double arrow

Особенности миграционной политики в Кировской области

2.1 Общая характеристика Кировской области

Кировская область - один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны. Площадь ее территории составляет 120,4 тыс. кв. километров. Область граничит на севере с Архангельской областью и Республикой Коми, на востоке - с Пермским краем и Удмуртской Республикой, на юге - с Республикой Татарстан и Республикой Марий Эл, на западе - с Нижегородской, Костромской и Вологодской областями.

Кировская область имеет густую речную сеть, принадлежащую бассейнам рек Волга, Северная Двина и Кама.

Население Кировской области на январь 2012 года составляет 1327 тыс. человек.

Таблица 1- Динамика численности населения

2007 г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. янв2012г.
1 426 917 1 413 257 1 401 201 1 391 059 1 338 758 1 327 900

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, произошедшие в 2007 - 2009 годах, в целом демографическая ситуация остается неблагополучной, основные демографические показатели продолжают ухудшаться. За период с 1999 по 2010 год общая численность населения сократилась почти на 294,7 тыс. человек.

Таблица 2- Распределение населения по основным возрастным группам на 2011 год

  Человек В % к итогу
  мужчины женщины мужчины женщины
Все население        
Моложе трудоспособного     17,0 13,7
трудоспособном     68,5 53,3
Старше трудоспособного     14,5 33,0

Половозрастной состав населения характеризуется высокой долей пенсионных возрастов (более 30%) и низким удельным весом людей моложе трудоспособного возраста (менее 15%).

Таблица 3- Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)

2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
13.0 8.1 10.6 11.3 11.8 11.9

Несмотря на некоторый рост рождаемости и снижение смертности естественная убыль сохраняется на уровне 8,8 тыс. человек в год (-6,2 на 1000 человек), что заметно ниже общероссийских показателей (-0,5 на 1000 человек в 2007 году). Наиболее важным фактором формирования такой ситуации является высокая смертность в регионе: 15,8 на 1000 человек (общероссийский показатель 15 промилле).

Таблица 4 – Смертность (число родившихся на 1000 человек населения)

2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г
12.1 16.8 16.8 17.1 16.8 15,8

В среднесрочной и долгосрочной перспективе при сохранении сложившихся тенденций Кировскую область ожидает снижение рождаемости и плавный рост смертности. Изменение общей численности населения и отдельных возрастных групп по муниципальным образованиям Кировской области будет происходить неравномерно. Наиболее быстрыми темпами будет сокращаться численность населения Богородского, Малмыжского, Шабалинского, Фаленского, Даровского, Кикнурского и Санчурского районов, число жителей которых к 2013 году сократится более чем на 10%. Наименьшими темпами (менее чем на 5% к 2013 году) будет сокращаться численность населения Слободского, Оричевского, Верхошижемского, Кирово-Чепецкого, Нолинского, Немского, Белохолуницкого, Кильмезского, Зуевского, Пижанского, Яранского, Куменского, Унинского районов и городов Киров, Вятские Поляны, Слободской (см. Приложение 2). Область постоянно теряет население в результате миграции. Проанализируем миграционную ситуацию в Кировской области.

2.2 Анализ миграционных потоков в Кировской области

Миграция наряду с рождаемостью выступает источником формирования населения, оказывающим влияние на ход демографических процессов путем изменения численности и соотношения различных групп населения. Значение миграции в формировании населения региона определяется степенью соответствия потребности экономики региона в трудовых ресурсах и их наличием, а также возможностями адаптации трудовых мигрантов и их семей к местным экономическим и социально-культурным условиям. Несмотря на улучшение ключевых демографических показателей, наблюдающееся с 2000 года, демографическая ситуация в Кировской области остается достаточно сложной и будет развиваться под влиянием сложившейся динамики показателей рождаемости, смертности и миграции. В Кировской области отмечается снижение доли трудоспособного населения в общей численности населения, которое обусловлено его старением. Аналогичная ситуация наблюдается по в целом по России. Огромную роль оказывает влияние демографические процессы путем изменения численности и соотношения различных групп населения. Как известно, демографические проблемы имеют долгосрочный характер, измеряются десятилетиями. Убыль населения влияет на соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения. В российских регионах в последние 2 года наблюдается снижение доли населения трудоспособного возраста в связи с вступлением в данные возрастные когорты людей, родившихся в первой половине 90-х годов, когда рождаемость в стране была очень низкой. В трудовой возраст вступает то малочисленное поколение, которое уже не может восполнять убыль трудовых ресурсов. Рынок труда является одной из основных движущих сил миграции. С одной стороны, субъективная потребность смены места жительства появляется у лиц с худшими условиями жизни, сложившимися в силу их социального положения и создавшимися социально-экономическими условиями жизни на той или иной территории. С другой стороны, старение населения Кировской области и нежелание коренных жителей заниматься неквалифицированными, низкооплачиваемыми видами труда приводят к потребности в рабочих руках и стимуляции трудовой миграции. Из-за неизбежного роста демографической нагрузки на население трудоспособных возрастов актуализируется проблема привлечения и использования иностранной рабочей силы в экономике Кировской области. Одной из серьезных проблем в области миграции для Кировской области является концентрация мигрантов в крупных городах, где имеются более благоприятные условия для трудовой деятельности и относительно высокий социально-экономический уровень развития[12]. При этом возникает следующая проблема: формирование многочисленных этнических групп, объединенных общими целями и задачами, вызывает негативное отношение к мигрантам со стороны местного населения и, как следствие, может провоцировать межнациональные конфликты, снижать социальную стабильность в регионе. Связано это, в первую очередь, с отсутствием развитого рынка труда в отдаленных от центра городах и районах Кировской области и более высоким уровнем заработной платы в крупных городах. С другой стороны в условиях демографического спада трудовой потенциал мигрантов является важным фактором, влияющим на развитие экономики области. Кировская область является одним из миграционных "доноров" для других территорий России.

Таблица 5- Миграционный прирост населения области в обмене с федеральными округами РФ.

       
Всего -3569 -4229 -6812
Центральный -1362 -1724 -1922
Северо-Западный -436 -504 -1063
Южный -241 -300 -444
Приволжский -1096 -1312 -2541
Уральский -432 -481 -892
Сибирский -29 -15  
Дальневосточный      

В 2011 году отрицательный миграционный баланс сложился со всеми федеральными округами Российской Федерации, кроме Дальневосточного федерального округа, как и в 2009 году. Наибольшее отрицательное сальдо миграции имело место с Центральным и Приволжским федеральными округами. Более привлекательными для уезжающих из области оказались город Москва и Московская область, город Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республики Татарстан и Марий Эл, а также Тюменская и Нижегородская области. Несмотря на отрицательное сальдо миграции со многими территориями Российской Федерации, в Кировскую область приезжают из Республик Марий Эл, Татарстан, Удмуртия и Тюменской области. Среди территорий с положительным сальдо миграции Республика Коми стоит на первом месте. Число прибывших из этой Республики в Кировскую область превышает число выбывших на 311 человек. На 2011 год наблюдается массовый отток населения в пределах области около 25 тысяч человек, в другие регионы и зарубежные страны около 14 тысяч человек (см. Приложение 3). За 2011 год численность населения Кировской области за счёт миграции сократилась на 5581 человека[15]. Основным источником миграционной убыли является миграция с другими регионами России (-6812 человек), которая незначительно компенсируется положительным сальдо миграционного обмена области за счёт международной миграции (1231 человек). Общий миграционный оборот (сумма прибывших и выбывших) в целом по области в 2011 году составил 76105 человек (см. Приложение 3). В расчёте на 1000 жителей области он составил 57 перемещений. Миграционная активность сельского населения в 1,8 раза выше городского (соответственно 84 и 48 перемещений).

Отрицательное сальдо миграции в истекшем году сложилось по городским округам «Город Вятские Поляны», «Город Кирово-Чепецк» и по 34 муниципальным районам области за исключением Кирово-Чепецкого, Нолинского, Орического, Орловского, Слободского районов. Внутриобластная миграция населения между городскими и сельскими территориями привела к увеличению численности горожан в 2011 году за счёт переселения сельских жителей на 3051 человека, в результате чего по городской местности области сложился миграционный прирост. Миграционная убыль сельской местности составила 5585 человек. Наибольшая убыль наблюдалась в Уржумском (510 человек), Зуевском (360 человек), Афанасьевском (356 человек), Малмыжском (353 человека) и Кильмезском (343 человека) районах (см. Приложение 2).

Основной объём миграции (сумма прибывших и выбывших) в 2011 году наблюдался в пределах области (68%) и с регионами России (30%). На долю международной миграции пришлось лишь 2 процента миграционного объёма. В расчёте на 1000 жителей внутриобластной оборот составил 39 человек, межобластной – 17, международная миграция – 1 человек.

Основной причиной смены места жительства 45 процентов мигрантов в возрасте 14 лет и старше указали причины личного и семейного характера, иную причину указали 18 процентов мигрантов, из них 62 процента сменили место жительства по причине – приобретение жилья (покупка, наследование т.п.), в связи с учёбой переезжали 17 процентов мигрантов, в связи с работой – 13, желание вернуться к прежнему месту жительства изъявили 8 процентов мигрантов (см. Приложение 4).

Приток лиц, переселяющихся из государств ближнего зарубежья, является главным фактором, сдерживающим сокращение численности населения области. Отрицательное сальдо миграции с другими регионами России частично компенсируется положительным сальдо миграции с государствами ближнего зарубежья.

Таблица 6- Миграционный учет иностранных граждан

      янв. 2012
поставлено на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства      
выдано иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ      
выдано иностранным гражданам видов на жительство РФ      
выдано разрешений на работу иностранным гражданам      

Количество иностранных граждан, въезжающих в область, несколько увеличилось[13]. По состоянию на 01 января 2012 года на территории области поставлены на учет 16951 иностранных граждан и лиц без гражданства, 781 зарегистрированных по разрешению на временное проживание и 303 по виду на жительство. Традиционно, наибольшее количество иностранцев, посетивших Кировскую область, прибыли из Узбекистана, Украины, Азербайджана и Казахстана. Основными целями их прибытия были частные визиты и осуществление трудовой деятельности. В 2012 году выдано около 2 тысячам иностранным гражданам разрешение на работу.

Для мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, особенно в условиях крупных городов, характерен длительный период адаптации к другой этнической среде, который может определенным образом сказываться на их репродуктивных установках. По оценкам исследователей, мигранты, попадая в другую социально-культурную среду, в течение 3-5 лет сохраняют репродуктивные установки, свойственные прежней среде проживания. Однако по истечении срока, когда процесс адаптации в данной сфере можно считать условно завершенным, у мигрантов появляются репродуктивные установки, характерные для той среды, в которой они оказались, т.е. – ориентация на малодетную семью, что может быть объяснено стремлением обеспечить более высокий уровень материального благополучия и социальной мобильности в условиях новой среды. Мигранты и особенно их дети относятся к наиболее уязвимым и социально незащищенным группам населения. Социальный статус мигрантов низок - они слабо вовлечены в жизнь местного социума, заняты преимущественно на не престижных тяжелых работах. Мигранты по-прежнему считаются «дешевой рабочей силой». Их быт характеризуется плохими жилищными условиями. Мигранты находятся в состоянии непрерывного стресса, новые условия вызывают у подавляющего большинства чувство неуверенности, беспомощности. Отсутствие социального опыта поведения в новых условиях приводит к росту заболеваемости среди данной категории населения, к психическим расстройствам, к увеличению риска развития социально значимых болезней (алкоголизм, наркомания и др.), формированию девиантного и суицидального поведения.

По-прежнему остаётся актуальной проблема оттока из региона молодежи и высококвалифицированных кадров[11]. В 2011 году число выбывших, имеющих среднее специальное и высшее образование, превысило число прибывших на 4933 человек. Число выбывших в трудоспособном возрасте увеличилось в 2011 году (4802 человек) по сравнению с 2009 годом (2460 человек) (см. Приложение 4). После окончания учебных заведений молодые специалисты предпочитают не возвращаться в родной город или село, а оставаться в областном центре. Таким образом, районы Кировской области выступают своеобразной «кузницей кадров», и, надо сказать, зачастую очень неплохих кадров, для Кирова. Молодежь, когда у нее возникает потребность в получении профессионального образования, зачастую вынуждена поступать в кировские учебные заведения. Естественно, после этого она в большинстве случаев остается именно в Кирове или вообще покидает Кировскую область. Основные проблема оттока квалифицированных кадров это отсутствие рабочих мест хорошо оплачиваемые, препятствия при создании предприятий малого и среднего бизнеса.

Неблагоприятна возрастная структура миграции: наиболее интенсивный отток приходится на возраст 20-29 лет, что также влечет за собой отток детей в возрасте до 14-15 лет.

Анализ миграции по районам области позволяет выделить 3 группы районов по характеру миграционных процессов:

1) районы с положительным миграционным балансом. Располагаются в центральной части области в районе формирования Кировской агломерации;

2) районы с интенсивностью миграционной убыли более высокой, чем в среднем по области. Северо-восточная, северо-западная и юго-западная часть области;

3) районы с интенсивностью миграционной убыли меньшей, чем в среднем по области.

Таким образом, привлекательными для населения остаются только районы, прилегающие к зоне формирования Кировской агломерации, что, с одной стороны, определяется концентрацией здесь наиболее крупных предприятий, а, с другой, – способствует увеличению трудовых ресурсов в этой зоне на фоне растущего дефицита рабочих рук по области в целом. Выделим основные направления регулирования миграционных потоков в Кировской области.

2.3 Основные направления регулирования миграционных потоков России и Кировской области

Современные проблемы миграции населения включают в себя как традиционные, существовавшие в России многие десятки и даже сотни лет, так и возникшие в результате действия новых факторов. К числу факторов, инициировавших возникновение новых проблем, относится распад СССР, замена планового размещения производительных сил рыночными механизмами распределения труда и капитала, возникновение межнациональных конфликтов, принятие законов о миграции населения, в целом соответствующих цивилизованным обществам. В этот набор входят и такие факторы как снижение уровня доходов населения в первые годы реформирования страны, сокращение потребностей экономики в трудовых ресурсах, вследствие падения объемов производства, удорожание транспортных услуг. Хоть к настоящему времени острота многих миграционных проблем спала, но все равно миграция продолжает оставаться важнейшим фактором, влияющим на изменения в социально-экономической и демографической сферах. Изменения политической и социально-экономической систем на пространстве, которое ныне принято называть постсоветским, более всего сказались на рынке труда, жизненных условиях, индивидуально-личностном статусе и семейных связях.

Сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших. Так, в 2010 году в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн. иностранных граждан, а выехали 17,9 млн. человек. Соответствующие цифры для 2009 года – 21,2 и 20,8 млн. человек, для 2008 года – 20,9 и 19,8 млн. человек, для 2011 года – 21,2 и 19,9 млн. человек[14]. Большинство иностранцев, въехавших в Россию на законных основаниях, впоследствии остаются на российской территории с нарушением установленных правил и переходят в категорию нелегальных мигрантов.

Основная масса незаконных мигрантов прибывала в Россию из Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, стран Африки, а также государств - участников СНГ, прежде всего Закавказья и Средней Азии. Обращает на себя внимание и довольно непростая ситуация, сложившаяся с незаконными мигрантами из Китая и Вьетнама.

Существуют также серьезные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев, а также внутренних мигрантов. В январе-сентябре 2009 года в территориальных органах Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС) статус вынужденного переселенца или беженца получили 6 154 человека (в январе - сентябре 2010 года - 5 161 человек)2. По данным, которые опубликовал Росстат, доля иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составила 0,11%. Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на современную миграционную ситуацию в стране, является избыточная концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России на фоне устойчивого сокращения численности населения в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока[10]. Кировская область испытывает серьезный миграционный отток населения в крупные агломерации. Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях – тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день – трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. Вопросом регулирования миграционных процессов в Кировской области занимается Федеральная миграционная служба по Кировской области. В нашей области территориальная миграционная служба была создана 25 января 1993 года при отделе по труду Администрации Кировской области, и годом позже переименована в Миграционную службу Кировской области ФМС России.

В 2000 году Федеральная миграционная служба была преобразована в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике Российской Федерации. Министерство было образовано на базе Службы и бывшего Министерства по делам национальностей. Была ликвидирована и Миграционная служба Кировской области, на месте которой появился Территориальный орган Минфедерации в Кировской области.

В таком виде Служба просуществовало недолго - 23 февраля 2002 года Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» функции иммиграционного контроля и координации действий органов исполнительной власти по вопросам миграции были переданы МВД России. Территориальный орган Минфедерации в Кировской области был упразднен, а в составе Управления внутренних дел Кировской области был создан отдел по делам миграции.

И, наконец, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года была вновь создана Федеральная миграционная служба в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. А 1 января 2006 года образовано Управление Федеральной миграционной службы по Кировской области.

В новом качестве служба создана на базе подразделений по делам миграции и паспортно-визовых подразделений. Миграционная программа Кировской области на 2005 - 2011 годы была разработана в соответствии с Федеральной миграционной программой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414, и с учетом складывающихся миграционных процессов и социально-экономической ситуации в области. Миграционная программа основана на Законах Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", Указах Президента Российской Федерации "О мерах по введению иммиграционного контроля" и "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" от 16.12.93 № 2145, 2146[2], определивших основы правового регулирования вынужденной миграции, меры по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции, а также новые подходы по предоставлению иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в России[1].

На общую миграционную ситуацию в области сказывается внутренняя социально-экономическая миграция. Перенаселенность областного центра и отток сельского населения в районные центры, недостаток рабочих мест и низкая заработная плата. Для решения этих проблем необходимо вмешательство государства, регулирование законодательства. Федеральной миграционной службой по Кировской области реализуется программа которая[13]:

1) определяет правовое положение иностранных граждан на территории области, порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, механизм депортации;

2) защищает права мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;

3) оказывает прием, временное размещение вынужденных переселенцев, оказание помощи в обустройстве на новом месте жительства;

4) прогнозирует миграционные процессы и формирует миграционную политику с учетом изменения социальной и экономической ситуации в области;

5) разрабатывает областные программы и организацию их выполнения;

6) обеспечивает целевое использование средств, выделяемых на реализацию программы и контролирует за их использованием;

Для регулирования миграционных процессов в Кировской области и в России в том числе необходимо создать условия для привлечения в область квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции в России и Кировской области и введение повсеместной практики ее статистического учета. Проблема кадрового дефицита должна решаться за счет экономического стимулирования и увеличению темпов внутренней миграции. Успешная интеграция мигрантов, особенно высококвалифицированных, приезжающих в Кировскую область на постоянное место жительства, возможна при проведении в отношении данной категории населения грамотной социальной и демографической политики[11]. Для обеспечения более успешного процесса адаптации мигрантов необходимы такие меры, которые направлены, в первую очередь, на создание соответствующих условий для полноценной жизни семей мигрантов. В частности, политика укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни должна быть направлена на занятых мигрантов, включая систему медицинского страхования, социальной защиты, особенно, имеющих многодетные семьи и детей-инвалидов. Помощь должна носить профилактический и адресный характер. Профилактическая работа может включать в себя три основных компонента:

1) поддержание социально-психологической стабильности семьи работника-мигранта, духовного и нравственного здоровья ее членов в целях создания лучших условий для активизации ее репродуктивной и самосохранительной функций;

2) предсказуемость и определенность - обеспечение семье работника-мигранта материального благополучия, гарантированной и оплачиваемой работы. Многие проблемы, которые возникают перед семьей на новом месте, обусловлены в первую очередь экономическими трудностями. Уверенность членов семьи в том, что всем необходимым для нормальной жизни они могут себя обеспечить является основой социально-психологического благополучия;

3) помощь семьям работников-мигрантов в решении проблем долгосрочного характера и создание нормальных условий жизни (гарантированное жилье, образовательные учреждения для детей, медицинское обслуживание и страхование, социальная и правовая защищенность).

При разработке механизмов привлечения иммигрантов, необходимо учитывать страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и иные характеристики для отбора специалистов. Разработка механизмов управления расселением иммигрантов по территории области должна проходить с учетом комплексной оценки возможностей районов Кировской области по приему и обустройству мигрантов. Необходимо признать, несовершенства сегодняшней миграционной политики привели к тому, что страна наводняется бросовой рабочей силой. 40% трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20 % вообще не имеют никаких специальных навыков. И эти люди работают сегодня в строительстве, транспорте, общепите, т.е. в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависит здоровье и жизнь граждан России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: