Рабочая программа учебной дисциплины. Санкт-петербургский государственный университет

Юридический факультет

Санкт-Петербургский государственный университет

Правительство Российской Федерации

Оглавление

Заключение

III. Развитие идеи о социальном государстве связано с пониманием роли государства в регулировании экономических отношений (устранение государства от хозяйственной жизни, тотальное всевластие государства в экономике, ограничение его вмешательства в рыночную экономику).

Социальная забота государства о своих подданных (гражданах) достаточно реально осуществлялась в институте государственных пенсий, в социальном страховании рабочих и т.п. Однако переход от социального страхования рабочих к всенародному страхованию, т.е. к превращению социальной политики государства в его главное направление деятельности стал возможен после второй мировой войны. Импульс исходил из Великобритании (план Бевериджа).

Выделяют три типа социального государства (Риттер Г.А.):

· “позитивное государство”, где социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов и в котором государственная социальная политика является лишь средством контроля;

· собственно социальное государство, в котором проводится политика полной занятости, обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство шансов на успех;

· “государство благосостояния”, в котором уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость, обеспечивается доминирующее положение трудящихся в политике.

Отношение к идее социального государства различное: негативное, например, в США, где укоренился принцип индивидуализма, и в целом позитивное в России с ее общинно-коллективистскими началами.

Требования не только формального (правового), но и материального равенства социального государства противоречат идеям правового государства. Способствуя устранению бедности, социальной незащищенности субъектов права, социальное государство можно условно рассматривать как этап, предпосылку в формировании правового государства.

IV. К числу главных направлений формирования правового и социального государства можно отнести:

1. Создание рыночной экономики, где главными фигурами являются самостоятельный производитель, независимый потребитель и свободный гражданин. Во всех современных странах “работает” государственная собственность, которая берет иногда на себя наиболее убыточное и трудное производство. Наличие частной собственности формирует такое состояние общества, когда каждый его член в законных рамках может отказать государству в заключении правоотношения и не лишится при этом средств существования. Одна из центральных идей правового государства в экономической сфере деятельности заключается в том, что личность, получая от государства определенные гарантии своих прав, не освобождается от предписанных обязанностей, от соблюдения нужной линии поведения. Известно, что перекос свободы в сторону своеволия приводит к тому, что на почве рыночной экономики происходит засилье имущих, резкое расслоение общества.

2. Развитие гражданского общества как своеобразного посредника между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека. Поглощение государства обществом приводит к крайностям безвластия, анархизма, обратная тенденция выливается в тоталитаризм. Гражданское общество с его структурными элементами оказывает разнообразное воздействие на государство, на его взаимодействие с его субъектами. Духовный срез гражданского общества — это приоритет общечеловеческих ценностей. В условиях же потрясений общество интересуют более конкретные и материальные ценности. Не случайно отношение к праву в данное время характеризуется и правовым нигилизмом.

3. Выработка нравственных ценностей, которые позволят утратить произвол, насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, защите прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, охране прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п.

4. Развитие и совершенствование законодательства, формирование эффективной правовой системы. Ключевое условие данного направления — проведение судебной реформы, т.е. утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы. Расширение содержания основных форм ее деятельности ‑ правосудия, судебного управления, конституционного контроля, судебного надзора — поможет становлению целостной судебной власти как хранительнице гражданского мира, защитнице прав и свобод личности и др.

5. Формирование высокого уровня общей культуры вообще и правовой в частности. Построение правового и социального государства затруднено там, где имеются традиции правового нигилизма. Большие проблемы возникают там, где в праве и нравственности видят только преграды и помехи.

Постановка вопроса о правовом государстве меняет правовые приоритеты, содержание ряда понятий и категорий. В последнее время важно не столько внедрение принципа “разрешено все, кроме запрещенного законом”, сколько регламентация действий власти, когда она может совершать действия, прямо предусмотренные законом. Понятие “принуждение” интерпретируется как правовое принуждение, обогащенное свойствами права, и имеет нормативное обоснование в соответствии с определенными процедурами.

Внедрение идей правового и социального государства в российские структуры тормозится по разным причинам:

· неразвитость демократии, отсутствие цивилизованного подхода к правовому управлению обществом;

· провозглашенное народовластие остается как идея, за которой стоит достаточно авторитарная власть;

· конфронтация ветвей государственной власти;

· связанность государственных органов правом сталкивается с несовершенством законодательства, правовым беспределом, творимым самими органами;

· защита личности от произвола чиновников и засилья преступности не обеспечивается;

· низкий уровень правосознания, правовой культуры российского общества;

· низкая эффективность проводимых реформ.

(См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп., М., 1996. С.376‑390; Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1996. С.40‑46.)

Настоящий план-конспект лекционного курса рассматривает с позиций сегодняшнего дня многие принципиально важные проблемы теории государства, диктующие необходимость более глубокого изучения их сущности, функций, взаимосвязей, закономерностей функционирования.

Ограниченное количество времени, отведенное на изучение данного курса, предъявило требования к отбору тем и их содержания – в первую очередь лаконичного, но вместе с тем и целостного подхода, охватывающего основные вопросы программы курса.

План-конспект лекционного курса не содержит полного ответа на все вопросы учебной программы, потому что задачи, стоящие перед настоящей работой, были иные – дать студенту информационный минимум, необходимый для эффективной самостоятельной его работы с рекомендованной литературой.


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.................................... 4

Тема 1. Понятие, признаки и сущность государства.................. 4

Тема 2. Государство и общество. Относительная самостоятельность государства........................................................................................... 7

Тема 3. Типология государства................................................. 12

Тема 4. Форма государства. Государственный
(политический) режим.................................................. 16

Тема 5. Форма правления........................................................... 20

Тема 6. Форма государственно-территориального
устройства...................................................................... 25

Тема 7. Функции государства..................................................... 31

Тема 8. Государственная власть.................................................. 36

Тема 9. Механизм государства.................................................... 41

Тема 10. Механизм функционирования государства............... 47

Тема 11. Государство в политической
и правовой системах общества..................................... 52

Тема 12. Основные западные теории государства.................... 57

Тема 13. Механизм государственно-правового
регулирования общественных отношений.................. 60

Тема 14. Государство, право и личность.................................... 66

Тема 15. Государство, право и социальное развитие............... 70

Тема 16. Проблемы формирования правового
и социального государства........................................... 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 82

Подписано в печать 16.04.98 Объем 5,25 п.л.   Тираж

«Теория права и государства»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: