I. Возникновение и развитие идеи правового государства.
II. Признаки правового государства.
III. Понятие социального государства.
IV. Формирование социального и правового государства.
I. Идея единения силы и права в античности была направлена против представлений о том, что сила рождает право. Эта идея развивалась Платоном при обосновании устройств различных типов государств, Аристотелем, показавшим, что в правильно развивающемся государстве правят законы, как уравновешенный разум. Цицерон рассматривал государство как определенное правовое образование, как некий правопорядок. Он сформулировал основополагающее требование такого государства: под действие закона должны попадать все.
История европейской цивилизации — это процесс противостояния государства и права, когда государство пыталось подмять под себя подданных. Последние защищались разными способами, в том числе и совершенствованием права. Подобное противостояние принесло ряд идей, к числу которых относится и правовое государство.
|
|
Философское обоснование идее дал И. Кант, утверждавший, что правовое государство — это часовой, обязанности которого охранять права индивида от посягательств на них. Юридическое содержание феномена разрабатывалось представителями разных стран. В 1813 году К. Велькер вводит в оборот понятие “Rechtsstaat”, которое рассматривал как высшую форму правления. Концептуальные положения правового государства были предложены Р. Молем в работах 1832‑1834 гг.
Дж. Локк, Д. Юм разрабатывали содержание правового государства в связи с развитием индивидуализма и частного интереса.
Русские юристы В.М. Гессен, С.А. Котляревский, Н.И. Полиенко и другие связывали сущность правового государства с гарантированностью прав личности, соединяли естественные права человека с государством как гарантом этих прав. Но в истории России это было эпизодом, не характерным для ее государственно-правового развития. Напротив, все более аргументируется мысль: право — это совокупность законов, исходящих от государства.
Подобные воззрения нашли благодатную почву в Советской России, где отрицательное отношение к праву выражалось через скепсис к праву. С принятием Конституции 1924 года возникли вопросы о роли и месте государства и права, об отношении к правовому государству. Однако уже к началу 30-х годов концепция правового государства оказалась чуждой социализму.
Но эта идея не могла не найти отражения в научной мысли и проявилась в русле концепции социалистической законности. С середины 70-х годов XX века в научный оборот вводилось понятие “социалистическое правовое государство”.
|
|
II. Правовое государство — это такая форма народовластия, которая гарантирует реализацию прав личности, ее социальную и правовую защиту на основе нормального функционирования права.
Содержание правового государства включило в себя ряд концепций:
· народного суверенитета, в соответствии с которым народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Суверенитет народа составляет основу государственного суверенитета;
· разделения властей в качестве гарантии безопасности населения от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было;
· обеспечения приоритета права, ставшая выражением юридической связанности государства правом.
Признаки правового государства:
1. Осуществление подлинного народовластия, распространенного на все стороны организации и сферы гражданского общества и выступающего в качестве системы развития демократии. Государство — средство обеспечения условий для развития индивидов.
2. Господство права, когда государство, подчинившись юридическим нормам, превращается в один из субъектов права. Связав себя правом как выразителем общей воли, государство обеспечивает себе легитимность. Господство права предполагает и современное соотношение понятий “право” и “закон”. Речь идет о “правовых законах”, которые не оставляют места “правонарушающему законодательству” и формируют такое общественное правосознание, где право ассоциируется со справедливостью.
3. Верховенство закона, когда различные правовые акты должны соответствовать законам, не противоречить им. Условиями, обеспечивающими верховенство закона, могут быть: наличие нормативной базы “о порядке осуществления законодательной деятельности”, соблюдение иерархии нормативно-правовых актов, улучшение правовой информированности населения и др.
4. Разделение властей, когда государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, т.е. устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. В федеративном государстве наряду с “горизонтальным” разделением властей проводится и “вертикальное”: между федерацией и ее субъектами.
5. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. К числу гарантий относятся: материальные, политические, юридические и организационные.
Материальные гарантии — это прежде всего различные формы собственности. Однако собственность автоматически не влечет реализацию прав человека и гражданина.
К политическим гарантиям относятся: участие граждан в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей; равный доступ к государственной службе; участие в отправлении правосудия.
Среди юридических гарантий Конституция занимает центральное место. В России она определила статус Президента в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, предоставила парламенту и законодательным органам субъектов Федерации соответствующие полномочия, возложила на правительство осуществление мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
К числу организационных гарантий относятся судебная защита прав и свобод, деятельность правоохранительных органов, осуществление прокурорского надзора.
Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.