double arrow

Самостоятельная работа учащихся


Рис. 2

Литература.

Оборудование.

Урок 1. КРАСОТА ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА

Цели:

— учить детей понимать и чувствовать красоту зимней природы;

— развивать любознательность;

— воспитывать любовь к родной природе.

Виды деятельности: беседа о зимней природе на основе на­блюдений, анализа произведений искусства, литературы; выпол­нение упражнений в тетрадях; анализ работ.

Тип урока: комбинированный.

Для учителя. Произведения искусств для анализа:

1. Литературные — Г. Иванова, «Белые кони в поле игра­ют» и др.

2. Произведения изобразительные искусства — репродукции картин: Л. Щемелев, «В парке зимою», «Зима на нашей улице»; В. Сумаров, «Элегия»; рисунки к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

3. Музыкальные — «Почему медведь зимою спит» (ел. А. Ко-валенкова, муз. Л. Книпера).

Наглядные пособия: методическая таблица «Этапы изображе­ния пейзажа».

Для учащихся: белая бумага, гуашь, кисточки, тряпочки.

Оформление классной доски:

С левой стороны — плакат с надписью: «Пейзажия».

С правой стороны — рисунки к сказке «Мороз Иванович», репродукции картин.

По центру в верхней части — тема урока.

1. Изобразительное искусство вхудожественном воспитании учащихся младших классов : учебно-методическое пособие. В 4 ч. Ч. 1. Первый класс / авт.-сост. В. С. Заброцкая. Мозырь, 2004.

2. Мшц, Н. Д. Выяуленчае мастацтва : вучэбны дапаможшк для 2 класа агульнаадукацыйнай школы з беларускай мовай на-вучання /Н. Д. Мшц. Мн., 1998.

3. Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание методика и организация занятий в началь­ной школе / Ю. А. Полуянов. М., 1997.

4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и мето­дика его преподавания в нач. школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. 2-е изд., стер. М., 2003.

План урока

1. Организационный момент.

1.1. Проверка готовности класса к уроку.

1.2. Связь с предыдущим материалом.

2. Объяснение нового учебного материала.

2.1. Сообщение темы.

2.2. Беседа о пейзаже.

2.3. Объяснение последовательности изображения зимнего пейзажа.

3. Самостоятельная работа учащихся.

3.1. Краткое повторение техники безопасности при рисовании.

3.2. Творческая деятельность.

4. Итоги урока.

4.1. Закрепление нового материала.

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнее задание: предварительная работа.

ХОД УРОКА , Организационный момент.

.1. Проверка готовности класса к уроку. Учитель проверяет готовность учеников к уроку, наличие на парте необходимого материала.

1.2. Связь с предыдущим материалом.

2. Объяснение нового учебного материала.

2.1. Сообщение темы.

У. Ребята, сегодня у нас будет необыч­ный урок. Мы отправляемся в путешествие в сказочную страну Пейзажия, а какое там время года, вам подскажет отгадка, кото­рую вы прочтете, когда разгадаете кросс­ворд. (Рис 1.)

1. Какое животное меняет свою шуб­ку на зиму? (Заяц.)

2. Что надо готовить летом на зиму? (Сани.)

3. Обычно к нам под Новый год приходит Дед... (Мороз).

4. Голодная всю зиму бегает она, проказница хитрющая... (лиса).

У. Вот вы и угадали. Мы отправляемся в зимнюю Пейзажию. Попасть туда нам поможет отрывок из сказки, название которой вы должны угадать. Давайте закроем глаза, и окунемся в сказоч­ное царство.

«Рукодельница послушалась. Пошли они во двор. Во дворе все было бело. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и полы ледяные, а по стенам убрано снежны­ми звездочками: солнышко на них сияло, и все в доме и во дворе блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый — холодно, а делать было нече­го...» (Во время чтения отрывка звучит песня «Почему медведь зимою спит».)

— Ребята, как же называется эта сказка? Д. «Мороз Иванович».

У. Правильно. Когда я читала отрывок, у вас были закрыты глазки. Что вы себе представили? (Рассказы детей.)

2.2. Беседа о пейзаже.

У. Ребята, сегодня мы поговорим о пейзаже. Может быть, на лесной тропинке или у обрывистого склона горы, в роще, парке вы встречали человека, который обычно несет большой плоский ящик. А в ящике кисти, краски, палитра. Его можно узнать и по тому, с каким пристальным вниманием вглядывается он в окружаю­щий мир. Этот человек — художник. Посмотрите вокруг. Зим­ний день, блестит снег, синева неба отражается в снежном покро­ве. В лесу все как будто заколдованно.

— Зачем сюда пришел художник? Он хочет нарисовать всю эту красоту. Картина, которую он напишет, будет называться « пейзаж» •

— Пейзаж — это изображение природы: леса, поля, неба, моря. Белорусские и зарубежные художники написали много замеча­тельных пейзажей. Они любили свою землю и умели передавать всю ее бесконечную красоту. Вот, например, картины «В парке зимою» А. Щемелева, «Зима на нашей улице», «Элегия» В. Су-марова и т. д.

— Но пейзажи рисуют не только художники. Мы сегодня тоже будем рисовать сказочный зимний пейзаж.

2.3. Объяснение последовательности изображения зимнего пейзажа.

Учитель показывает последовательность изображения пейза­жа на примере методической таблицы (рис. 2).

3.1. Краткое повторение техники безопасности при рисовании:

1) не пачкать одежду;

2) работать аккуратно, не подносить гуашь и кисточку близко к лицу.

3.2. Творческая деятельность.

У. Ребята, сегодня мы будем рисовать пейзаж по представле­нию. Каким вы представили себе царство Мороза Ивановича, когда я читала отрывок из сказки?

Д. Лес сказочный, таинственный, деревья напоминают ка­ких-то чудовищ, когда на ветвях много снега.

У. Посмотрим этапы изображения пейзажа.

Д. Сначала нужно определить на листе место для главных изображений, а после — для второстепенных.

У. В какой последовательности вы будете создавать компози­цию пейзажа в цвете?

Д. Необходимо закрасить нужным цветом небо, землю, а также наметить центральные предметы. Так постепенно прорабатываем все предметы, делаем их насыщенными, объемными.

У. Ребята, пусть музыка поможет вам создать удачную компо­зицию пейзажа.

Учитель убирает с доски наглядные пособия, кроме изображе­ний элементов дерева и пейзажа.


Сейчас читают про: