Рис. 2
Литература.
Оборудование.
Урок 1. КРАСОТА ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА
Цели:
— учить детей понимать и чувствовать красоту зимней природы;
— развивать любознательность;
— воспитывать любовь к родной природе.
Виды деятельности: беседа о зимней природе на основе наблюдений, анализа произведений искусства, литературы; выполнение упражнений в тетрадях; анализ работ.
Тип урока: комбинированный.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — Г. Иванова, «Белые кони в поле играют» и др.
2. Произведения изобразительные искусства — репродукции картин: Л. Щемелев, «В парке зимою», «Зима на нашей улице»; В. Сумаров, «Элегия»; рисунки к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
3. Музыкальные — «Почему медведь зимою спит» (ел. А. Ко-валенкова, муз. Л. Книпера).
Наглядные пособия: методическая таблица «Этапы изображения пейзажа».
Для учащихся: белая бумага, гуашь, кисточки, тряпочки.
Оформление классной доски:
С левой стороны — плакат с надписью: «Пейзажия».
С правой стороны — рисунки к сказке «Мороз Иванович», репродукции картин.
По центру в верхней части — тема урока.
1. Изобразительное искусство в художественном воспитании учащихся младших классов: учебно-методическое пособие. В 4 ч. Ч. 1. Первый класс / авт.-сост. В. С. Заброцкая. Мозырь, 2004.
2. Мшц, Н. Д. Выяуленчае мастацтва: вучэбны дапаможшк для 2 класа агульнаадукацыйнай школы з беларускай мовай на-вучання /Н. Д. Мшц. Мн., 1998.
3. Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание методика и организация занятий в начальной школе / Ю. А. Полуянов. М., 1997.
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. 2-е изд., стер. М., 2003.
План урока
1. Организационный момент.
1.1. Проверка готовности класса к уроку.
1.2. Связь с предыдущим материалом.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Сообщение темы.
2.2. Беседа о пейзаже.
2.3. Объяснение последовательности изображения зимнего пейзажа.
3. Самостоятельная работа учащихся.
3.1. Краткое повторение техники безопасности при рисовании.
3.2. Творческая деятельность.
4. Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание: предварительная работа.
ХОД УРОКА, Организационный момент.
.1. Проверка готовности класса к уроку. Учитель проверяет готовность учеников к уроку, наличие на парте необходимого материала.
1.2. Связь с предыдущим материалом.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Сообщение темы.
У. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в сказочную страну Пейзажия, а какое там время года, вам подскажет отгадка, которую вы прочтете, когда разгадаете кроссворд. (Рис 1.)
1. Какое животное меняет свою шубку на зиму? (Заяц.)
2. Что надо готовить летом на зиму? (Сани.)
3. Обычно к нам под Новый год приходит Дед... (Мороз).
4. Голодная всю зиму бегает она, проказница хитрющая... (лиса).
У. Вот вы и угадали. Мы отправляемся в зимнюю Пейзажию. Попасть туда нам поможет отрывок из сказки, название которой вы должны угадать. Давайте закроем глаза, и окунемся в сказочное царство.
«Рукодельница послушалась. Пошли они во двор. Во дворе все было бело. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и полы ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками: солнышко на них сияло, и все в доме и во дворе блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый — холодно, а делать было нечего...» (Во время чтения отрывка звучит песня «Почему медведь зимою спит».)
— Ребята, как же называется эта сказка? Д. «Мороз Иванович».
У. Правильно. Когда я читала отрывок, у вас были закрыты глазки. Что вы себе представили? (Рассказы детей.)
2.2. Беседа о пейзаже.
У. Ребята, сегодня мы поговорим о пейзаже. Может быть, на лесной тропинке или у обрывистого склона горы, в роще, парке вы встречали человека, который обычно несет большой плоский ящик. А в ящике кисти, краски, палитра. Его можно узнать и по тому, с каким пристальным вниманием вглядывается он в окружающий мир. Этот человек — художник. Посмотрите вокруг. Зимний день, блестит снег, синева неба отражается в снежном покрове. В лесу все как будто заколдованно.
— Зачем сюда пришел художник? Он хочет нарисовать всю эту красоту. Картина, которую он напишет, будет называться «пейзаж» •
— Пейзаж — это изображение природы: леса, поля, неба, моря. Белорусские и зарубежные художники написали много замечательных пейзажей. Они любили свою землю и умели передавать всю ее бесконечную красоту. Вот, например, картины «В парке зимою» А. Щемелева, «Зима на нашей улице», «Элегия» В. Су-марова и т. д.
— Но пейзажи рисуют не только художники. Мы сегодня тоже будем рисовать сказочный зимний пейзаж.
2.3. Объяснение последовательности изображения зимнего пейзажа.
Учитель показывает последовательность изображения пейзажа на примере методической таблицы (рис. 2).
3.1. Краткое повторение техники безопасности при рисовании:
1) не пачкать одежду;
2) работать аккуратно, не подносить гуашь и кисточку близко к лицу.
3.2. Творческая деятельность.
У. Ребята, сегодня мы будем рисовать пейзаж по представлению. Каким вы представили себе царство Мороза Ивановича, когда я читала отрывок из сказки?
Д. Лес сказочный, таинственный, деревья напоминают каких-то чудовищ, когда на ветвях много снега.
У. Посмотрим этапы изображения пейзажа.
Д. Сначала нужно определить на листе место для главных изображений, а после — для второстепенных.
У. В какой последовательности вы будете создавать композицию пейзажа в цвете?
Д. Необходимо закрасить нужным цветом небо, землю, а также наметить центральные предметы. Так постепенно прорабатываем все предметы, делаем их насыщенными, объемными.
У. Ребята, пусть музыка поможет вам создать удачную композицию пейзажа.
Учитель убирает с доски наглядные пособия, кроме изображений элементов дерева и пейзажа.