double arrow

Темы курсовых работ

Общие указания

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выбирая одну из предложенных тем, исходите из своих интересов к определенным вопросам курса, характера практической работы, наличия необходимой литературы и т. д.

Необходимо выписать и выполнить прилагаемое к теме задание. Без него работа не будет рецензироваться.

В курсовой работе вам необходимо показать хорошее знание литературы по теме, теоретически обобщить и проанализировать конкретный материал, осветить все вопросы, привлекая для этого рекомендуемую литературу и практику правотворчества и право­применения. В качестве источников используйте журналы, монографии, учебные пособия, опыт собственной правовой работы, статистические данные, законо­дательные и другие нормативные акты.

Работа должна быть написана литературным языком, грамотно и аккуратно, снабжена научным аппаратом, хорошо оформлена, все цитаты тщательно сверены (в сноске следует указать авторов, назва­ние книги, место и год ее издания, страницы). Сокращения слов не допускаются. Объем работы, включая план и список использованной литера­туры, – 25–35 страниц (обязательно пронумерованных). Курсовую нужно подписать и поставить дату ее выполнения.

Требования по оформлению курсовой работы изложены в Методических указаниях к оформлению курсовых и дипломных работ студентов специальности «Юриспруденция» / сост. А.А. Терегулова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009.

Избранная тема регистрируется на кафедре. Последующее самовольное изменение темы не разрешается. После представления курсовой работы на кафедру она подлежит рецензированию научным руководителем. Защита курсовых работ осуществляется публично в дни и часы, указанные в расписании занятий. Студент в течение 7–8 минут кратко характеризует актуальность темы, цель и основное содержание работы, отвечает на заданные вопросы. При оценке курсовой работы учитывается: степень владения материалом, умение излагать свои мысли в письменной и устной форме; степень знания и умение использовать научную и учебную литературу; способность связать теоретические положении с потребностями современной практики. Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее, не допускается до сдачи экзамена по nеории государства и права.

Тема курсовой работы считается раскрытой, если в ней логически верно, в предусмотренной планом последовательности с привлечением рекомендованной научной и учебной литературы раскрыты все основные вопросы плана.

План курсовой работы должен содержать следующие компоненты:

1. Введение. В нем обосновывается актуальность темы, дается характеристика источников и литературы, определяется цель курсовой работы и ее основные задачи. Объем введения 2–3 страницы.

2. Основная часть должна раскрывать сущностное содержание исследуемой проблемы. В этой части должны быть сформированы главы, разделы, параграфы, подразделы. Все вспомогательные материалы (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.) оформляются в приложении, а в тексте дается лишь их анализ. В конце каждой главы (раздела) делаются краткие выводы.

3. В заключении курсовой работы подводятся итоги проведенного исследования, обобщенно излагаются выводы по основным теоретическим аспектам темы, формулируются практические предложения. Объем заключения 2–3 страницы.

4. Библиография.

Тема 1. Правовое государство

1. Понятие и признаки государства.

2. Основные признаки правового государства.

3. Правовое государство и личность.

4. Практика становления правового государства в России.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) дефинитивную норму; б) норму с альтернативной гипотезой; в) диспозитивную норму. Дайте определение акта применения права.

Тема 2. Формы государственного устройства

1. Понятие формы государства.

2. Формы государственного устройства: их виды, признаки.

3. Российское государство как федерация, принципы ее построения.

Задание

Дайте определение закона и назовите виды законов, существующих в Российской Федерации. В нормативных актах найдите: а) статью, в которой содержится две нормы (или более); б) альтернативную санкцию.

Тема 3. Понятие и структура юридической нормы

1. Понятие нормы права.

2. Теория права о строении юридической нормы.

3. Структура регулятивных и охранительных норм.

4. Виды структурных элементов норм права.

5. Соотношение нормы права и статьи закона.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) коллизионную норму; б) норму с альтернативной диспозицией (санкцией). Дайте определение и классификацию юридических фактов.

Тема 4. Нормативные акты и их действие

1. Понятие нормативного акта.

2. Порядок опубликования нормативных актов. Официальные источники нормативных актов. Условия вступления в силу ведомственных актов.

3. Действие нормативных актов во времени.

4. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) отсылочную статью; б) норму со сложной гипотезой. Дайте определение субъективного права, назовите его элементы (правомочия).

Тема 5. Акты официального толкования

1. Виды толкования по субъектам. Субъекты официального толкования.

2. Юридическая природа актов официального толкования.

3. Виды актов официального толкования.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) оперативную норму; б) норму со сложной санкцией. Дайте определение нормативного акта.

Тема 6. Юридическая ответственность

1. Понятие юридической ответственности.

2. Основания юридической ответственности.

3. Виды юридической ответственности.

4. Юридическая ответственность и другие меры государственного принуждения.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) дефинитивную норму; б) обязывающую норму. Дайте определение субъективного права и юридической обязанности.

Тема 7. Правовое регулирование и его механизм

1. Понятие социального регулирования. Правовое регулирование как разновидность социального регулирования.

2. Предмет правового регулирования.

3. Способы, методы, типы правового регулирования.

4. Стадии правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) норму со сложной диспозицией; б) коллизионную норму. Дайте определение норма­тивного акта.

Тема 8. Правовые отношения и их классификация

1. Понятие правового отношения.

2. Субъекты правоотношений.

3. Содержание правоотношений.

4. Классификация правоотношений.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) норму с альтернатив­ной санкцией; б) статью, в которой содержится две нормы (или бо­лее). Дайте определение правосознания.

Тема 9. Правовое сознание

1. Понятие правосознания.

2. Структура правосознания.

3. Виды правосознания.

4. Роль правосознания в правовом регулировании.

5. Профессиональное правосознание юриста.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) диспозитивную нор­му; б) бланкетную норму. Дайте определение закона.

Тема 10. Разделение властей в правовом государстве

1. Единая государственная власть и ее ветви.

2. Разделение властей в истории политико-правовой мысли.

3. Понятие государственного органа. Структура государственного аппарата.

4. Представительные и законодательные органы государственной власти.

5. Исполнительная власть: система, функции.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) коллизионную норму; б) норму со сложной диспозицией; в) императивную норму. Дайте определение закона.

Тема 11. Закон как нормативный правовой акт

1. Нормативный правовой акт как источник права. Юридическая сила нормативных актов.

2. Понятие и признаки закона.

3. Виды законов.

4. Законодательный процесс в РФ.

5. Порядок опубликования и вступления в силу законов РФ.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) оперативную норму; б) норму с простой диспозицией. Дайте определение применения права.

Тема 12. Правовые системы современности

1. Понятие и критерии классификации правовых систем.

2. Характеристика основных правовых систем современности: англосаксонской, романо-германской, религиозной.

3. Правовая система Российской Федерации.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) дефинитивную норму; б) обязывающую норму. Дайте определение субъективного права и юридической обязанности.

Тема 13. Формы (источники) права

1. Понятие формы и источника права и их соотношение.

2. Правовой обычай.

3. Судебный прецедент.

4. Нормативный договор.

5. Правовая доктрина.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) норму со сложной диспозицией; б) норму коллизионную. Дайте определение нормативного акта.

Тема 14. Происхождение и сущность права.

1. Теории происхождения права: теория естественного права; теория юридического позитивизма и нормативизма, марксистская, социологическая.

2. Сущность права: общесоциальный и классовый подход.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) оперативную норму; б) норму со сложной санкцией. Дайте определение нормативного акта.

Тема 15. Принципы и функции права.

1. Принципы права и их классификация.

2. Характеристика общеправовых принципов.

3. Функции права: понятие и виды.

4. Общесоциальные и специально-юридические функции права.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) отсылочную статью; б) норму со сложной гипотезой. Дайте определение субъективного права, назовите его элементы (правомочия).

Тема 16. Реализация и применение права

1. Понятие и формы реализации.

2. Применение права: понятие и стадии.

3. Правоприменительные акты.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) коллизионную норму; б) норму с альтернативной диспозицией (санкцией). Дайте определение и классификацию юридических фактов.

Тема 17. Происхождение государства

1. Причины и исторические пути возникновения государства: восточный, западный, славянский.

2. Основные теории возникновения государства: патриархальная, договорная, психологическая, марксистская, теория насилия.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) диспозитивную норму; б) бланкетную норму. Дайте определение закона.

Тема 18. Правовое поведение

1. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

2. Понятие, признаки, состав и виды правонарушений.

3. Причины правонарушения.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) оперативную норму; б) норму с простой диспозицией. Дайте определение применения права.

Тема 19. Законность и правопорядок

1. Основы теории законности: понятие и содержание.

2. Принципы и гарантии законности.

3. Правопорядок: понятие и черты.

4. Пути укрепления законности и правопорядка.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) оперативную норму; б) норму со сложной санкцией. Дайте определение нормативного акта.

Тема 20. Правотворчество

1. Понятие и черты правотворчества.

2. Принципы и виды правотворчества.

3. Законодательный процесс: проблемы и пути совершенствования.

4. Средства и приемы юридической техники.

Задание

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) норму со сложной диспозицией; б) норму коллизионную. Дайте определение субъективного права и юридической обязанности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА)

К экзамену (зачету) необходимо начинать готовиться с первой лекции, семинара по данному курсу. Знания, полученные методом «штурма» (когда большой объем учебной информации запоминается в течение нескольких дней перед сдачей экзамена или зачета), как правило, менее прочные и надежные, чем знания, получаемые постепенно в течение семестра. При подготовке к экзамену (зачету) главное внимание следует уделить конспектам «живых» лекций, а затем – учебным пособиям. Дело в том, что конспекты «живых» лекций актуализируют «слуховую» память студента, содержат конкретные примеры, помогающие лучше понять и запомнить новую для него информацию. В настоящее время по курсу ТГП существует множество учебных пособий, которые в значительной степени дублируют друг друга, содержат во многом аналогичную информацию. Поэтому при подготовке к экзамену (зачету) наиболее целесообразным является использование наряду с конспектами одного-двух рекомендованных преподавателем учебных пособий. При подготовке к экзамену и на самом экзамене следует использовать программу курса: она помогает ориентироваться в учебном материале, структурировать и систематизировать его.

На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.

Можно выделить следующие критерии оценок, которыми обычно руководствуется преподаватель на экзамене: правильность ответов на вопросы, полнота и в то же время лаконичность ответа, логика и аргументированность изложения материала, приведение примеров, аналогий, культура речи.

Таким образом, преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержание), так и форму их изложения студентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: