Основные вопросы темы

Тема 8. Государственная власть

IV. Осуществляя функции, государство использует как правовые, так и неправовые (организационные) формы.

Правовые формы — это деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке.

Виды правовых форм:

· правотворческая — деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене;

· правоисполнительная — реализация предписаний правовых норм;

· правоохранительная, т.е. деятельность по осуществлению правового контроля и реализации юридической ответственности;

· договорная, лежащая в основе ряда политических и управленческих отношений.

Неправовые формы — это деятельность, не связанная с совершением юридически значимых действий и не требующая строгого юридического оформления.

Виды неправовых форм:

· экономическая (регулирование цен, кредитование и др.);

· политическая (согласование позиций различных политических партий и др.);

· идеологическая (обращения к населению, призывы и др.);

· организационная (инспектирование государственных органов и должностных лиц, их инструктирование, разъяснение содержания нормативных актов, привлечение граждан к работе государственного аппарата; составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, картотечный учет и т.д.).

Неправовые формы нередко реализуются через правовое регулирование.

(См. подробнее: Байтин М.И., Сенякин И.Н. Функции государства //Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Саратов, 1995. С.50-60; Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1996. С.281‑285.)

I. Понятие, признаки социальной власти.

II. Государственная власть, ее характерные черты.

III. Легитимность государственной власти, ее формы.

IV. Основные формы осуществления государственной власти.

I. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Теория рассматривает различные концепции возникновения власти. Основные из них: биологическая, фрейдистская, марксистская и структуралистская.

Признаки социальной власти:

· вид управления, регулирования и контроля;

· средство упорядочения социальных отношений;

· взаимосвязь с нормированием отношений людей, принятие ими на себя ряда ограничений в поведении и деятельности;

· волевое отношение, носящее целенаправленный характер;

· связь с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ.

Потребность во властеотношениях определяется:

· многообразием субъектов, видов связей и интересов в человеческих сообществах и их взаимозависимостью друг от друга;

· разумной целенаправленностью поведения людей и их сообществ;

· спецификой социальных закономерностей, т.е. необходимостью властного принуждения для обеспечения интересов доминирующих в обществе социальных групп;

· дополнительным характером власти по отношению к уже действующим в обществе силам саморегуляции и самоуправления.

Власть, упорядочивая социальные отношения, делает их более эффективными, понижая долю элемента неопределенности и случайности в их поведении.

Государственная власть — разновидность социальной власти. Государственная власть, согласно одной точке зрения, более узкая категория, чем политическая власть, т.к. последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и др. Согласно другой точке зрения, государственная власть тождественна политической власти, потому что последняя исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: