double arrow

Могилев, 2007


IV четверть – 7 занятий, 21 уч/час

III четверть – 11 занятий, 33 уч/часа

II четверть – 8 занятий, 24 уч/часа

I четверть – 8 занятий, 24 уч/часа

Количество часов по учебному плану: 102 учебных часа в год

Пуховский Дмитрий Константинович

Составил: преподаватель изобразительного искусства ДХШ г.Могилева

Художественной школы

(34 занятия по 3 уч/часа)

Программа по живописи для 1 класса ДХШ состоит из серии заданий, объединенных в блоки по четвертям, целью которых является: 1. Ознакомление и изучение учащимися основных техник работы красками – акварелью и гуашью – на бумаге разных форматов. 2. Изучение методов передачи объема изображаемых предметов цветом. 3. Изучение определенных гармоничных сочетаний цвета, т.е. изучение колорита. Для первого класса это : монохром, теплый и холодный колорит, оттенки белого ( белая гамма цветов).

Условно, эти три главные цели можно обозначить следующими « знаковыми» словами: « оттенок цвета», «объем предмета», «колорит картины».Оттенок, объем, колорит – это именно то , что по большому счету, и изучается в первом классе по предмету «Живопись».

В содержании понятия «оттенок цвета» подразумевается обучение первоклассников умениям и навыкам в составлении разнообразнейших оттенков цвета, исходя из данных в наборе красок. Здесь и различные техники и приемы письма как акварелью (заливки цвета в цвет, техника раздельного мазка, лессировки), так и гуашью (разбелы и затемнение основного цветового тона, прием тушевки и т. д.). Здесь и приемы работы кистью, использование других инструментов: паралоновая губка, нож, шпатель и т.д.

Понятие «объём предмета» включает в себя освоение навыков передачи на плоскости объёма изображаемых предметов цветом. Это и изучение изменений локального цвета предмета на свету и в тени, зависимость этих изменений от цвета и местоположения источника света, это и передача цветных рефлексов на предметах и драпировках, а также передача последовательности изменений оттенков светотени путём ньюансировки основного цветового тона данного предмета, лепка формы мазком, движением живописного пятна и т.д.

Понятие «колорит» охватывает знакомство с азами цветоведения- цветовой круг, деление цветов на тёплые и холодные, родственные и контрастные, противоположные цвета,- изучение на примерах произведений живописи и учебных постановок тёплого и холодного колоритов, построение колорита натюрморта в монохроме, в «белой» гамме и т.д.

Основные материалы для первого класса, осваиваемые на занятиях по живописи- акварель и гуашь. Вся первая четверть посвящена изучению техники акварельного письма. Темы группируются по принципу: от плоскости к объёму, от умения заполнять плоскость локальным или живописным цветом до навыков в передачи объёмности предметов, как по воображению, так и с натуры. При этом, особое внимание нужно обратить на цветовые характеристики освещённой и теневой части предмета, на передачу цветных рефлексов. Также, в первой четверти даются основные, элементарные сведения по цветоведению.

Параллельно с изучением техники акварели, в первом классе учащиеся активно осваивают технику гуашевого письма, но уже на занятиях по композиции. Во второй четверти запланировано более подробное, углубленное изучение гуашевой живописи: высветление и темнение основного цветового тона, нюансировка исходного,заданного цвета, (например, коричневого, как в теме «ветка дерева»), создание особых цветовых гамм – монохрома – в теме «натюрморт по воображению», а также изучение техник «тушёвки» и «техники раздельного мазка», в работе над натюрмортами и с натуры, и по воображению.

То, что учащиеся во второй четверти заняты гуашью, не значит, что акварель забыта, напротив, во второй четверти по композиции главный материал – акварель ( тема « натюрморт», здесь оттачиваются технические приёмы и умение передавать объём предметов с учётом их общего тона.

Третья и четвёртая четверти предполагают чередование акварели и гуаши, но, если в первом полугодии работа с натуры и по воображению шли рука об руку, то здесь, во втором полугодии, акцент делается на работу с натурными постановками. Изучение различных колоритов, умение анализировать колористический строй картины, натюрморта в целом и каждого предмета в отдельности являются ведущим мотивом второго полугодия. Здесь же закрепляются умения и навыки в передаче объёма предметов в изученных ранее живописных техниках.

Завершает программу контрольная работа, в которой выявляется уровень умений и навыков, приобретённых первоклассниками за учебный год.


Сейчас читают про: