Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Основные вопросы темы. I. Возникновение и развитие идеи правового государства




I. Возникновение и развитие идеи правового государства.

II. Признаки правового государства.

III. Понятие социального государства.

IV. Формирование социального и правового государства.

I. Идея единения силы и права в античности была направлена против представлений о том, что сила рождает право. Эта идея развивалась Платоном при обосновании устройств различных типов государств, Аристотелем, показавшим, что в правильно развивающемся государстве правят законы, как уравновешенный разум. Цицерон рассматривал государство как определенное правовое образование, как некий правопорядок. Он сформулировал основополагающее требование такого государства: под действие закона должны попадать все.

История европейской цивилизации — это процесс противостояния государства и права, когда государство пыталось подмять под себя подданных. Последние защищались разными способами, в том числе и совершенствованием права. Подобное противостояние принесло ряд идей, к числу которых относится и правовое государство.

Философское обоснование идее дал И. Кант, утверждавший, что правовое государство — это часовой, обязанности которого охранять права индивида от посягательств на них. Юридическое содержание феномена разрабатывалось представителями разных стран. В 1813 году К. Велькер вводит в оборот понятие “Rechtsstaat”, которое рассматривал как высшую форму правления. Концептуальные положения правового государства были предложены Р. Молем в работах 1832‑1834 гг.

Дж. Локк, Д. Юм разрабатывали содержание правового государства в связи с развитием индивидуализма и частного интереса.

Русские юристы В.М. Гессен, С.А. Котляревский, Н.И. Полиенко и другие связывали сущность правового государства с гарантированностью прав личности, соединяли естественные права человека с государством как гарантом этих прав. Но в истории России это было эпизодом, не характерным для ее государственно-правового развития. Напротив, все более аргументируется мысль: право — это совокупность законов, исходящих от государства.

Подобные воззрения нашли благодатную почву в Советской России, где отрицательное отношение к праву выражалось через скепсис к праву. С принятием Конституции 1924 года возникли вопросы о роли и месте государства и права, об отношении к правовому государству. Однако уже к началу 30-х годов концепция правового государства оказалась чуждой социализму.

Но эта идея не могла не найти отражения в научной мысли и проявилась в русле концепции социалистической законности. С середины 70-х годов XX века в научный оборот вводилось понятие “социалистическое правовое государство”.

II. Правовое государство — это такая форма народовластия, которая гарантирует реализацию прав личности, ее социальную и правовую защиту на основе нормального функционирования права.




Содержание правового государства включило в себя ряд концепций:

· народного суверенитета, в соответствии с которым народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Суверенитет народа составляет основу государственного суверенитета;

· разделения властей в качестве гарантии безопасности населения от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было;

· обеспечения приоритета права, ставшая выражением юридической связанности государства правом.

Признаки правового государства:

1. Осуществление подлинного народовластия, распространенного на все стороны организациии сферы гражданского общества и выступающего в качестве системы развития демократии. Государство — средство обеспечения условий для развития индивидов.

2. Господство права, когда государство, подчинившись юридическим нормам, превращается в один из субъектов права. Связав себя правом как выразителем общей воли, государство обеспечивает себе легитимность. Господство права предполагает и современное соотношение понятий “право” и “закон”. Речь идет о “правовых законах”, которые не оставляют места “правонарушающему законодательству” и формируют такое общественное правосознание, где право ассоциируется со справедливостью.

3. Верховенство закона, когда различные правовые акты должны соответствовать законам, не противоречить им. Условиями, обеспечивающими верховенство закона, могут быть:наличие нормативной базы “о порядке осуществления законодательной деятельности”, соблюдение иерархии нормативно-правовых актов, улучшение правовой информированности населения и др.



4. Разделение властей, когда государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, т.е. устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. В федеративном государстве наряду с “горизонтальным” разделением властей проводится и “вертикальное”: между федерацией и ее субъектами.

5. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. К числу гарантий относятся: материальные, политические, юридические и организационные.

Материальные гарантии — это прежде всего различные формы собственности. Однако собственность автоматически не влечет реализацию прав человека и гражданина.

К политическим гарантиям относятся: участие граждан в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей; равный доступ к государственной службе; участие в отправлении правосудия.

Среди юридических гарантий Конституция занимает центральное место. В России она определила статус Президента в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, предоставила парламенту и законодательным органам субъектов Федерации соответствующие полномочия, возложила на правительство осуществление мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

К числу организационных гарантий относятся судебная защита прав и свобод, деятельность правоохранительных органов, осуществление прокурорского надзора.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 475; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9477 - | 7512 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.188.251 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.