая система      
Современные государства      

5. В современной юридической науке принято классифицировать все теории происхождения государства на две большие группы: органические и неорганические.

Какой критерий положен в основу такого деления? Перечислите теории, относящиеся к первой и ко второй группам.

6. Подготовить письменный ответ на один из следующих вопросов.

А. Немецкий социолог М. Вебер определял власть как шанс встретить повиновение своему приказу; польский ученый Е. Вятр – как возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. В чем принципиальное различие этих определений?

Б. Французскому философу Э. Шартье принадлежат слова: «Власть необъяснима, и в этом – ее сила». Прокомментируйте смысл этой фразы.

7. Определите форму государственного устройства указанных ниже государств: а) Великобритания; б) Франция; в) Швейцария; г) Испания; д) Мексика; е) ФРГ; ж) Бельгия; з) Греция; и) США; к) Канада; л) Пакистан; м) Дания; н) Швеция; о) Индия; п) Нидерланды; р) Австро-Венгрия (1867–1918); с) Австрия; т) Германский союз (1815–1867); у) Финляндия; ф) Португалия; х) Малайзия; ц) Япония; ч) Таиланд; ш) Швейцарский союз (1815–1848).

Вариант 4 (У–Я)

1. Один из важных признаков государства – публичный характер государственной власти. Каковы положительные и отрицательные последствия его проявления? Покажите это на примере Российского государства.

2. Раскройте сущность основных теорий происхождения государства. Что объединяет патриархальную и социально-экономическую, теологическую и теорию насилия?

3. Составьте схему «Виды государственных органов».

4. Заполните табл. 4 «Признаки правового государства и их проявление в России».

Таблица 4

Признаки правового государства Их реализация в Российской Федерации Проблемы и трудности на пути их реализации
       

5. Чем отличается ТГП как наука от соответствующей учебной дисциплины?

6. Древнегреческий философ Демокрит считал, что государство призвано обеспечить всеобщее благо и справедливость, что «хорошо управляемое государство есть величайший оплот: все в нем заключается, и, когда оно сохраняется, – с ним вместе все и гибнет». Представители такого течения, как анархизм, полагали, что государство, напротив, следует уничтожить, поскольку оно подавляет личность.

Чья точка зрения кажется вам правильной? С чем связано столь различное отношение к государству?

7. Определите вид перечисленных ниже государств по всем известным вам типологиям: США XVIII в., Новгородская феодальная боярская республика, Древний Рим, Франция XVI в., СССР после Великой отечественной войны, современный Китай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: