double arrow

Градостроительный и ландшафтный анализ территории


Градостроительный анализ территории поселка включает в себя:

а) природно-климатические исследования с комплексной гигиенической
оценкой инсоляции, температурного, влажностного и ветрового режима, а также
оценку грунтовых условий почв и растительности;

б) топографические исследования и инженерно-строительную оценку терри­
тории с уточненной характеристикой форм рельефа, гидрогеологического и гид­
рологического режима, геологического строения и несущей способности грунта,
затопляемых и подтопляемых участков, эрозии почв, оврагов и т.д.;

в) архитектурно-ландшафтное изучение территории, необходимое для соз­
дания общей композиции генплана поселка и его основных осей и архитектурных
доминант, органичного сочетания архитектуры и природного окружения. Выяв­
ляются основные видовые точки, с которых раскрываются перспективы местно­
сти и панорамы будущей застройки.

При выполнении ландшафтного анализа территории поселка - необходимо учесть исходные свойства территории, с тем чтобы сохранить и использовать его положительные особенности. В курсовом архитектурном проекгировании ланд­шафтный анализ выполняется на геоподоснове М 1:5000. При этом выявляется нали­чие на территории лесов, болот, лугов, садов, водоемов, памятников истории и культуры, эстетически ценных пейзажей, вышрышных обзорных точек и др. (рис. 11). Особое внимание уделяется анализу рельефа местности, при котором определя­ется общий характер рельефа и такие его характеристики, как:




—характерные точки рельефа (господствующие высоты, центры бес­
сточных котловин, перевалы);

—характерные линии рельефа (водоразделы, водотоки, бровки откосов);

—характерные поверхности рельефа (склоны разной крутизны и ориентации по
странам света, плато, холмы, гряды, седловины, тальвеги).





Для наглядности каждый студент выполняет объемный макет участка застрой­ки (с показом рельефа), гипсометрический анализ на плоскости, разрезы территории на наиболее характерных участках.

В результате анализа территории дается ее комплексная градостроительная оценка. На геоподоснове выделяются участки, оптимальные для размещения различ­ных функциональных зон, основных видовых точек, пешеходно-транспортных свя­зей и высотных доминант, которые могут быть использованы для создания выра­зительной и силуэтной застройки. Результаты градостроительного анализа оформляются в виде карт, планов, схем.

Большое внимание должно уделяться организации сети подъездных пу­тей и пешеходных связей в поселке. Так, транзитное движение через террито­рию поселка должно быть исключено, а транспортная сеть поселка должна при­соединяться к внешним магистралям не менее чем в двух местах.




»

Анализ территории предполагает разработку рабочего макета участка застройки с рельефом местности, наиболее наглядно демонстрирующего все особенности, с последующей разработкой основных приемов жилой и об­щественной застройки, благоустройства, озеленения, транспорта.

а б

Рис.11. Пример комплексной ландшафтной оценки территории

проектируемого поселка:

а - ландшафтная ситуация на участке строительства: 1 - границы поселка; 2 - луга в низине; 3 - зеленые насаждения; 4 - река;

б - схема целевой оценки ландшафта:

1 - территория поселка; 2 - резервные территории для расширения поселка; 3 - поселковый парк; 4 - лесной массив; 5 - плодовый сад; 6 - охраняемые ценные

экземпляры деревьев; 7 - охраняемое эстетически ценное пространство;

8 -территории, пригодные для отдыха; 9 - границы зоны влияния застройки;

10—точки восприятия характерных пейзажей


9. Методологические основы выполнения проекта

Методика выполнения учебного курсового проекта «Поселок на 1000 жи­телей» включает в себя следующие этапы методики архитектурного проектиро­вания:

- предпроектный, исследовательский;

- творческого поиска;

- творческой разработки;

- заключительный;
-аналитический.

9.1. Предпроектный, исследовательский этап

Разработка курсового проекта начинается с выдачи задания, с выявления сущности проблемы исследования и с определения цели и способов проектиро­вания. Исследовательский этап включает в себя: ознакомление с темой проекта, с программой-заданием, литературой, методическими указаниями и подосновой участка. Изучаемый теоретический материал оформляется в виде реферата, вклю­чающий в себя текст, иллюстрации, а также выводы, сделанные при анализе ис­пользуемых приемов, композиций и образности реализованных решений по анало­гичным проектам отечественной и зарубежной практики проектирования функ­циональной и архитектурно-пространственной системы поселка.



Работа по накапливанию материала должна вестись постоянно, причем его фиксация предпочтительна не электронным копированием, а вручную; только то­гда плоды этой работы оседают в памяти. Зарисовки в альбомах имеют свойство при одном взгляде на них вызывать мгновенную ассоциативную связь с нужным в данном случае образом или приемом. Фиксированная в накопительных альбо­мах информация вместе с визуальными образами непосредственного запомина­ния формирует профессиональную память дизайнера с поверхностным и глубин­ным уровнями хранения информации. Профессиональная память в творческом процессе реализуется как интуиция.

Проектирование поселка начинается с предварительного градострои­тельного и ландшафтного анализа выбранной студентом территории. Резуль­таты оформляются в виде планов, схем на геоподоснове участка, где графически изображаются имеющиеся планировочные ограничения, оптимальные участки для размещения различных функциональных зон, основные видовые точки, пешеходно-транспортные связи и высотные доминанты, которые могут быть использованы для создания выразительной и силуэтной застройки. Предпроектный анализ за­ключается в исследовании многочисленных факторов по трем направлениям: моделирование структуры поселка, выявление композиционно-тектонического потенциала среды, поиск концептуального решения. Архитектурное-планировочное решение поселка разрабатывается, проектируется и строится в





ответ на некую сложившуюся ситуацию. Эта ситуация может носить часто функциональный характер или быть так или иначе связанной с социальными или экономическими обстоятельствами. В любом случае предполагается, что данная ситуация является проблемой и необходимо создать новые условия, т.е. найти ре­шение. Следовательно, перед студентом ставится задача: создание идеи — концеп­ции генерального плана поселка, а далее сам процесс проектирования превращает­ся в процесс решения ряда поставленных задач.







Сейчас читают про: