Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей




I. Форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между частями государства, между центральными и местными органами.

Основные вопросы темы

Тема 6. Форма государственно-территориального устройства

I. Понятие формы государственного устройства, ее значение.

II. Унитарное государство, его признаки.

III. Федеративное государство, его признаки.

IV. Добровольные и насильственные международные объединения.

Форма государственного устройства обусловливает:

· внутреннюю структуру государства;

· правовое положение частей государства;

· интересы каждой нации, проживающей на территории государства;

· объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

· стабильность государства, его правильное функционирование.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют: на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

II. Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

· единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;

· административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство ‑ централизованное (Финляндия, а также Франция, Чехия, где местное самоуправление возглавляет губернатор, назначаемый президентом). В децентрализованных унитарных государствах местные органы избираются населением (Великобритания).

Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию:

· единое гражданство;

· единая система права, основа которой ‑ единственная Конституция;

· единая судебная система;

· одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы;




· межгосударственные сношения осуществляют центральные органы;

· единые вооруженные силы.

Достоинство унитарного государства в том, что оно располагает всей полнотой верховной власти. Недостатки — в том, что оно не всегда отвечает потребностям различных образований на местах и т.п.

III. Федеративное государство — это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.

Признаки федеративного государства:

· территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью;

· два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

· высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру;

· наличие гражданства федерации и субъекта федерации;

· разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции;

· двуканальная система налогов.

Главный вопрос федерации — разграничение компетенции федеральных и местных органов. Этот вопрос решается на основе:

а) исключительной компетенции федерации;

б) совместной компетенции;

в) трех сфер полномочий, когда устанавливаются полномочия федеральные, субъекта федерации и совместные.

В зависимости от факторов, которые оказывали влияние на образование тех или иных федераций, принято различать национальные и территориальные федерации.

Национальные федерации образуются по национальному признаку; территориальные федерации в основе своего образования имеют различные экономические, географические и иные территориальные факторы, исторические традиции.



Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

1) Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

2) Субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях (только кое-где (ФРГ) земли с согласия федеральных властей могут заключать международные договоры).

3) Запрещение (непредусматривание) одностороннего выхода из федерации (США, Бразилия).

4) Управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права в мирное время содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальные федерации наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъектами федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) принцип построения федерации — добровольность объединения субъектов. Она служит одним из факторов осуществления нациями права на самоопределение. Все субъекты пользуются одинаковыми правами и одинаковой возможностью влиять на решение задач государства;

в) национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, т.е. национальные федерации по сути обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть (президент, совет министров, независимая судебная система и др.). Национальные образования устанавливают свои гражданства и т.п.;

г) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

д) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерацией — это степень суверенности их субъектов.

На практике все сложнее. Так, в РФ назначение должностных лиц на место и определение их компетенции из столицы — это признак унитарного, нежели федеративного государства. Неравноправие субъектов федерации также в известной степени позволяет говорить о фактическом унитаризме.

Главный вопрос при любой форме государственного устройства — распределение полномочий между центром и периферией. Ясно, что федеративное устройство не будет стабильно, если отдельные субъекты в силу своих особенностей имеют различные взаимоотношения с центром.

Унитарное государство и федеративное государство — это формы внутригосударственного устройства.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации — это государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

а) в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

б) финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

в) исполнительные органы носят коллегиальный характер;

г) нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

д) вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

е) международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ­ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации — полностью суверенные государства.

2. Содружество — объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

· интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

· языковым единством (Британское Содружество Наций);

· общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщество — объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества — выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциация — объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы — объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи:

· обширная территория;

· централизованная власть;

· стремящаяся к экспансии элита;

· асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

· разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы.

(См. подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М., 1993. С.90‑96; Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995; Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1996. С. 60‑65.)





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 1664; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9691 - | 7339 - или читать все...

Читайте также:

  1. B) потерю прав сословных, супружеских, родительских, а также права собственности
  2. I Государственная дума
  3. I и II Государственные думы
  4. I и II Государственные думы. Образование либеральных партий и черносотенных организаций
  5. I Международного творческого форума и
  6. I. Введение в Теорию государства и права (ТГП)
  7. I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
  8. I. О значении римского права
  9. I. Общие положения. 3. Избрание членов Государственной Думы по губерни­ям и областям (ст. 1, п. А) производится Губернским Изби­рательным Собранием. Собрание это образуется под
  10. I. Основные права граждан
  11. I. Создание «советской системы» в экономике. Захват коммунистами власти в Китае в 1949 г. не был случайным — в сравнении с Гоминьданом они выглядели предпочтительнее во всех отношениях
  12. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе


 

3.90.45.27 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.