Технические средства обучения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОСНОВНАЯ
Литература
СЛАЙД 3.
СЛАЙД 2.
ЛЕКЦИЯ
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Лечебный факультет
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН И.М.Чиж «___»____________2013 г. |
Тема № 5. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской
обороны и основные направления ее деятельности
для студентов фармацевтического факультета
Обсуждена на заседании кафедры «__»______________2013 г. Протокол №____ |
Москва – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) |
Введение | ||
1. | Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера | |
2. | Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций | |
3. | Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности | |
Заключение | ||
Всего: |
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.
|
|
2. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.
3. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 2010.
4. Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебник для вузов. СПб.: НП Стратегия Будущего, 2006. – 247 с.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
|
|
«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утверждены Президентом РФ 3 сентября 2011 г. № Пр-2613.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России.
Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер (программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2010).
Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидацию их последствий достигают сотни миллиардов долларов во всем мире.
Защита населения от ЧС является важнейшей задачей государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Согласно ГОСТ Р 22.3 03-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения», под термином «защита населения» принято понимать комплекс, взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели и ресурсам мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности, опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Для России защита населения и территорий от ЧС актуальна по ряду причин:
· возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса;
· увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата;
· снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов.
По мере развития общества и научно-технического прогресса возросла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС. Их задача – обеспечить национальную безопасность государства и его жителей.
Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребованной обществом.
Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие их жизни. Отсутствие естественных механизмов защиты требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.
Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов, в том числе с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала, объекта экономики или объекта здравоохранения, а также организации их выполнения в ЧС различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ГО и РСЧС.
|
|