Основные вопросы темы. IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль

Тема 9. Механизм государства

IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль.

Правовое регулирование — это форма упорядочения общественных отношений путем приведения их в соответствие с нормами права. Реализацию данной формы можно проследить применительно к деятельности общественных формирований. Правовое регулирование включает ряд этапов:

1. Определение круга субъектов‑участников правоотношений, наделение их свойством правосубъектности. Для этого все общественные формирования должны быть в установленном порядке зарегистрированы, их программы и уставы не должны противоречить законодательству страны.

2. Установление границ поведения субъектов, т.е. общественные формирования должны действовать в рамках законов государства.

3. Определение порядка ликвидации общественного формирования за нарушение установленных правил.

Государственный контроль — форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение нормативных актов. Применительно к деятельности общественных формирований государственный контроль состоит из ряда этапов:

1) проверка соответствия программы (устава) общественного формирования, его деятельности законодательству страны;

2) выработка на этой основе определенного решения;

3) доведение этого решения до исполнительных органов государства и общественного формирования.

Конкретными формами государственного контроля являются:

а) отказ в регистрации общественного формирования, программа (устав) которого противоречит требованиям Конституции, законам государства;

б) предупреждение общественного формирования о несоответствии его деятельности законодательству;

в) привлечение к юридической ответственности лидеров, членов общественного формирования за нарушение установленных правил;

г) приостановление деятельности общественного формирования до принятия решения;

д) ликвидация общественного формирования как организации, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной или религиозной розни.

Утрата контроля (недееспособность государственной власти, правовой нигилизм, разгул преступности и др.) грозит социальными бедствиями, незащищенностью личности. Однако всеобщий контроль приводит к апатии граждан, к потере своей роли правового регулирования. Оно само уже нуждается в политическом, идеологическом освящении. С этой целью появляются различные “моральные кодексы”, программы, “совместные постановления” и др. Любой антидемократический режим стремится к максимальному расширению сферы своего влияния на общество. Потеря контроля над обществом грозит ему неминуемыми социальными бедствиями.

Сохраняя универсальность контроля, антидемократический режим использует разнообразные методы, в том числе и репрессии.

При демократическом режиме государственный контроль — это контроль строго определенных органов государства за соблюдением всеми субъектами права действующего законодательства. Пределы контроля здесь таковы, чтобы человек подвергался только таким ограничениям, какие установлены законом (ст. 29‑4.2 Всеобщей декларации прав человека).

(См. подробнее: Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С.35‑39; Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.338‑342; 413‑417.)

I. Механизм государства и государственный аппарат: понятие, структура, формы и принцип деятельности.

II. Органы государства: понятие, признаки, классификация.

III. Представительные, исполнительно-распорядительные и судебные органы власти.

IV. Разделение властей как принцип организации и деятельности государства.

I. Механизм государства — это совокупность организационных форм государственной власти, призванных осуществлять функции государства. Традиционно понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” употреблялись как синонимы. В последнее время в механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Структура механизма государства:

· государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих властных функций;

· государственные учреждения, предприятия, организации, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

· государственные служащие, специально занимающиеся управлением;

· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Формы деятельности:

· непосредственно управленческие (не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта и т.д.);

· правовые, вызывающие государственно-обязательные последствия;

· правотворческие, направленные на подготовку проектов нормативных актов, их принятие, издание и др.;

· правоохранительные, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности, рассмотрение юридических дел в судах, исполнение решений юрисдикционных организаций, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, организация и деятельность которого основывается на общих принципах, т.е. идеях, определяющих главные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Этими принципами являются:

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, предполагающий соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

· демократизм, выражающийся в первую очередь в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

· разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), способствующее созданию механизмов, исключающих произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

· законность, означающая обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

· гласность, обеспечивающая информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

· федерализм, выражающий единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

· профессионализм, создающий благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирующий высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.

II. Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное властными полномочиями.

Признаки органа государства:

· представляет собой самостоятельный структурный элемент механизма государства;

· создается и действует в установленном порядке (на основе правовых актов и соответствующим образом — выборы, назначения, формирование);

· выполняет свойственные только ему задачи и функции;

· наделен в этой связи властными полномочиями;

· характеризуется наличием организационной структуры, кадрового состава;

· имеет имущество, финансовые средства из бюджета.

Государственные органы разнообразны, осуществляют различные функции. Поэтому они подразделяются на виды по разным основаниям.

По принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные; по форме реализации государственной деятельности — на представительные, исполнительно-распорядительные; судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы; по иерархии — на федеральные, республиканские и местные; по срокам полномочий — на постоянные и временные; по порядку осуществления компетенции — на коллегиальные и единоначальные; по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; по характеру компетенции — на органы общей и специальной компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: