double arrow

Льготы, привилегии, иммунитеты



Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выра­жающееся как в предоставлении допол­нительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интере­сов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках обще­ственных интересов.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий ад­министрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностран­цев от воинской службы не являются правовыми льготами.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключение из об­щих правил, отклонение от единых тре­бований нормативного характера, вы­ступают способом юридической диффе­ренциации.

Льготы - это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического харак­тера.




В-третьих, правовые льготы вы­ступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в норматив­ных актах в соответствии с демократи­ческими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правопри­менительных актов. Запрещение зако­ном предоставлять льготы в индивиду­альном порядке преследует цель - свести к минимуму корыстное усмотрение, ко­торое может проявиться в этом про­цессе.

Категорию "льгота" нужно отли­чать от категории "гарантия", которая является более широкой по своему объ­ему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощре­ния, наказания, обязанности, запреты и т.п.

С одной стороны, льготы устанав­ливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих пра­вил не могут получить должного обес­печения и защиты. С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности ко­торых заинтересовано государство, об­щество.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монополь­ные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заклю­чаются в следующем.

Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностных лиц. Во-вторых, льготы распространя­ются на больший круг лиц и имеют бо­лее широкую сферу применения. При­вилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений.



В-третьих, если льготы в доми­нанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо преду­сматриваются главным образом для со­ответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, ма­терей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специаль­ном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо от­ветственных и иных лиц.

В-четвертых, привилегии, ввиду того что они являются исключитель­ными правами, выступают более де­тальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирова­ния. Привилегии - это изъятия как из общих, так и из особенных норм права.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобож­дением конкретно установленных в нормах международного права, Консти­туции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, при­званные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфи­ческими разновидностями льгот и при­вилегий, естественно, имеют с ними об­щие черты.

Во-первых, все они создают осо­бый юридический режим.

Во-вторых, призваны быть право­стимулирующими средствами, побуж­дающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, спо­собствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В-четвертых, выступают своеоб­разными изъятиями, правомерными ис­ключениями для конкретных лиц, уста­новленными в специальных юридиче­ских нормах.

В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социаль­ных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки:

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преиму­ществах, в так называемых положитель­ных льготах, то иммунитеты, наоборот, - в виде отрицательных льгот (освобож­дение от выполнения отдельных обязан­ностей - уплаты налогов, пошлин, сви­детельский иммунитет и т.п., освобож­дение от ответственности).

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения меж­дународных, государственных и обще­ственных функций, служебных офици­альных обязанностей.

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами об­ладатели иммунитета. Это связано в ос­новном с тем, что иммунитет из закон­ного и эффективного юридического средства превращается в препятствую­щий фактор.

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международ­ного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консуль­ский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депу­таты, Уполномоченного по правам чело­века в РФ, членов избирательных ко­миссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению рефе­рендума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др

73. Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.



Сейчас читают про: