Приложения. Абсолютное правоотношение – правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Абсолютное правоотношение – правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Акт применения права – правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании установленных фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К А. п. п. предъявляются требования законности, обоснованности, целесообразности.

Аналогия закона – способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к неурегулированному спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения.

Аналогия права – способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к неурегулированному спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые).

Бюрократизм (в буквальном смысле – власть «бюро») – характеристика деятельности государственных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обществу, но в рамках закона. Формы проявления Б. – формализм, волокита и др.

Гарантии законности – объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Объективные гарантии (условия) подразделяются на экономические, политические, идеологические, социальные и правовые.

Субъективные факторы – это состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руководства и др.

Специальные средства обеспечения законности – юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Гарантии прав человека и гражданина – система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные право­вые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Гипотеза – структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В зависимости от количества и содержания обстоятельств, изложенных в норме, Г. бывают простые, сложные и альтернативные.

Государственная власть – система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принужде­ния и военной силы.

Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти) – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах общества и государства. Г. п. бывает правовым и неправовым.

Государственный орган – первичная структурная часть меха­низма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функ­ций государства и наделенная властными полномочиями. Г. о. име­ет внутреннее строение. Полномочия Г. о. осуществляют государ­ственные служащие (чиновники).

В государстве все органы взаимосвязаны между собой, но их можно классифицировать. По принципу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные; по способу возникновения – на первичные и производные; по объему властных полномочий – на высшие и местные; по широте компетенции – на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования – на выборные и назначаемые; по порядку принятия решения – на коллегиальные и единоличные.

Государственный суверенитет – политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.

Государство – политико-правовая организация общества, обе­спечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам Г. относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие Г. и права; наличие у Г. публичной (политической) власти; государствен­ный суверенитет; территориальная организация населения; система налогов, сборов, займов.

Гражданское общество – свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельно­стью государства.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями Д. являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособностъ – предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Декларативная норма – норма, включающая в себя положения программного характера, определяющая задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержащая нормативные объявления.

Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Дефинитивная норма – норма, формулирующая определение того или иного правового явления или категории.

Диспозитивный метод правового регулирования – метод, при ко­тором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения.

Диспозиция – структурный элемент нормы права, содержащий само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения Д. может быть прямой, альтернативной и бланкетной.

Естественное право (естественные права) – система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.

Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирую­щий наиболее важные общественные отношения.

Законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Принципами З. являются единство, всеобщность, целесообразность.

Законодательная инициатива – принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган.

Законодательный процесс – урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Закономерности развития государства – устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной З. р. г. считается его постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества.

Запрещение – способ правового регулирования, который выража­ется в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Злоупотребление правом – деяние, при котором субъект не нарушает правовых предписаний, однако при этом своими действиями наносит ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право «во зло» другим субъектам.

Императивный метод правового регулирования – метод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.

Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве). В основе деле­ния системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.

Интерпретационный акт – правовой акт компетентных государственных органов, содержащий результат официального толкования.

Источник (форма) права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные И. п. – это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанно­стях либо ответственности физических или юридических лиц.

Кодификация – вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Коллизионная норма – норма, призванная устранять возникаю­щие противоречия между правовыми предписаниями.

Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Корпоративная норма – правило поведения, создаваемое в организованном сообществе, распространяющееся на его членов и направленное на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Коррупция – подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы К. – взяточничество, подкуп, протекционизм и др.

Легальность государственной власти – юридическая характеристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирование в режиме законности.

Легитимность государственной власти – степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населе­ния данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно Л. в. отвечает представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражает его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.

Международное право – сложной комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и сформированных в самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с правовыми система­ми государств. Предмет регулирования М. п. – отношения между государствами (межгосударственные отношения) и отношения с участием различных участников международного общения (иные международные отношения). Наряду с этим нормы М. п. в опреде­ленной мере предназначены для регулирования отношений в преде­лах юрисдикции государств (внутригосударственных отношений).

Метод правового регулирования – совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Методология юридической науки – относительно самостоятельная область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований.

Методы юридической науки – применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. М. ю. н. подразделяются на философские, общенаучные, частнонаучные.

Механизм (аппарат) государства – специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных ор­ганов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государ­ственную власть, задачи и функции государства.

Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

К элементам, составным частям М. п. р. относятся юридические нормы, нормативные правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Мировой правопорядок – система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.). который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. М. бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительная, конституционная).

Мораль – исторически складывающаяся в общественном со­знании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Недемократический режим – вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществляется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека и гражданина не защищены. Крайне недемократическим яв­ляется тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормативность – признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально-определенных правил поведения – норм, т. е. права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующим законодательством. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Право, таким образом, выступает мерой свободы.

Нормативный акт – официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный договор как источник права – соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.).

Обеспечительная норма – норма, содержащая предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Общедозволительный тип правового регулирования – дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.

Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.

Общество – исторически сложившаяся на определенной терри­тории в результате совместной деятельности совокупность людей, характеризующаяся многообразием отношений (экономических, политических, этических, религиозных и др.) и целостностью организации жизни.

Объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред (жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д.).

Объект правоотношения – реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объективная сторона правонарушения – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.

Объективно-противоправное деяние – деяние, совершая которое и нарушая при этом нормы права, лицо наносит ущерб (кому-, чему-либо). Однако иные элементы состава правонарушения – субъект или субъективная сторона – отсутствуют. К О.-п. д. можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости и др.

Обычай – общее правило, возникающее в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности существования вошедшее в привычку людей.

Обязывание – способ правового регулирования, который выра­жается в предписании совершить какие-то действия (например, соб­ственник жилого дома обязывается платить налоги).

Оперативная норма (норма-инструмент) – норма, устанавлива­ющая даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Относительное правоотношение – правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).

Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В осно­ве деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.

Охранительная норма – норма, фиксирующая меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правового запрета. О. и. определяет также условия и порядок освобожде­ния от наказания.

Позитивное право – система общеобязательных формально-определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. П. п. – право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках.

Политическая система общества – система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Политический режим – методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды П. р. – демократический и недемократический.

Права гражданина – совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

Права личности – правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации.

Права человека – естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать по сферам жизнедеятельности общества: личные, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные.

Право – система общеобязательных формально-определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Главные признаки П. – сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.

Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государ­ством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Правовая семья – совокупность правовых систем, выделенная на основе общности их генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяются сле­дующие П. с.: 1) англосаксонская (Англия, США, Канада, Австра­лия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германская (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) со­циалистическая (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) система обычно­го права (Экваториальная Африка и Мадагаскар).

Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организа­циями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, право­вых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. П. в. имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Правовое государственное принуждение – принудительное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

Правовое государство – государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государ­ственной власти.

Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. П. н. может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической.

Правовой обычай – правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принужде­нием.

Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью раз­личных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие П. р. наблюдается и внутри каждой отрасли, и в правовой системе в целом.

Правовой статус личности – положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивиду­альный П. с. л.

Правомерное поведение – общественно необходимое, желатель­ное или социально допустимое волевое действие дееспособного субъ­екта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне П. п. подразделяется на социально активное, законопослушное, конформистское и маргинальное.

Правонарушение – общественно вредное противоправное виновное действие дееспособного субъекта, влекущее за собой юри­дическую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению П. подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые, дисциплинарные).

Правоотношение – возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. П. ха­рактеризуется сложным составом, состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание. П. можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д.; по характеру содержания – на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; по степени определенности сторон – на относительные и абсолютные.

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности чело­века, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. Принципами П. являются определенность, систем­ность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство.

Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениямв общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах. В структуру П. входят рациональный компонент – правовая идеология и эмоциональный компонент – правовая психология.

Правоспособность – предусмотренная нормами права способ­ность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Правосубъектность – предусмотренная нормами права способ­ность (возможность) лица быть участником правоотношений.

Правотворчество – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм.

Предмет правового регулирования – фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен: трудовые, управленческие, иму­щественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений от­ношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внеш­ний контроль (например, юрисдикционными органами).

Предмет теории государства и права – явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: государство и право как явления цивилизации и культуры; основные понятия государства и основные понятия права; основные право­вые принципы; основные ценности государства и права; основные закономерности развития государства и права.

Применение права – властная деятельность компетентных орга­нов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии П. п.: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу.

Принцип разделения властей – рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкие взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принципы права – руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. П. п. под­разделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (ме­жотраслевые), а также крупным правовым институтам. Основными общеправовыми принципами являются: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, закон­ность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосу­дие, добросовестность, разумность, справедливость.

Принципы правотворчества – основные начала осуществле­ния правотворческой деятельности. К наиболее важным из них относятся: принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, принцип демократизма и связи с практикой.

Принципы юридической ответственности – основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответствен­ность. Это принципы законности, гуманизма, ответственности за вину, справедливости, равенства всех перед законом, целесообраз­ности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимости на­казания, индивидуализации наказания, оперативности.

Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления П. з. выступают аналогия закона и аналогия права.

Разрешительный тип правового регулирования – запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений такого типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены.

Реализация права – осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основными формами Р. п. являются: ис­пользование субъективного права, исполнение обязанности, соблюдение запрета.

Регулятивная норма – норма, непосредственно направленная на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида Р. н.: управомочивающие (предоставляют своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливают запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Результаты толкования норм права – итог уяснения их подлин­ного смысла, закрепленного в письменных правовых актах.

Республика – форма правления, в которой высшая государствен­ная власть принадлежит выборным органам, избираемым на опреде­ленный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и пре­зидентские.

Санкция – структурный элемент нормы права, который указыва­ет на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности С. подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные.

Система законодательства – совокупность нормативных право­вых актов, в которых объективируются внутренние и содержатель­ные характеристики права. Выступает внешним выражением, формой системы права.

Система права – внутреннее строение (структура) права, отра­жающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Систематизация законодательства – целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью увеличения их до­ступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Содержание правоотношения – субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Сознательно-волевой характер права – признак, означающий, что право есть проявление воли и сознания людей. В праве отра­жаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, со­циальных групп, отдельных лиц и организаций. Право регулирует общественные отношения, взаимодействуя с волей индивидуумов и социальных групп.

Состав правонарушения – совокупность субъективных и объ­ективных признаков, необходимых и достаточных для характеристи­ки деяния как правонарушения. Состав правонарушения включает в себя объект, субъекта, объективную сторону и субъективную сторону правонарушения.

Социальная власть – система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. Структуру любого властного отно­шения (властеотношения) составляют властвующий субъект (народ, класс, община, род, совет старейшин, вождь) и подвластный объект (индивид, коллектив, организация).

Социальное управление в обществе – целенаправленное воздей­ствие на людей и их объединения для достижения определенных ре­зультатов. Предполагает наличие особых органов управления.

Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей пра­вила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исто­рического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Способы (приемы) толкования – совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. С. т. под­разделяются на грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологиче­ский, функциональный.

Структура общества – внутреннее строение общества, отра­жающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обе­спечивающее целостность и динамизм развития. В С. о. входят социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Структура правовой нормы – логически согласованное внутрен­нее ее строение, обусловленное фактическими общественными отно­шениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодей­ствующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах. Традиционно считается, что норма права состоит из трех эле­ментов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонаруше­ние, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо – индивид или организация.

Субъективная сторона правонарушения – то, что характери­зует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. его вина.

Субъективное право – предусмотренная в норме права мера воз­можного поведения управомоченного лица, предоставленная управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, обеспеченная действиями (бездействием) обязанного лица. С. п. включает в себя право на собственные фактические действия, право на юридические действия, право требования, право притязания.

Субъекты правоотношений – участники правоотношений, име­ющие субъективные права и юридические обязанности. Их называ­ют также субъектами права. С. п. могут быть индивиды, их организа­ции и, как исключение, социальные общности.

Судебный прецедент – решение суда высокой инстанции по кон­кретному делу, которому придан нормативный характер. Обязатель­ным для всех нижестоящих судов является не решение целиком или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи («ratio decidendi»).

Сущность государства – легитимная и обеспеченная соответ­ствующими средствами власть.

Теория государства и права как наука – обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и по­литические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе.

Теория государства и права как учебная дисциплина – учеб­ная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические по­нятия, принципы и ценности юриспруденции. Структура Т. г. и п. как учебной дисциплины включает в себя разделы, главы, пункты научно-учебного материала, выражающие его единство и дифферен­циацию.

Тип государства и права – модель или идеальный, выраженный в понятии образ государства и права, в котором объединяются об­щие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которому соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем.

Типология – учение о классификации, т. е. распределении объек­тов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, груп­пы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов (в нашем случае таким сложным объектом высту­пают государство и право).

Толкование права – интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. В зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения различают буквальное толкование, распространительное толкование и ограни­чительное толкование. По субъектам толкования Т. п. подразделяется на официальное (аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).

Убеждение (как метод осуществления государственной вла­сти) – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взгля­дов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.

Унитарное государство – целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные единицы которого (об­ласти, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Управомочивание – способ правового регулирования, который выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, соб­ственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться при­надлежащей ему вещью).

Учредительная норма – норма, отражающая исходные начала правового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства, закре­пляющая устои социально-экономического и общественно-полити­ческого строя, права, свободы и обязанности граждан, основопо­лагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. У. н. служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.

Фактический состав – совокупность двух или нескольких фак­тических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступле­ния юридических последствий.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государствами или государственными образования­ми, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Форма государства – организация государственной власти, вы­раженная в форме правления, государственного устройства и поли­тического (государственного) режима.

Форма государственного устройства – территориальная орга­низация государственной власти, соотношение государства как це­лого с его составными частями.

Основные формы государственного устройства – унитарная и федеративная, редко встречающаяся форма – конфедерация.

Форма правления – способ организации верховной государ­ственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодей­ствия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные Ф. п. – монархия и республика.

Формальная определенность права – признак, означающий, что нормы права закреплены в официальных письменных источни­ках, изданных государством.

Функции государства – основные направления его деятельно­сти, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Ф. г. можно подразделить: по причи­нам возникновения: а) функции, вытекающие из классовых противо­речий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.), и б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел») (экономическая, экологическая и др.); по на­правленности: а) внутренние (экономическая, социальная, обеспе­чения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, экологическая, стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий, информационная) и б) внеш­ние (обороны, интеграции в мировую экономику, обеспечения мира, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка).

Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесо­циальные функции (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные функции (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную).

Функции теории государства и права – направления теорети­ческой деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они подразделяются на теоретико-познавательную (гносеологическую), методологическую, политико-управленческую, идеологическую, прогностическую функции.

Юридическая обязанность – предусмотренная в норме права мера необходимого поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможностью государственного принуждения. Ю. о. имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение кон­кретных действий (активное поведение); претерпевание приме­няемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия.

Юридическая ответственность – применение к правонаруши­телю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкциями юридических норм. Осно­ваниями Ю. о. являются норма права, правонарушение и правопри­менительный акт.

Юридическая техника – совокупность правил, средств и прие­мов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях увеличения их ясности, понятности и эффективности.

Юридические гарантии законности – совокупность закреплен­ных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение за­конности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосредованная деятель­ность специальных правоохранительных органов и органов право­судия. Среди Ю. г. з. различают средства выявления (обнаружения) правонарушений; средства предупреждения правонарушений; меры пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нару­шенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическую ответственность; процессуальные юридические гарантии. К организационным средствам относятся различные мероприятия ор­ганизационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности: кадровые, организацион­ные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, об­разование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением нар­котиков) и др.

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм воз­никновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридический процесс – урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридиче­ских решений общего или индивидуального характера.


Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Филиал в г. Златоусте Факультет экономики Кафедра Гражданского и уголовного права и процесса     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА     ПО КУРСУ «Теория государства и права»   ВАРИАНТ 1   ВЫПОЛНИЛ: студент группы ЗЗЮ-128 Иванов И.С.     Проверил: доцент кафедры ГиУПиП Ковалева Л.А.   Златоуст 201__

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Филиал в г. Златоусте Факультет экономики Кафедра Гражданского и уголовного права и процесса   курсовАЯ РАБОТА по дисциплине _____________________________________________ Тема работы: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________  
Руководитель работы, должность   ________________ Л.А. Ковалева _______________ 2010 г.  
Нормоконтролер ________________   ________________ С.С. Смирнова _______________ 2010 г.  
Автор работы, студент группы _________   ________________ И.И. Иванов _______________ 2010 г.  

Работа защищена с оценкой

____________________ __________________ ________________ 2010 г.

Златоуст 201__

Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: