Основное время урока
Здравствуйте!
Тема: Пейзаж острова Робинзона Крузо
Урок изобразительного искусства
Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала. У. Ребята, что называется пейзажем?
Д. Это изображение природы: леса, поля, неба, моря.
У. С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?
Д. А. Щемелев, В. Сумаров.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся. Учитель анализирует работы, хвалит детей за усердие, старание, при наличии ошибок указывает на них.
5. Домашнее задание: предварительная работа.
У. Ребята, на следующий урок принесите иллюстрации к сказке «Зимовье зверей». Прочитайте о зимних забавах, как дети катаются с гор. По возможности сфотографируйте зимние виды спорта, попробуйте сделать зарисовки, прочтите литературные произведения на эту тему.
Сегодня на уроке мы с вами будем гулять по острову Робинзона Крузо и любоваться его пейзажами.
Кстати, ребята, кто из вас может сказать, что такое пейзаж? У кого какие мысли и ассоциации возникают при слове «пейзаж»?
Ответы учащихся.
Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, городской, деревенский, марину (изображает море), исторический и фантастический пейзажи.
В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности пейзаж демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.
А теперь вспомните, что включают в себя пейзажи? Что мы видим на таких картинах?
Ответы учащихся: В пейзаж входят некоторые основные элементы:
Земная поверхность, Растительность, Человеческие постройки, Перспектива вида.
Картина также может включать:
1. Водоёмы (озера, моря, реки),
2. Фауну,
3. Людей.
4. Свет.
5. Метеорологические образования (облака, дождь).
Кто-нибудь может назвать художников-пейзажистов, чьи картины мы все можем увидеть у нас в Русском музее, в Эрмитаже, в Москве – в Третьяковской галерее?
Ответы учащихся.
Это художники (некоторые портреты могут быть на доске): Клодт Михаил Константинович, Куинджи Архип Иванович, Левитан Исаак Ильич, Саврасав Алексей Кондратьевич, Шишкин Иван Иванович и др, Айвазовский Иван Константинович и др.
Итак, мы с вами уточнили, что такое пейзаж и теперь смело можем приступать к нашей прогулке по острову.
Далее некоторые учащиеся (по желанию) получают карточки с отрывком текста из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», в котором описывается пейзаж острова. Задание: прочитать отрывок с выражением, чтобы весь класс мог мысленно представить пейзаж.
Учителю - найти подобные отрывки в романе! Например:
“По берегам его тянулись красивые луга, ровные, гладкие, покрытые травой, а дальше – там, где низина постепенно переходила в возвышенность и куда, как надо было думать, не достигал разлив – росли в изобилии травы с высокими и толстыми стеблями…”
“ Когда я приготовился ставить палатку и рыть пещеру собрались тучи; потемнело, как перед дождем…ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны, хотя эта буря не имела и подобия того, что я много раз видел потом. Блеснула молния, и раздался страшный раскат грома. На другое утро ветер стал стихать, волнение поулеглось, и я начал понемногу осваиваться с морем…»
Обсуждение описанных пейзажей. Учителю - придумать вопросы!
После обсуждения классу дается задание нарисовать пейзаж острова Робинзона Крузо. Он может основываться, как на прочитанном материале из романа, так и на собственных ассоциациях, фантазиях ребят.
В конце урока – выставка работ.
Мы с вами прогулялись по острову Робинзона Крузо сначала мысленно, а теперь можем любоваться нашими пейзажами, наполненными красками, экзотическими растениями, животными, шумом морского прибоя… Спасибо вам, за творчество, мне кажется, наш урок получился интересным для всех, вы – молодцы!