Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Продольный и поперечный анализ. Когорты и поколения




С двойной классификацией связаны понятия продольного и поперечного анализа.

Анализируя демографические явления, демографы обычно говорят о том, что демографические события происходят в той или иной когорте, т.е. совокупности людей, связанных общим для них временем наступления в их жизни какого-либо события, демографического или иного. Примером когорты является поколение, или совокупность ровесников, людей, объединенных общим годом рождения, чей возраст поэтому примерно одинаков.

С другой стороны, демографы говорят, что те или иные события происходят в течение того или иного периода времени, или в совокупности современников, т.е. людей разного возраста, живущих одновременно.

И в этой связи в демографии различают продольный (или когортный) и поперечный (периодический, или текущий) анализ.

Поперечный анализ имеет дело с событиями, произошедшими в совокупности современников, или в течение того или иного периода времени (отсюда и название). В качестве такого периода времени чаще всего берется один год.

Продольный (когортный) анализ имеет дело с событиями, которые происходят в той или иной когорте, или в совокупности ровесников. Примером продольного анализа является рассмотрение последовательностей демографических событий (рождений, браков, разводов, смертей и т.п.) в совокупности родившихся в том или ином году, т.е. в поколении. Другим примером продольного анализа является отслеживание рождений, разводов или смертей в совокупности вступивших в брак в том или ином году.

В этих примерах в качестве признака формирования когорты использованы демографические события (рождение и вступление в брак). Однако когорты могут образовываться и по недемографическим признакам. Например, можно отслеживать наступление демографических событий в когорте, образованной по признаку начала трудовой деятельности в том или ином году или по признаку, скажем, окончания в том или ином году учебного заведения и т.п.

Когортойв демографии называется совокупность лиц, сформированная по признаку наступления в один и тот же период времени (обычно календарный год) события, оказывающего влияние на демографические процессы в данной совокупности.

Демографический анализ в когортах сводится к отслеживанию наступления тех или иных событий в зависимости от длительности существования когорты, т.е. в зависимости от времени, истекшего с момента ее возникновения или формирования до момента наблюдения. Обычной мерой интенсивности демографического процесса в когорте является зависящая от времени ее существования вероятность наступления демографического события. Идеальной реализацией продольного анализа была бы ситуация, при которой исследователь (или исследовательский коллектив) как бы проживает с когортой все время ее существования, отслеживая и фиксируя наступление тех или иных интересующих его событий. Но это практически невозможно, т.к. длительность существования поколения в любом случае выходит за рамки индивидуальной жизни демографа, и скорее умрет именно демограф, чем исчезнет изучаемое им поколение. К тому же ждать результата в этом случае пришлось бы слишком долго и полученные данные потеряли бы всякий интерес и утратили бы свою актуальность. Продольный анализ является чисто документальным инструментом, информация для него добывается из документов (статистических данных, результатов предшествующих исследований и т.п.). Возможно и непосредственное получение информации от респондентов, которых опрашивают (в ходе переписей населения или специальных исследований) о демографических событиях, имевших место в их жизни и о времени их наступления. В любом случае когортный (продольный) анализ является важным методологическим инструментом демографии, позволяющим лучше понять тенденции демографических процессов.




В когортном анализе большое внимание уделяется результирующей величине изучаемого явления. Так, в когортном анализе рождаемости рассчитывают такие показатели, как среднее число детей, рожденных женщиной к определенному возрасту или к концу репродуктивного периода (так называемая исчерпанная рождаемость),средний возраст рождения ребенка той или иной очередности, вероятность рождения следующего ребенка и т.д. В изучении брачности важную роль играют такие показатели, как доля вступивших в брак к определенному возрасту, доля окончательного безбрачия, среднее число браков, заключаемых человеком на протяжении всей жизни, средний возраст вступления в брак и т.д.



В поперечном (периодическом) анализе также используется понятие когорты и поколения, но здесь оно носит чисто условный, теоретический характер. В этом случае говорят об условной или гипотетической когорте (поколении). Условное поколение (когорта) - это теоретическая абстракция, модель, сформированная из совокупности реальных поколений. В известном смысле население как целое, как совокупность современников, имеющих разный возраст, является таким условным поколением.

Предпосылкой формирования условного (гипотетического) поколения (когорты) является допущение, что повозрастные интенсивности демографических процессов, характерные для данного периода времени, сохраняются на протяжении всей жизни того или иного поколения и определяют конечные демографические результаты, которые детерминируются сохранением существующего положения. Иначе говоря, конечные демографические результаты того или иного реального поколения определяются при предположении (чисто теоретическом), что это поколение на протяжении всей последующей жизни будет испытывать такие же точно повозрастные показатели демографических процессов, как все поколения в период, для которого ведется расчет.

Гипотетическое поколение(условное поколение) - условная совокупность людей, на протяжении жизни которой (или ее пребывания в некотором демографическом состоянии) интенсивность демографического процесса в каждом возрасте соответствует существующей в данный календарный период. При этом люди разных возрастов, живущие в этом календарном периоде, рассматриваются как принадлежащие к одному и тому же поколению.

Для расчета демографических показателей для периода огромное значение имеет понятие так называемого среднего населения.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 4252; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8825 - | 7180 - или читать все...

Читайте также:

  1. The Great Wall – «зеленое» градостроительство нового поколения
  2. АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ. ки. Современные взгляды ученых и голоса молодых государственных деяте­лей нового поколения не были приняты в расчет. Успехи в области физики, математики
  3. В духе сценических и этических принципов Щепкина воспитаны многие поколения русских актеров. Эти принципы легли в основу системы К.С. Станиславского
  4. Введение. Многие поколения россиян на просторах Евразии создали гигантскую страну с большим производственным, научным, культурным потенциалом, значительными природными
  5. Вопрос 16.Продольный анализ, возможности и трудности использования
  6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. 1. Перечислите поколения развития ИС
  7. Демографическая политика. Длина поколения и истинный коэффициент естественного прироста
  8. Длина поколения
  9. Длина поколения. Нетто-коэффициент воспроизводства населения
  10. Е.Е. Вяземский. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности
  11. Закон единообразия гибридов первого поколения
  12. Закон расщепления признаков во втором поколении. Причины отсутствия расщепления признаков в поколениях у рецессивных гомозигот. Гомозигота и гетерозигота


 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.