В рамках этих двух глобальных процессов обсуждаются три сце­нария культурной глобализации (Ганнерс)

A. В культурном империализме, определяемом вестернизацией национальных культур, поглощением их культурами других стран, унификацией культур, потерей национальной самобытности и иден­тичности, освоением языков западных стран и забвением нацио­нальных языков. Культурный империализм очевидно ведет к сниже­нию культурного разнообразия, к созданию примитивной вненацио­нальной (космополитической) культуры масскульта, с одной сторо­ны, и элитарной культуры мировой богемы, с другой.

Стороны, для стран-доноров потеря высококачественного челове­ческого потенциала опасна. Опасность состоит в потере шансов на успешную модернизацию своих экономик и общественных укладов в целом, в росте рисков социального авантюризма и экстремизма, в потере социальных перспектив вообще. Заметим, что потери че­ловеческого капитала, как правило, невосполнимы. Германия так и не смогла вернуть свои лидирующие позиции в теоретической физике после отъезда из страны в 30-х годах ведущих физиков. Россия навсегда потеряла мирового уровня социологические, исто­риософские и культурологические школы с отправкой караванов "философских пароходов". Заметим, что в 90-е годы исход пассио­нарной части российских ученых и специалистов принял масштабы национальной трагедии: эмигрировали по разным оценкам от 1 до 1,5 млн человек. Эта тенденция не приостановлена. Россия в этой схеме социального обмена - донор. Ресурсы ее человеческого ка­питала включены в мировые потоки своеобразного интеллекту­ального империализма.

Отметим в связи с этим ряд обстоятельств. Глобализм с его доктриной единого человечества считает позитивным свободное перемещение такого сверхценного ресурса, как человеческий ка­питал. Очевиден и аргумент: свободное перемещение человеческо­го капитала позволяет эффективно самореализоваться личности. Последствия же такого перемещения неочевидны. С одной сторо­ны, формируется группа стран (США, Западная Европа), аккуму­лирующих человеческий капитал высшего качества, созданный в других странах. Это дает для стран-реципиентов мощный импульс дальнейшего пассионарного развития, усиливая их конкурентные преимущества на рынках и формируя, условия для создания новых, более эффективных каналов эволюции (по Н. Моисееву). С другой

Глобальная экономика может стать экономикой, обслуживаю­щей потребности человечества, если это будет экономика социаль­ной ориентации и справедливости, а не инструмент обогащения бо­гатых и разорения бедных.

Мировой рынок - это рынок, на котором порядок определяется «семеркой» ведущих мировых лидеров. Остальным странам остает­ся или принять этот порядок, включившись в борьбу за завоевание лучших позиций на мировых рынках, или прозябать в роли мировых Должников и поставщиков дешевого природного сырья. Эту опас­ность понимают и идеологи глобальной экономики. Глава Всемир­ного фонда этики Ханс Кюнг считает, что необходимо создать кодекс глобальной экономической этики.

Взаимосвязь этих двух истин - общность Земли и возможность ее рукотворной смерти - создала предпосылки для становления на Земле нового порядка всемирного общежития. Цена этого порядка известна: жизнь или смерть Земли и населяющих ее людей. Идея этого привлекательного порядка уже имеет название - глобальное устойчивое мировое сообщество, глобальный единый мир.

Вторая истина - это понимание возможности конца для всего че­ловечества, обусловленного эгоизмом отдельных народов и госу­дарств, неспособностью политиков договариваться, стремлением одних государств к господству над другими. Эти обстоятельства про­являли себя и ранее. Новым же их проявлением в конце XX в. стала гигантская ресурсная обеспеченность в реализации эгоистических и амбициозных планов. Центральными компонентами этой апокалип­сической возможности стали атомное оружие, способное уничто­жить весь мир, и сверхпредельная техногенная нагрузка на природу, способная привести к экологической катастрофе.

Однако, как это часто бывает, новое явление, появившись в со­циальной практике, тут же нагружается разными смыслами. Так бы­ло всегда, когда дело касается системных явлений. Сегодня ожив­ленно идут споры о глобализации как явлении. В острых дискуссиях сталкиваются различные точки зрения.

1. Глобализация - явление экономическое.Сегодня мировая экономика и мировые рынки товаров, капиталов и труда - это уже не метафоры, а реальность. В отчете Всемирного банка о мировом экономическом развитии за 1999-2000 гг. глобализация мировой экономики названа доминирующим мировым процессом. Этот про­цесс породил принципиально новую экономическую жизнь на пла­нете. Созданы всемирные системы производства товаров, способ­ные удовлетворить потребность населения нашей планеты, все­мирные системы телекоммуникаций, транспорта, энергетики. Главным элементом экономического глобального мира является система финансового и фондового рынков. Глобальный экономи­ческий мир взламывает границы национальных государств, втяги­вая их в открытую систему мировой экономики. Это конкурентная экономика: выжить в ней можно, лишь найдя свою нишу. Пока в этой экономике доминирует "семерка" стран мировых экономиче­ских лидеров и процветают страны-сателлиты (Скандинавия, стра­ны Европы и Азии, названные "азиатскими тиграми"). Будущее других стран - а это подавляющее число слаборазвитых стран -проблематично.

С экономической точки зрения глобализация, бесспорно, пози­тивна. Она создает единый открытый мировой рынок. На этом рын­ке успех сопутствует только самым эффективным производителям. Очевидно, что их доминирование на мировых рынках экономит ре­сурсы, выталкивая с рынков неэффективных производителей. В 2001 г. в Южной Корее прокатилась волна протеста крестьян-произ­водителей риса, возмущенных открытием внутреннего рынка риса (по требованию ВТО). Туда хлынул рис из Индонезии, который де­шевле корейского по очевидным причинам: затраты на его произ­водство в Индонезии ниже. Экономисты считают такое положение дел правильным. Социологи же хотят получить ответ на вопрос: а что же делать с миллионами корейских крестьян, веками возделыва­ющих рис на своих полях? Глобализм делает их лишними, выталки­вая за границы цивилизации.

Старший вице-президент Всемирного банка Йозеф Штиглиц сравнил экономическую глобализацию с гигантской волной, способ­ной вынести далеко вперед или погубить национальные экономики. Финансовый кризис 1997-1998 гг. в Азии, России, Бразилии - это крайне опасные проявления экономической глобализации.

Глобализация мировой экономики создает условия для усиления экономической дифференциации: богатые богатеют, бедные стано­вятся еще более бедными. Журнал "Форбс" публикует ежегодный список 600 самых богатых людей Земли. Их суммарный капитал со­ставляет более одного трлн долларов, что равно ВВП такой гигант­ской по численности населения страны, как Китай. 20 лет назад 600 богатейших людей Земли владели капиталом, составлявшим более 600 млрд долларов. Если в 1989 г. страны "большой семерки" произ­водили 46% мирового объема ВВП, то в 2001 г. они производят око­ло 70%.

Очевидно, что глобализация экономики требует создания сис­тем над государственного регулирования мирового производства, распределения и перераспределения ресурсов (в том числе и финан­совых), обмена и потребления (здесь речь идет об ограничениях по­требления невоспроизводимых ресурсов). Создание подобных сис­тем предполагает наличие межгосударственных (международных) законов, ограничивающих деятельность глобальных монополий, транснациональных компаний, мировых спекулянтов финансовых рынков.

2. Глобализация - явление маркетинговое. Уточним: под марке­тингом мы понимаем любую деятельность людей, осуществляемую посредством обмена. Обмен происходит как в коммерческой товар­но-денежной форме, так и в широком смысле - как обмен социаль­ными ресурсами (по П. Блау). Речь идет о трансляции образцов по­ведения (культур), происходящих в межкультурных коммуникациях языковых предпочтений, о продвижении определенных произведе­ний искусства, литературы и кино, задающих мировую моду. Об­мен - это и система миграционных перемещений населения. Здесь важно отметить, что физическая миграция является единством меж­дународного перемещения человеческого капитала.

3. Глобализация - явление культурное.В этом смысле культур­ная глобализация проявляется в развитии двух противоречивых про­цессов (Ганнерс, Хамелинк).

Известный американский социолог Д. Ритцер назвал такое тече­ние в глобализации культур макдонализацией: унификация культур на примитивном уровне.

B. В культурном антропоцентризме, определяющем цивилизацию западного мира с его культурой приоритета прав и свобод человека как образец культуры для всего незападного мира. В этом случае го­ворится о цивилизирующей роли Запада, о ликвидации варварства не­западных стран и народов, об оправданности силовых способов вовле­чения стран в западную цивилизацию и о справедливости наказания стран, сопротивляющихся западной экспансии. В рамках этой доктри­ны считаются справедливыми и законными военные операции с целя­ми предотвращения "гуманитарной катастрофы" (такие к примеру, как операции стран НАТО в 1999 г. в Косово). С сентября 2001 г. эта Доктрина стала доктриной борьбы с мировым терроризмом. Стали оправданы вторжения стран НАТО в другие страны (Афганистан в 2001 г., подготовка к военным акциям против Ирака).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: