ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС
Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
· Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС;
· центры оперативного управления областных и Минского городского управлений по ЧС;
· центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;
· информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
· диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерские службы) районов, городов и объектов.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, руководитель исполнительного и распорядительного органа области (г.Минска), района (города) устанавливает в границах подведомственной территории необходимый режим функционирования ГСЧС. Ими могут быть (таблица 1.):
v режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке;
v режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляющих или получении прогноза о возможной ЧС;
v режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют КЧС и органы повседневного управления по ЧС соответствующих уровней при возникновении ЧС различного масштаба. При этом вышестоящая КЧС может взять на себя координацию или руководство работами по ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства других министерств и ведомств. При необходимости из состава КЧС могут формироваться оперативные группы.
В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за предупреждение и ликвидацию ЧС, являются МЧС, Минздрав, МВД, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др. Степень участия различных министерств и ведомств в предупреждении и ликвидации ЧС демонстрируется таблицей 2.
Таблица 2.
Режим повседневной деятельности | Режим повышенной готовности | Режим чрезвычайной ситуации |
• наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегаю-щих к ним территориях; • планирование и выполнение мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС, а также по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования в ЧС; • совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; • создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; • осуществление целевых видов страхования. | • организация КЧС руководства функциониванием ГСЧС и ее подсистем, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее реализации; • уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах; • усиление дежурнодиспетчерской службы; • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; • принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; • приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС средств ГСЧС. | • частичное или полное введение в действие планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах; • организация защиты населения в полном объеме; • выдвижение оперативных групп в район ЧС; • организация ликвидации ЧС; • организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в ЧС отраслей экономики и объектов, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения; • определение границ зоны ЧС; • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории. |
Министерство по чрезвычайным ситуациям
МЧС включает следующие основные подразделения[3]:
· Управление по ликвидации ЧС;
· Управление гражданской обороны, государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
· Управление пожаротушения;
· Управление организацией функционирования ГСЧС и Национального комитета по радиационной защите (НКРЗ);
· Организационно-аналитическое управление;
· Управление государственного пожарного надзора;
· Управление правового обеспечения и международных отношений;
· Комитет по промышленному атомному надзору;
· Комитет по организации ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
· Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и ЧС;
· Республиканский центр пропаганды и обучения населения и др.
Основными задачами МЧС являются:
· реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
· руководство аварийно-спасательной службой ГСЧС;
· ведение гражданской обороны;
· разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий в ЧС, их прогнозированию, предотвращению и ликвидации;
· организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, КСЧ, а также населения о возникших авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий;
· контроль, государственная экспертиза и надзор за мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС;
· организация специальной подготовки руководящих кадров, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;
· организация ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий;
· тушение пожаров, спасение людей, координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.
МЧС наряду с другими функциями решает и задачи ГО, как составной части обороноспособности страны.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для реализации принципа единоначалия отдельные структуры ГСЧС и МЧС становятся штабами ГО, а отдельные службы – службами ГО.
Кроме того, в мероприятиях ГСЧС принимают или могут принимать участие Минсвязи, Минфин, Минобороны, МИД и др.
Таблица.3.